Рассвет мумии (Dawn of the Mummy) (1981)

  • Рассвет мумии
  • Dawn of the Mummy (1981)
  • Режиссер Frank Agrama
  • В ролях: Brenda King, Joan Levy, Ellen Faison
  • Начинается фильм, как и принято в подобных случаях, с обряда похорон, проходящих в древнем Египте. Затем действие переносится в наши дни. Трое грабителей могил находят и взрывают вход в гробницу, в которой и лежит показанная ранее мумия, только постаревшая на несколько тысячелетий. Однако радость грабителей омрачена двумя событиями - во-первых в обнаруженных залах совершенно нет ничего драгоценного, ожидаемых несметных сокровищ не видно, намеком на хорошую добычу служат только драгоценности, которые были в саркофаге фараона.

    Второе событие, тяготящее грабителей, это нашествие американской съемочной группы. Из Нью-Йорка в Египет приехал фотограф и несколько фотомоделей, чтобы отснять новую коллекцию, или что-то вроде того. Естественно, что эта компания случайно натыкается на грабителей и открытую ими гробницу. Возможность поснимать в аутентичной усыпальнице древнего Египта всех приводит в восторг, кроме мужиков, которым это мероприятие мешает нормально обыскать найденные помещения. Прикинувшись археологами, они разрешают проводить съемки, причем даже вместе с мумией. Конечно, никакой критики сюжетные ходы фильма не выдерживают, с точки зрения здравого смысла тут все полный абсурд, ну об этом чуть позже.

    Так вот мумия, попав под обильное освещение, начинает дымиться, и вообще подавать признаки жизни. Довольно долго в фильме ничего не происходят - фотограф снимает, а мумия очень медленно пробуждается от долгого сна. В конце концов мы видим старую добрую мумию, она бродит и жестоко разделывается с теми, кто нарушил ее покой. Но только это оказалась не просто мумия, а супер-мумия, эдакий мумийный король, так как вслед за ним пробудились и толпы умерших древних египтян, чьи мумии покоились в песках Египта (тут я совсем не стерпел и начал крутить пальцем у виска, хотя телевизору на это в принципе наплевать - но никак не прореагировать на столь вопиющий идиотизм я уже не мог). Я прекрасно понимаю, что рука, торжественно выбивающаяся из-под песка выглядит занимательно, вот только такие моменты уместны в фильмах о зомби, где кладбищенские мертвецы лежат относительно недавно (и то, такое обилие трупов в хорошем состоянии не очень правдоподобно, но это издержки жанра). Я не очень себе представляю тело, которое способно пролежать в песках три тысячелетия.

    С этого момента заканчивается фильм об ожившей древнеегипетской мумии и начинается странная вариация на тему зомби. А то, что это фильм о зомби видно невооруженным взглядом. Толпы мумий, бредущих на негнущихся ногах с вытянутыми руками от классических зомби отличаются только наличием бинтов, обмотанных у них вокруг тела. А их повадки на сто процентов скопированы из классических фильмов о зомби - они нападают на людей и пожирают их, причем внешне это ни на йоту не отличается от аналогичного действа в "Рассвете мертвецов". Собственно, толпы мумий и их нападение на египтян это единственный кусок фильма который заслуживает хоть малейшего внимания, вернее это будет интересно фанатам зомби. И то, только в качестве раритета.

    Этот американский "шедевр" просто потрясает, в самом худшем смысле этого слова. Мне было откровенно не понятно - что же хотел снять режиссер. Может, он задумывал снять комедию про ужасы. Если так, то у него это вышло совершенно неудачно - фильм совершенно не смешной, хотя, безусловно, может вызвать кривую презрительную усмешку. Если таково было намерение режиссера, то ему это удалось, но разве стоило из-за этого так мучаться. Если Агама пытался снять настоящий фильм ужасов, то он, видимо не понял смысла этого жанра. Нельзя снять полноценный фильм ужасов используя актеров, привыкших играть дешевый фарс - а именно такое впечатление остается после фильма, и особенно после актерской игры. Все герои ведут себя как законченные идиоты, причем в клиническом смысле этого слова. Кривляния актеров настолько неестественны, а их ужимки столь убоги, что довольно скоро становится тошно.

    Сценарий фильма (который кроме Фрэнка Агамы еще писали Рональд Добрин (Ronald Dobrin) и Дария Прайс (Daria Price) - вот уж точно у семерых нянек дитя без глаза) убог, иного слова просто не подобрать. Он примитивен и совершенно нелогичен, в нем просто отсутствует какая бы то ни было логика, а действующие лица как будто сошли с подмостков тупого дешевого водевиля и еще не привыкли обходиться без своих постоянных ролей и клишированных реплик. Обилие персонажей, и их общая безликость и однотипность, совершенно запутывает и без того глупый сюжет. Зритель просто не в состоянии понять кто куда и зачем пошел. В какой-то момент мне казалось, что в фильме появилась одна лишняя героиня, а может и не показалось. Тут не то что без пол-литры, тут и с двумя литрами не разберешься.

    Отдельного упоминания заслуживает съемка фильма, вернее даже не столько съемка, сколько освещение. В ряде сцен просто невозможно разобрать, что происходит на экране. Да, это ночь, понимаю, но слушать пять минут, как героиня плещется в воде, а затем идет куда-то, но при этом ничего толком не видеть (отдельными кусками показывают руки мумий, высовывающиеся из-под песка, но они явно сняты отдельно), а потом эту же героиню явно пугают мумии (уже написал зомби, и только потом спохватился) и она с криками бежит, а за ней гонятся ожившие древние египтяне, и при этом тоже практически ничего не видно. Это один из ряда таких случаев. Можно констатировать, что операторская работа и освящение этого фильма одни из самых худших, что я видел в своей жизни. Ну нельзя снимать ночью на натуре без подсветки!

    Короче, фильм совершенно глупый, и не смешной (у меня есть очень сильные подозрения, что это на самом деле должна была быть комедия). Думаю, что его не стоит смотреть никому, в нем нет даже отдельных стоящих сцен, только парочка терпимых. Обходите Это стороной.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов