Две тысячи маньяков (Two Thousand Maniacs!) (1964)
В небольшом южном городке проходит праздник столетия, на
который обманом (ложным знаком объезда) заманиваются
шесть случайно проезжающих мимо янки - две семейные пары
и Терри (Connie Mason) со своим случайным попутчиком
Томом Уайтом (William Kerwin). Все жители города, во главе
с толстым мэром (Jeffrey Allen) радостно прыгают вокруг
"почетных гостей", обещают им всяческие развлечения и
при этом в сторонке гнусно хихикают, поэтому у зрителя
не возникает ни малейших сомнений, что развлечения эти не
придутся по душе случайным гостям загадочного праздника. Достаточно скоро жители города начали разделят приезжих
и по одиночке расправляться с ними различными брутальными
методами.
Будучи вторым фильмом связки Льюис/Фридман, который эксплуатирует
брутальность и кровь, да еще и снятый за 65 тысяч долларов
(собранных за счет проката их предыдущего фильма), он успешно
шел в кинотеатрах и драйв-иннах (особенно популярен он был
на Юге США, где происходит действие фильма). Как и рассчитывалось,
фильм вызывал раздражение и отвращение части общества,
скандальное сопровождение проката было фильму на руку (собственно,
именно с таким прицелом его и снимали). Натуралистичные жестокие
моменты шокировали публику. Особенно забавно смотреть на это
сейчас - современный зритель (и особенно поклонник жанра) вряд ли
поймет, о чем идет речь, ведь мы видим тень от действия, обильно и
нереалистично политую кровь, да муляжи различных частей тела
(рук или ног). Ныне уровень брутальности и кровавости шагнул
далеко вперед. Но не нужно забывать, что это была середина 60-ых,
и снятая более чем через 10 лет также шокирующая "Техасская резня
бензопилой" была даже менее наглядно кровавой.
"Резню" я вспомнил не зря, т.к. кроме попытки шокировать зрителя
Хупер определенно позаимствовал у Льюиса и концепцию обыденного,
а потому еще больше пугающего безумия (правда, Хупер воплотил ее
на порядок успешнее, в "2000 маньяках" атмосферы практически нет). Актеры достаточно сильно переигрывают, и кажется это было частью
концепции "дешевого шокирующего фильма". Больше всего меня
раздражала назойливая южная кантри-музыка с банджо. Она наверное
создает нужную атмосферу, но после 10 минут уже сильно достала.
Сперва фильм кажется занудным, но примерно с середины уже
втягиваешься, и хотя особо фильм меня не зацепил, посмотреть
уже не было нудно. В нем нет нагнетания напряжения, весь упор
делается на кровавые сцены (которые теперь ну совсем не шокируют). Правда еще конец порадовал. Многие считают (и Льюис с этим сам
согласен), что "Две тысячи маньяков" его лучший фильм. Поэтому фильм скорее будет интересен тем, кто интересуется
историей ужасов (и особенно его шокирующим направлением,
делающим упор на обилие крови и спецэффекты), т.к. это настоящий
малобюджетный трэш, которому уже много лет, поэтому фильм очень
на любителя.
© Сергей Могилевский subfocus.ru