30 дней ночи (30 Days of Night) (2007)

  • 30 дней ночи
  • 30 Days of Night (2007)
  • Режиссёр: David Slade
  • В ролях: Josh Hartnett, Melissa George, Danny Huston, Ben Foster
  • Маленький городок Бэрроу на Аляске в очередной раз готовится к наступлению полярной ночи, длящейся 30 суток. Вообщем-то рядовое событие, повторяющееся каждый год, но вот дежурство в последний солнечный день у шерифа Эбена Олесона (Josh Hartnett) и его напраника Билли (Manu Bennet) выдалось неспокойным: какие-то злоумышленники выкрали чуть ли не все сотовые телефоны у жителей Бэрроу, а затем сожгли их за чертой города. К вечеру список преступлений пополнится намеренно выведенным из строя вертолетом и массовыми убийствами гончих собак. Впрочем, Эбену удается задержать в кафетерии какого-то типа бомжеватого вида, пытавшегося устроить потасовку: агрессивное поведение незнакомца, а также тот факт, что он не является местным жителем, делают его подозреваемым номер один. Чутье шерифа не обмануло, ибо незнакомец оказался действительно сопричастен происшествиям, однако Эбен не мог знать, что мужчина, которого ему удалось поймать - всего лишь пешка в разворачивающихся событиях. А они оказались гораздо серьезней, чем можно было предположить: город Бэрроу с наступлением темноты оказывается во власти вампиров...

    Сразу отмечу, что выбор места действия в фильме безупречен - темнота, холод, полная изоляция от остального мира - при умелой расстановке акцентов "арктическая" тематика изначально содержит в себе огромный потенциал, который кинематографисты, тем не менее, используют не слишком часто. Впрочем, у фильма все же был предшественник - эпизод из сериала "Байки из склепа" под названием "И наступил рассвет", главные роли в котором исполнили Брюс Пэйн и Майкл Айронсайд, напрямую затрагивал вампирскую тематику, а события разворачивались в аналогичных локациях во время полярной ночи. Серия получилась одной из самых удачных во всем цикле, а ее отменную атмосферу оценило подавляющее большинство ценителей хоррора, что и послужило стимулом к превращению короткометражной истории в полноценный фильм. Приятно было сознавать и совпадение демонстрируемых в картине событий с тем, что к моменту показа картины в кинотеатрах петербургские улицы уже были вовсю припорошены снегом, ведь есть, к примеру, особые "зимние" или "новогодние" фильмы, как "Гремлины", которые великолепно смотрятся в канун праздников и/или холодное время года, но никак не в летний зной. Завязка у "Тридцати дней ночи" получилась шикарной: потрясающие панорамы погружающегося в тревожные сумерки городка, возвышающаяся в темноте махина нефтеперерабатывающего завода, закрывающийся на месяц аэропорт, крики арестованного незнакомца о том, что скоро придут ОНИ и жить вам осталось недолго, кровь первых жертв - все эти искусно поданные мелочи вкупе с нарастающим чувством опасности способны привести любителя хоррора в восторг. Не менее впечатляющим оказалось и нападение вампиров на Бэрроу, которое можно охарактеризовать одним емким словом - "бойня". Камера "пролетает" над главными улицами: везде видны пятна крови на снегу, горят перевернутые автомобили, раздаются одиночные выстрелы, вампиры добивают последних жертв... Здорово, здорово до такой степени, что захватывает дух! Единственное, что это "здорово" способно уместиться в полчаса экранного времени... Далее создатели фильма допустили фатальную ошибку: в первое же нападение вампиров были истреблены почти все жители городка. В живых остались только Эбен, его жена (хотя из повествования этого явно не следует, вообще линия взаимоотношения героев раскрыта просто чудовищнейшим образом), волей случая застрявшая в Бэрроу, и несколько второстепенных персонажей. Поэтому далее зритель будет вынужден наблюдать, как на протяжении 29 суток (!) герои пытаются выжить в осажденном вампирами городе. Такая затея a priori не могла закончиться хорошо...

    Впрочем, есть и другой вариант объяснения: съемочной бригаде во время съемок (которые, кстати, велись не на Аляске, а в Новой Зеландии) было очень холодно, поэтому они начали пить. Причем беспробудно. Ибо оставшуюся часть фильма можно охарактеризовать только как белогорячечный бред. После массового побоища на улицах в картине становится абсурдным все - здравое и осмысленное повествование переворачивается с ног на голову и становится отменным образчиком настоящей шизофрении. Начнем с того, что создатели "Тридцати дней ночи" так и не удосуживаются объяснить зрителю, откуда взялись вампиры, что они забыли в Бэрроу и чем они вообще занимались 29 суток кроме того, как изредка пытались отловить героя Хартнета и его спутников. Не могу отрицать, что в кинематографе уже сложился хрестоматийный образ вампира, воплощения силы и сексуальности, а потому эти инфернальные создания отличаются обычно утонченностью, изычканностью, рафинированностью и "культурностью". Современный Голливуд, конечно, падок до разрушения этих образов, ибо каких только вампиров за последние пять лет не видели (и слащавого хлыща Дракулу в "Ван Хелсинге" Соммерса, и "бомжей"-вампиров от Asylum), но эта постановка определенно превзошла все предыдущие, ибо здесь ухитрились вывести вампиров-гопников! Можно простить многое, но только не тот факт, что вампиры шатались по Бэрроу с окровавленными физиономиями тридцать суток и при этом ни разу не утерлись!!! При этом кровососы общаются друг с другом исключительно на древнекаком-то (каком.) языке и периодически издают такие звуки, которые издать может только человек после сильного похмелья, одолеваемый жаждой (сушняком в простонародии). Внешний облик вампиров также оставляет желать лучшего, ибо он явно навеян вторым "Блэйдом", а уж незакрывающиеся ни на секунду клыкастые рты и вовсе наводят на мысль, что кровососы страдают от аденоидов.

    Не меньше вопросов у зрителя возникает и к положительным героям. Прежде всего, как те ухитрились выжить. Нет, здесь не идет речь о стычках с вампирами (хотя в фильме полно сцен, когда герои преспокойно разгуливают по улицам городка, а днем ранее они боялись и за дверь убежища выйти), а о такой бесхитростной и насущной потребности как еда. Нам толком ни разу не покажут, чтобы персонажи что-то ели (печенье не в счет) и пили, а уж о прочих естественных надобностях я вообще молчу. Единственное, на чем отражается длительное пребывание героев вне всяких удобств - лицо Хартнета, день ото дня покрывающееся щетиной, плавно переходящей в бороду. Следующая особенность действующих лиц фильма - полнейшее отсутствие мозгов, ибо они успевают за оставшийся час фильма совершить просто беспредельно большое количество абсурдных и алогичных поступков. Самый адекватный эпитет, применимый к ним, будет, пожалуй, "тупой". Так, например, реплика Стеллы (жены Эбена), последовавшая сразу за тем, как маленькой девочке-вампирше в супермаркете отрубили топром голову, просто поражает широтой полета мысли: "Ее кто-нибудь узнает." Под стать девушке и сам шериф, размышляющий о том, что у оставшихся в живых есть два неоспоримых преимущества перед вампирами (которых пули, кстати, не берут) - жители Бэрроу не боятся холода и выживут там, где другие не смогут, и они прекрасно знают сам город. Да, только вампиры тоже холода не боятся и не менее прекрасно чувствуют себя полноправными хозяевами в Бэрроу. Хреновые преимущества, я вам скажу! Также после просмотра кинокартины мы можем узнать, что лучший способ спасения от вампиров - максимально большое количество бессмысленных перемещений по городу (какова была объективная необходимость перебегать из дома в полицейский участок а затем и на нефтеперерабатывающий завод, осталось для меня загадкой), которые дают повод для массы не менее бессмысленных геройствований.

    Вообще перессказывать несуразности, замеченные в "Тридцати днях ночи", можно достаточно долго - здесь будет и взрыв ящика динамита под ногами, не причинаяющий человеку особого вреда, и хитро устроенный нефтепровод, пролегающий так, что в случае его повреждения нефть будет хлестать по улицам, и прочие россыпи глупостей, не знающие границ, но складывается отчетливое впечатление, что снимали фильм два совершенно разных человека. Первая половина фильма диаметрально противоположна второй: большинство событий, поданных дельно и серьезно в начале, ближе к финалу повторяются, с прежней серьезностью, но с какой-то ахинеистической позиции, о которой создатели картины, видимо, даже и не подозревали. Получается, что вторая половина фильма - комический двойник первой. Так, например, во время сцен первых стычек населения города с вампирами, зрителю отчетливо дают понять, что огнестрельное оружие их не берет, однако позже это положение попросту игнорируется - ряды вампиров активно прорежают стрельбой из ружья и вдобавок активно рубят в капусту снегоуборочной машиной (привет Питеру Джексону и всем его последователям, рубившим нечистивцев самой разнообразной техникой). Удивительны и поступки героев в том плане, что за фильм они сталкиваются дважды с идентичной ситуацией (появление живого человека на улице, зовущего на помощь, которого вампиры используют как приманку), но реагируют на нее по-разному!

    Интересно, что зомби-тематика в хорроре пошла несколько на спад в своем непосредственном проявлении, но она так лихо подстегнула остальные темы, что чуть ли не в каждом фильме, где речь идет совсем не про зомби, мы видим реверанс в сторону животрупных ужасов. "Тридцать дней ночи" не стали исключением: в ряде сцен, где вампиры бегают толпами и яростно рвут человеческую плоть, которые поданы (ну кто бы сомневался) как взгляд "субъективной" (т.е. "дергающейся") камеры, это особенно заметно. Честное слово, уже набило оскомину желание голливудских киноворотил превратить" любую нежить в зомби, оставьте в покое самобытные черты мифологических персонажей в конце концов! Вампиры должны оставаться вампирами, а не превращаться в быстро бегающих кровососущих зомби с уродливыми клыками.

    Единственное, что в фильме получилось безупречным, помимо локаций, так это спецэффекты. Все очень детализировано, реалистично и обильно сдобрено бутафорской кровью. Ясное дело, мы не можем воспринимать спецэффекты отвлеченно от самого фильма, поэтому даже они вызывают в ряде сцен приступы безудержного веселья (запутавшийся в детских качелях вампир), а символом всего кровавого действа может служить образ молодого шерифа, лихо размахивающего топором и сносящего всем вражинам головы. Не обошлось, конечно, без пафосно-слезливого финала, который хорош всем, кроме того, что развязка "подсмотрена" в уже упоминавшемся ранее "Блэйде 2". Джош Хартнет, кстати, в фильме смотрится очень неплохо, ибо видно, что актер действительно играет предложенную роль, но в контексте такого сценария, его усилия во многом оказываются тщетными. Особого пинка под зад заслуживает русский дубляж, ибо умудриться озвучить женщину мужским голосом - это нонсенс (сцена с супермаркете).

    Что сказать, кино действительно ужасно в плане сценария. Он настолько непроходимо глуп, что создается впечатление, будто смотришь разнузданный трэш, на который выдали излишне много денег. Впрочем, убийственно серьезный тон постановки и откровенная абсурдность происходящего на экране создают неплохой комический эффект. Обидно, конечно, что "Тридцать дней ночи" начали за здравие, а закончили маразмом, но денег, потраченных на просмотр, я не жалею: не на каждой комедии удается так посмеяться. Рекомендуется к просмотру поклонникам "Ночи живых мертвецов 3D".

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов