Тупик (Dead End) (2003)

  • Тупик
  • Dead End (2003)
  • Режиссеры Jean-Baptiste Andrea, Fabrice Canepa
  • В ролях: Ray Wise, Alexandra Holden, Lin Shaye
  • Скажу честно, фильм я начал смотреть с большими опасениями, потому что не знал, чего ожидать от картины - это дебют двух молодых французев в большом кино, до "Тупика" они не сняли ни одной полнометражной ленты, да и к тому же их короткометражки особенно востребованы не были! К тому же я очень смутно представлял сюжет фильма - аннотацию на боксе можно понять только после просмотра картины, но никак не до (и это несмотря на то, что диск лицензионный). Поэтому было совершенно непонятно на что настраиваться - на истории про призраков, на очередную вариацию "Поворота не туда" или на что-то еще...

    Вот уже 29 лет Фрэнк отвозил семью к своей теще на Рождество и всегда ездил по одному и тому же шоссе. Однако в этот раз он решил сократить путь и поехал незнакомой дорогой через лес. И, как выяснилось, совершенно напрасно... Как только Фрэнк свернул на эту дорогу и чуть не столкнулся с двигавшимся навстречу автомобилем, начали происходить странные вещи. Стрелки всех часов замирают, показывая одно и то же время - пол-восьмого вечера, радио ловит только детский плач, мобильные телефоны работают, но с них никуда нельзя дозвониться, дорожные знаки указывают на некий пункт назначения,но до него невозможно доехать, а в лесу слышны чьи-то голоса... И главное - каждая длительная остановка семейства на злополучной дороге сопровождается появлением странной женщины в белом и... смертью одного из членов семьи, стоит только кому-нибудь из них остаться одному.

    После первого убийства атмосфера шизы и безумия начинает постепенно нагнетаться. Ну всё ясно - очередной ужастик про глюки - скажете вы. И будете не совсем правы. Дело в том, что в "Тупике" шиза совершенно иного рода, чем в тех же последних сериях "Восставшего из ада". Здесь шиза кроется не в самом сюжете, когда непонятно, где сон, где явь, а где галлюцинации. В данном случае сюжет вполне логичен, а странными выглядят поступки героев - они смотрятся попросту неадекватными, алогичными. Убийства происходят, а тут вдруг Мэри Энн, дочь Фрэнка, вдруг заводит разговор о том, что она беременна и это далеко не единичный пример. В фильме хватает семейных откровений... А некоторые вещи поначалу могут показаться вообще дикими. Если после гибели своего бойфренда Мэри Энн впадает в ступор, то это еще вполне объяснимо. Но когда Лора, жена Фрэнка, увидев обугленное тело сына на асфальте, начинает сперва палить по своим из ружья, спустя десяток минут поедать праздничные тортики в машине, а в довершение ко всему выпрыгивает из автомобиля на полном ходу, то это у неискушенного зрителя может вызвать недоумение: "Что же это за безумный фильм я смотрю.".

    Конечно финал картины расставит все точки над i и объяснение происходящего зрителю будет все же предложено. Причем зрителя постепенно подводят к разгадке, оставляя своеобразные "подсказки", намекающие на то, что финал будет именно ТАКИМ. Обратите внимание на характер ран героев, на эпизод, где Фрэнк рассказывает пугавшую его в детстве историю про призрак маленькой девочки. Это довольно тонкие, завуалированные намеки, но внимательный и чуткий зритель сможет их уловить. Вообще "Тупик", сценарий к которому писался в общей сложности 6 лет, первоначально задумывался как триллер с неожиданным поворотом сюжета в финале и практически без крови, однако позже в нем гораздо больший акцент был сделан на ужасняцкий компонент и хоррор-составляющие были усилены. Прежде всего это касается визуальной стороны фильма - в нем появились сцена с откусыванием нижней губы, например. Сам эффект, кстати, смотрится весьма прилично и, как ни странно, он получился с первого дубля. Видимо актеров настроили соответствующим образом - дело в том, что второй искуственной губы у съемочной бригады попросту не было.

    Но на визуальных эффектах режиссеры не зацикливаются, их применяют весьма умеренно, но очень точно и к месту. Порой зрителю вообще не покажут то, как выглядит труп жертвы - довольно любопытный обманный ход:все стоят в шоке, камера постепенно опускается вниз и мы уже традиционно ждем, что вот сейчас должны показать то, по поводу чего все охали, ахали и падали в обморок. Но нет, зритель видит только торчащую обугленную руку с неестественно согнутыми пальцами - режиссеры ограничиваются только намеком, и, повторюсь, не могу сказать, что меня это раздражало при просмотре. Упор здесь сделан все-таки в развитие сюжета, в отличный актерский состав, а не в шокирование зрителя брутальностью и тошнотворно-реалистичными спецэффектами. Весьма любопытно, что все эти алогичные поступки героев (самые адекватные персонажи - Фрэнк и его дочь) поданы в довольно забавном ключе и многие сцены, несмотря на то, что уже вовсю происходят убийства, смотрятся весьма комично. Нет, гомерического хохота они не вызывают конечно, но с черным юмором в картине все в порядке. Особенно весело смотрятся перебранки между Фрэнком и Лорой, в чем немалая заслуга Рэя Уайза, который сыграл свою роль просто шикарно (я не преувеличиваю). Причем комическая составляющая играет довольно значительную роль и забавные моменты можно наблюдать на протяжении минут 50 от начала картины.

    Далее,когда состав семейства значительно поредел, фарс заканчивается и начинается жуть. Признаться даже мне пару раз стало не по себе, чего при просмотре со мной почти никогда не бывает. Лес и дорога таят в себе какую-то невидимую, но почти физически ощущаемую опасность, атмосфера паники и безумия, а самое главное - страха, нагнетается до предела, но герои пытаются этому противопоставить крупицы рационального объяснения всему происходящему. Ведь все же дороги должны где-то заканчиваться! Вот только вопрос: где. Потому что конца злополучной трассе не видно... Любопытно, но бесконечная трасса - не более чем иллюзия, умело созданная съемочной бригадой, так как съемки проходили на дороге, общей протяженностью не более 600 метров! Поиск подходящей дороги для съемок был одним из самых проблематичных моментов во время создания "Тупика", так как найти тихое место без движения в Лос-Анджелесе очень сложно. Жан-Баптист Андреа и Фабрис Канепа уже отчаялись и начали съемки в пустыне, попутно переделывая сценарий. Неизвестно, что вышло бы из этой затеи, если бы им внезапно не подвернулась удачная возможность использовать для съемок короткую дорогу в муниципальном парке, которую закрывали на ночь. В силу того ,что дорога была очень короткой, съемки вне автомобиля велись буквально у каждого дерева.

    Собственно говоря, просто удивительно, как эти два молодых француза умеют изящно балансировать на грани ужасов, триллера и "черной" комедии, заставляя зрителя и улыбнуться, и испугаться и попереживать, наблюдая за происходящим на экране в рамках одного фильма. Хотя единственное с чем был перебор в начале, так это с репликами сына Фрэнка, точнее с их содержанием. Сынишка получился просто отмороженным, а его fuck-motherfuck в каждом предложении откровенно резали мне слух, потому что ругань вообщем-то была ничем извне не обоснована. К счастью, этот персонаж недолго мозолил мне глаза - этого матершинника вторым же и положили. С убийствами в "Тупике", кстати, решили не затягивать: первое происходит где-то на девятнадцатой минуте, да и в целом они распределены более-менее равномерно по фильму, что придает еще больше динамики фильму. Вообще в "Тупике" интересна даже сама внутренняя динамика фильма - тот же лес, в начале казавшийся несколько неестественным, декоративным, ближе к финалу становится мрачнее и выглядит куда более реальным и угрожающим, что вполне соответствует настрою фильма. По большому счету сама идея, заложенная в сюжете далеко не нова и существует в кинематографе добрый деяток лет, если не больше. Жан-Баптист Андреа и Фабрис Канепа не стали изобретать велосипед, но использовав традиционную идею, они смогли ее оригинально, а главное интересно преподнести зрителю. Во многом это достигается тем, что режиссерам удалось однобокости фильма, уклона только в сторону кровавых спецэффектов или диалогов героев. Напротив, в картине все очень сбалансировано.

    Помимо самого фильма особого внимания заслуживает и процесс его создания, то, с какой настойчивостью и энергией два француза стремились воплотить своё творение в жизнь. Изначально фильм планировалось сделать англоязычным и он должен был выйти во Франции сразу на двд. Еще в 2000 году все было готово для начала съемок в Париже, кроме того, рассматривалась возможность привлечения англоязычных актеров, проживающих во Франции. Однако внезапно сценарием занитересовался режиссер Джеймс Хаас - большой друг Жана-Баптиста Андреа и Фабриса Канепа, предложивший выделить денег на их проект. Конечно,это был довольно большой риск - продюссировать начинания двух молодых режиссеров, ни один фильм которых не поступил даже в продажу. Но Хаас решил доказать, что в кинобизнесе возможно всё. Этот момент стал поворотным для создания картины - Хаас связался со своей давней подругой в Лос-Анджелесе и в итоге им удалось выйти на серьезную группу продюссеров, заинтересованных в том, чтобы фильм дошел до зрителя. Так что действие "Тупика" было перенесено в США, где вообщем-то имеются прекрасные технические возможности для создания картины. К тому же Жан-Баптист Андреа и Фабрис Канепа были в некоторой степени обижены на французский кинематограф, отвергнувший их предыдущие работы. Съемки начались в августе 2001 года в Лос-Анджелесе и проходили всего 18 дней, потому что уже был готов четкий план - что, где и как снимать. Режиссеры долго не могли найти подходящего кандидата на роль главы семейства, они хотели видеть кого-то похожего на Рэя Уайза. В итоге они рискнули и отправили ему сценарий и он согласился! Лично меня восхищает пробивная сила и энергетика этих людей, благодаря которой фильм вышел на экраны и не остался в итоге незамеченным - "Тупик" получил серебряный Гран-при и приз зрителей на международном фестивале в Брюсселе, а также приз зрителей на фестивале в Сан-Себастьяне. Кончно, можно дотошно и мелочно выиискивать недочеты в "Тупике", но это крайне неблагодарное занятие. Картина интересна и имеет массу плюсов сама по себе, но если принять во внимание еще и тот факт, что это дебютная работа, то фильм вышел просто отменным. Аплодисменты! Режиссеры (а по совместительству и сценаристы) фильма многообещающие, так что я с удовольствием посмотрел бы очередную их работу.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов