Дом с лестницей во тьму

(La Casa con la scala nel buio) (1983)

  • Дом с лестницей во тьму
  • La Casa con la scala nel buio (1983)
  • Режиссёр: Lamberto Bava
  • В ролях: Andrea Occhipinti, Anny Papa, Fabiola Toledo
  • Первый фильм Ламберто Бавы, весьма одиозный и неоднозначный "Макабро", благожелательно восприняли критики, но у зрителей он не имел особого успеха. Тем не менее, начинающий режиссер ожидал, что теперь-то у него появится возможность заниматься исключительно собственными проектами, не подвизаясь на поприще помощника директора. Однако время шло, а предложений от продюсеров всё не поступало, и сын великого Марио понял, что его ожидания могут и не оправдаться. Ламберто вновь вернулся к работе ассистентом, на этот раз на джалло Дарио Ардженто "Тьма" (Tenebrae). Но вскоре судьба смилостивилась, и звонок от продюсера таки раздался. Это был Мино Лой, имевший отношение к таким проектам, как "Съеденные заживо" ("Eaten Alive"), "Каннибалы" ("Cannibal Ferox") и "Так мила, так извращена" ("So Sweet, So Perverse") Умберто Ленци. Мино хотел снять мини-сериал жанра хоррор для телевидения, с последующей возможной переработкой в кинотеатральный проект. Изначально картина задумывалась как череда не связанных между собой новелл, но в результате совместной работы Бавы и сценариста Дардано Сакетти родился сюжет для для четырехсерийного фильма "Дом с лестницей во тьму". Особенностью этого сюжета стало то, что в конце каждой получасовой серии кровавейшим образом убивали какую-нибудь миловидную дамочку. Ламберто принципиально решил снимать "Дом" с очень жестокими сценами убийств, так как основной претензией зрителей к "Макабро" было отсутствие по-настоящему шокирующих моментов.

    Музыкант Бруно (Андреа Окчипинти) получает задание от режиссера Сандры написать музыку для её нового фильма ужасов. Музыка должна быть мрачная, но одновременно волнующая и непохожая на типичные музыкальные темы других ужастиков. Бруно с энтузиазмом принимается за работу, арендовав приличных размеров виллу, стоящую в некотором отдалении от города - для того, чтобы уединение и атмосфера одинокого дома вдохновили его. Постепенно молодого музыканта начинают одолевать различного рода трудности. Во-первых, Сандра отказывается показывать кому-либо, в том числе и Бруно, концовку своего фильма, ссылаясь на грандиозный сюрприз в финале. Бруно пытается объяснить ей, что знание развязки необходимо, чтобы лучше сориентироваться в настроении фильма, но сварливая дамочка-творец непреклонна. Во-вторых, с виллой тоже оказывается не всё ладно v в половине дома отсутствует электричество, в подвале обнаруживается запертая дверь, к которой нет ключа, а вода в бассейне имеет ужасный запах. В-третьих, покой и одиночество Бруно постоянно нарушают v на вилле то и дело появляются незнакомые девушки. Появляются v и тут же исчезают- В дополнение ко всему, во время работы Бруно начинают слышаться какие-то странные голоса v и выясняется, что это не разыгравшееся воображение музыканта, ибо голоса слышны и на записанной пленке с музыкой. Кажется, что в доме поселились призраки-

    По жанровому направлению, у Бавы и Сакетти получился классический джалло, в котором соблюдены все его каноны v даже убивают в картине исключительно женщин, ни разу не покушаясь на жизнь сильной половины человечества. Тот факт, что сначала лента состояла из четырех серий, самым положительным образом повлиял на её динамику: каждая 25-минутная часть построена с равным балансом между напряженными "саспенс"-сценами, разговорами и убийствами дам. Некоторые сцены фильма (если вырвать их из контекста) кажутся совершенно "не от мира сего" - что добавляет своего очарования. Сама вилла, большая, с запутанными "внутренностями", с мрачными подвальными коридорами, производит очень благоприятное впечатление, и когда действие на непродолжительное время переносится на открытую местность, это кажется столь непривычным, будто мы смотрим готический триллер про "дом с привидениями". Виллу предоставил друг Сакетти, Лучиано Мартино (ставший ещё одним продюсером, наряду с Мино Лоем, не указанным в титрах). Он приобрел её незадолго до съемок за 600 миллионов лир и просто горел желанием снять там какой-нибудь фильм. Даже актерская игра v традиционно слабое место дешевого италохоррора - не вызывает существенных претензий. На главную роль был выписан почти что звезда итальянского кинематографа тех лет Андреа Окчипинти ( "Нью-йоркский потрошитель" ("New York Ripper")) v актёр со своеобразной интеллектуальной внешностью, подходящей для необычного, странного кино, и очень любивший киноискусство как таковое v благодаря чему соглашался сниматься в самых разных фильмах за очень небольшие деньги (снимается он и по сей день, но сейчас занят в большей степени кинодистрибьюцией). Единственным недоразумением в подборе исполнителей стала подруга Бруно в исполнении Лары Назински ("Энигма"("Aenigma"), "Рыжая соня"("Red Sonja")) v полфильма я ждал, когда же грохнут эту "параБарби".

    Как видите, минусов у фильма мало, а достоинств v достаточно, что позволяет порекомендовать сие творение всем, кто интересуется итальянским хорорром тех лет. Разумеется, ленту с весьма кровавым "содержимым" цензоры всячески резали, и в некоторых странах она вышла в прокат короче аж на 13 минут. Особенной обструкции подвергалась так называемая сцена в ванной v её кромсали просто нещадно. В Америке картина вышла под тайтлом "Лезвие в ночи", который, по признанию Ламберто Бавы, нравится ему самому гораздо больше, чем родной, итальянский вариант названия. Так получилось, фильм сослужил ему не лучшую службу, поскольку после его выхода за режиссером закрепилась слава человека, способного снять хорошее кино в короткие сроки (работа на вилле была ограничена двумя с половиной неделями) и с малым бюджетом, что отразилось на последующей его продукции. К сожалению, в начале 90-х в своём творчестве Бава отошел от хоррор-тематики, поскольку она не была ему близка ("Мне не нравятся триллеры, хотя некоторые и говорят, что я снимаю их. Я нахожу сцены, где женщин закалывают до смерти, неприятными. Вот у Дарио Ардженто это получается хорошо, а меня тошнит каждый раз, когда я вижу нож") и занялся приключенческими проектами для телевидения.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов