Жертва дьявола (Devil's Prey) (2001)

  • Жертва дьявола
  • Devil's Prey (2001)
  • Режиссёр: Bradford May
  • В ролях: Ashley Jones, Charlie O'Connel, Tim Thomerson, Patric Bergin
  • Предваряя обычно свои обзоры неким вступительным словом, в данном случае мне хочется сказать лишь одно: человеческая глупость не знает границ. Эта короткая фраза вполне может послужить эпиграфом, предваряющим детальный разбор такого чуда киноиндустрии как "Жертва дьявола".

    Пятеро друзей отправляются на загородную вечеринку под названием "Night Of The Living Rave", но в результате нелепой и явно спровоцированной потасовки, оказываются выдворенными на улицу организатором мероприятия. Делать нечего - придется возвращаться домой, но на шоссе их ждет очередной неприятный сюрпириз. В который раз перед глазами зрителя возникает жанровое клише, когда невнимательность водителя приводит к катастрофическим последствиям: герои чуть было не сбивают насмерть выбежавшую на дорогу девушку. Разумеется, она не просто разгуливала ночью по пустынному шоссе, а спасалась бегством от местной секты сатанистов, пытавшихся принести ее в жертву. В скором времени появляются и сектанты: ночные приключения героев только начинаются...

    Самое забавное, что фильм, едва успев перейти от завязки к экспозиции, тотчас погружается в пучину абсолютной невменяемости, проявляющейся на всех уровнях картины: от сюжетных коллизий до сугубо технических моментов. "Жертва дьявола" в целом, мягко говоря, являет собой одну большую условность - уже первые кадры, демонстрирующие нам рэйв-пати, выдают явное визуальное рассогласование интерьера и экстерьера. Даже неопытный зритель сможет без особого труда подметить, что съемки самой вечеринки велись в ночном клубе, причудливые и сврехсложные декорации которого никоим образом не могли быть сооружены в том здании амбарного типа, к котрому герои подъехали на автомобиле. Появление в кадре сатанистов также вызывает кривую ухмылку, ибо плохо организованные ряженые идиоты пытаются отловить для своих кровавых ритуалов достаточно большую компанию героев, действуя при этом почему-то по одиночке, из-за чего в первую же ночь теряют несколько человек. Крайне любопытно наблюдать как постоянно трясущиеся от страха герои, тем не менее успешно отбивают нападения сектантов, лихо лупцуя их первыми попадающимися под руку предметами и даже нанося удары ножом. Внешний вид сектантов также крайне условен и целиком построен на таких легкоузнаваемых мотивах, как длинные мешкообразные черные балахоны, болтающиеся на шее пятиконечные звезды, декоративного вида ритуальные ножи, жертвоприношения и каннибализм, освещение помещения при помощи свечей, маловразумительные маски, скрывающие лица. Сочетание этих деталей сугубо внешнего антуража, часть из которых явно позаимствована из "Крика" Уэса Крэйвена, выглядит достаточно нелепо (маски так и вовсе отдают карнавальностью) и являются нефункциональными (полагаю, что в балахонах по ночному лесу бегать за жертвами не особо удобно), поэтому появление сатанистов в кадре рождает эффект, прямо противоположный задуманному съемочной бригадой. Проще говоря, очень хочется смеяться. Нелепый внешний вид и неадекватное поведение сектантов не то, чтобы не поселяет страх в сердцах зрителей, но, наоборот, способствует переворачиванию статуса этих персонажей в фильме, переводя их в гротескный, игровой, комический план. Собственно говоря, в фильме показана не творящая злодеяния секта теней (их самоназвание), а какое-то сборище ролевиков-неудачников, вызывающее у зрителя лишь презрительную улыбку.

    Впрочем, по степени умственного развития (хотя точнее будет сказать отсталости) прочие персонажи "Жертвы дьявола" как раз подстать группе сатанистов. Например, убегающая молодежь порой генерирует совершенно абсурдные идеи, наподобие "Если мы будем идти по воде, то они потеряют наши следы", которые тотчас находят свое воплощение в их действиях. Вопрос: "Зачем." будет резонным, так как у сектантов собак и в помине не было, да и сами они ориентировались в ночном лесу довольно слабо. Далее чудеса умственной активности проявит шериф в исполнении Тима Томерсона, который несмотря на бесчисленное количество улик (взять хотя бы внешний вид героев, изрядо потрепанных и в окровавленных одеждах), свидетельствующих о правдивости рассказа молодых людей, будет намекать на то, что, дескать, померещилось вам все. Хотя за свою несообразительность и медлительность шериф впоследствии поплатится. Таким образом, первая половина фильма - типичный слэшер, повествующий о молодежи и преследующих их маньяках, напичканный привычной обнаженкой, истошными воплями девушек и ручейками бутафорской крови.

    Однако ночная беготня вскоре заканчивается, а в светлое время суток герои оказываются в каком-то провинциальном и с виду ничем не примечательном городке, немногочисленное население которого покрывает сатанистов и к приезжим относится крайне недоброжелательно. Ход довольно неожиданный, но явно неудачный, так как, во-первых, скудный бюджет картины не позволил достоверно воплотить все прелести весьма распространенной тематики в хорроре, когда герои пытаются противостоять явно превосходящим по численности "местным", а во-вторых, подобный поворот в общем повествовании позволяет появиться еще большему количеству нестыковок и откровенных сценарных ляпов. Наконец, излишне быстрое, если не сказать стремительное, раскрытие сущности местных жителей выглядит натужно, ведь в таких случаях куда предпочтительней плавное и неспешное развитие событий, ведущее от смутных догадок к раскрытию страшных тайн, которое можно наблюдать, к примеру, в имеющем грамотно выстроенную структуру триллере "Население 436" с Джереми Систо в главной роли.

    В результате сюжет "Жертвы дъявола" оказывается скроенным из двух довольно разнородных кусков: хоть они и в значительной степени связаны друг с другом, но переход от одной части истории к другой все равно оказался прошит грубыми портновскими нитками. После ночных погонь, фильм окончательно вырождается в довольно глупую игру, затеянную сценаристами, которые пытаются развлечь зрителя угадыванием того, кто есть друг, а кто враг. Увы, замысел провалился, ибо характеристики героев и "неожиданные" повороты сюжета легко просчитываются заранее и без особых усилий. Вместо добротного противостояния "молодежь vs. маньяки-сектанты" мы получаем достаточно заунывные игры в прятки, безмерно затянутую и крайне целомудренную постельную сцену с Патриком Берджиным и Еленой Лайонс, длительную демагогию главных злодеев, вещающих об особенностях ночи, в которую совершается жертвоприношение, и стращающих оставшуюся в живых молодежь заштампованными фразами а ля "Я сделаю так, что ты будешь умолять о смерти". Фильм, имевший хоть какой-то потенциал в начале, окончательно утрачивает динамику. Сцены стычек, драк и убийств поставлены отвратительно и откровенно раздражают своей дешевизной и одинаковой манерой исполнения (обратите внимание на то, как будут сбивать людей машинами): халтура здесь до того набирает обороты, что создатели кинокартины даже не позаботились о том, чтобы искуственная кровь имела тот же оттенок, что и настоящая. Не менее бесталанны работа оператора, весьма безвкусно выстраивающего композицию кадра, и звукооператора, так как порой звуковой ряд не синхронен по отношению к ряду визуальному (особенно во время погони). Добавим сюда работу довольно посредственного режиссера Брэдфорда Мэя, не создавшего за весь фильм ни одной мало-мальски напряженной сцены и известного продюссера-халтурщика Марка Л. Лестера, который после "Разборок в маленьком Токио", ушел в штампование откровенного киномусора, и по традиции выделил на эту молодежную чепуху очень скудные финансовые средства, и получим полтора часа жизни зрителя, потраченные абсолютно бесцельно.

    Любопытно, что сама идея фильма, а также актерский состав не являются бесперспективными. Мрачные обряды сектантов, терроризирующих округу, выполненные в эстетике слэшеров новейшего поколения, полагаю стали бы весьма удобоваримым зрелищем для потребителей кинопродукции подобного плана. Хотя не будем забывать, что "Жертва дьявола" датируется 2001 годом, когда пути выхода жанра из состояния стагнации, в которое хоррор вступил в середине 90-х, стали только намечаться. Впрочем, все к чему прикасается рука "позднего" Марка Л. Лестера имеет свойство превращаться в мусор без привязки к какому-либо отрезку времени... Так что будьте бдительны!

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов