визитки

Кровавый залив (Reazione a catena) (1971)

  • Кровавый залив
  • Reazione a catena (1971)
  • Режиссер Mario Bava
  • В ролях: Claudine Auger, Luigi Pistilli, Claudio Volonte
  • В самом начале фильма происходит убийство престарелой графини Федерики (Isa Miranda), разъезжающей на инвалидном кресле (ныне сцена совершенно невозможная из-за своей жуткой неполиткорректности). Однако вопреки всем канонам жанра джиалло мы тут же видим лицо убийцы! Но не на долго - через пару минут именно граф Донати станет жертвой. Далее зрителю представляется целый сном заинтересованных лиц, которые желают получить наследство графини (привлекательный залив) в свою собственность. Некоторое время мы просто получаем возможность слегка познакомиться со всеми будущими участниками драмы, а затем они начинают убивать друг друга, и одно убийство тянет за собой другое. Едва успеваешь привыкнуть к героям и начать их различать, как они начинают погибать, и в этом есть своя прелесть!

    Когда смотришь фильм, чувствуешь, что он не от этой эпохи, особенно сильно отличается цветовая гамма (во многом конечно это отличие появляется из-за другого типа применяемой для съемок пленки) цвета фильма слегка приглушены. При этом очень в духе того времени использованы сочетания ярких цветов - например ярко-красная кофта на фоне темно-синего ночного озера. Подобная яркость цветов и их комбинации вообще характерны для итальянских фильмов того времени. Сразу видно, что Бава не боялся экспериментировать с камерой - она постоянно движется, меняются ракурсы, фокусировка. Очень часто камера "наезжает" на различные предметы, показаны в приближении лица. А так как часть действия происходит ночью, то это также используется Бавой для выхватывания из темноты отдельных фрагментов (лиц, предметов), а также создания завораживающе красивых ночных пейзажей. Вообще красота съемки присуща этому мастеру, перековавшемуся в режиссеры из оператора, побалует он ею и в этом фильме. Так что уже только с визуальной точки зрения фильм смотреть очень и очень приятно. Чего стоят поданные в разных обличьях виды леса и озера.

    Весьма распространено мнение, что "Кровавый залив" является дедушкой слэшеров. Однако мне видится, что мнение это сформировалось из-за подобия нескольких сцен из "Кровавого залива" и "Пятницы 13-го" (видимо сценарист "Пятницы" смотрел данный фильм, и справедливо решил, что он неизвестен широкой американской аудитории, а посему заимствовать сцены можно смело) - а именно двух убийств (топор в лицо и протыкание парочки на кровати копьем), и то, что камера показывает нам часть действия "от лица убийцы". Однако последнее вообще норма джиалло. Главное, что "Кровавый залив" совершенно не походит на слэшеры ни по сюжету, ни уж тем более по духу. Мне кажется, что "Кровавый завлив" это атипичный джиалло, в котором присутствует джиалловый дух и синематография, но ряд признаков сильно искажен (например, отсутствие стандартной интриги "кто убийца", детективная интрига присутствует, но она другого типа; нет значимых для сюжета артефактов; да и сами убийства более наглядны, кровавы и акцентированы, чем обычно). В конце концов, этот фильм из второй половины творчества Бавы, и создавший жанр имеет право с ним экспериментировать. При этом Баве удается органично вписать в фильм и определенную иронию.

    В оригинале название фильма переводится как "Цепная реакция", но фильм больше распространен в американской версии "Кровавый залив" (Bay of Blood) (там он даже выходил и под названием "Последний дом с лева 2"), "Конвульсия нерва смерти" (Twitch of the Death Nerve), европейские версии чаще называются "Кровавой баней" (немного вольный перевод, но соответствует духу) (Bloodbath, Bahia de sangre). Конечно же весь сюжет фильма только и создан, чтобы убить как можно больше людей самыми различными способами, но при этом не теряется его внятность и связность. Смотреть фильм было очень интересно, достаточно давно я не получал подобного удовольствия от фильма. В самый разгар популярности джиалло Бава посмел пойти новым путем, посмел ломать собственноручно созданные каноны. Визуально фильм отлично вписывается в эпоху рубежа 60-ых и 70-ых годов, но при этот своим сюжетом и подходом к убийствам опережает свое время. Можно посоветовать фильм даже тем, кто не в восторге от итальянских джиалло.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов