Ночной Дозор (2004)

  • Ночной Дозор (2004)
  • Режиссер Тимур Бекмамбетов
  • В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Илья Лагутенко
  • 1992 год. Молодой интеллигентный парень Антон Городецкий (Константин Хабенский) приходит по объявлению к бабке-колдунье (Римма Маркова), которая обязуется вернуть ему неверную невесту, ушедшую к более успешному и красивому. Да вот незадача - невеста оказывается беременной, и ребенок вовсе не от Антона. Колдунья обещает вернуть беглянку и умертвить ребенка еще в утробе матери, предварительно убедив Антона взять на себя этот грех. Скептик Антон с улыбкой соглашается, и, выпив какую-то странную жидкость, тут же изготовленную бабкой из его крови и еще каких-то ингредиентов, погружается в транс. В это время с невестой (Мария Миронова), находящейся в компании своего нового ухажера, начинают происходить необъяснимые вещи: она, резко переменившись в лице, сообщает новому жениху, что им нужно срочно расстаться и, упав на пол, начинает корчиться от боли.

    Вдруг в квартиру колдуньи, читающей непонятное заклинание, врываются какие-то странные люди, явно обладающие сверхъестественными способностями (к примеру, девушка превращается в гигантскую кошку), и набрасываются на бабку, которая уже было собралась завершить свой ритуал хлопком в ладоши. Завязывается нечто наподобие драки с участием колдуньи, странных гостей и куклы, которую бабка, назвав дочерью, призвала на помощь (стоявшая на полке странного вида кукла оживает, выпустив лапы, наподобие паучьих). В итоге бабку связывают, так и не позволив умертвить ребенка, и обвиняют в нарушении некоего Договора и даже называют статью, запрещающую колдовскую деятельность. Ошеломленный Антон отползает в другую комнату, и, кое-как придя в себя, спрашивает у гостей, кто они такие, на что те, обзывают Антона "Иным", крайне удивившись тому, что он их видит.

    2004 год. Прошло 12 лет после того случая с колдуньей. Сильно изменившийся Антон стал членом специального отряда под названием "Ночной дозор" (того самого, сотрудники которого остановили колдунью и спасли сына), присматривающего за порядком и соблюдением Договора Темными. Антон одинок, запросто пьет водку из горла без закуски и живет в странной запущенной московской квартире. Антон знает, что когда-то давным-давно сошлись в кровопролитном поединке силы тьмы и света. Бой завязался нешуточный, погибло много воинов, и было пролито много крови. И тогда предводители Темных Завулон (Виктор Вержбицкий) и Светлых со странным пивным именем Гесер (Владимир Меньшов), поняв что силы равны и бой продолжать нет смысла, заключили Договор, по которому Светлые силы обязуются не уничтожать силы зла без особых причин, а те, в свою очередь, спрашивать разрешения у Светлых на совершение своих злодеяний, пока не родиться особый, избранный Иной, который встанет на одну из сторон. На том и порешили. Антон знает, что теперь все люди делятся на обычных и Иных (он и сам Иной), которые, в свою очередь, на Темных и Светлых (Антон, естественно, Светлый). Иные отличаются от простых людей тем, что умеют делать различные странные вещи: быть бессмертными, пить кровь, превращаться в животных, колдовать, уходить в сумрак, становиться невидимыми. Любой человек, понявший, что он Иной, может выбрать любую из сторон. Сотрудники "Ночного Дозора" выдают Темным лицензии на злодеяния (к примеру, попить чьей-нибудь кровушки), и контролируют соблюдение заведенного порядка. Существует так же и "Дневной Дозор", контролирующий соответственно соблюдение Договора Светлыми.

    И вот, однажды вечером, Антон получает задание - отыскать мальчика Егора - потенциальную жертву вампиров, которые собрались незаконно им закусить этой ночью. Чтобы найти парня, Антону приходится через силу выпить крови (правда не человеческой, а свиной) и зарядить свой необычный фонарик (святящий неким подобием дневного света). Отыскивая и защищая мальчика, Антон узнает, что Егору 12 лет, что он живет с матерью-одиночкой, что он тоже Иной, но еще не определился Светлый он или Темный- И начинается жестокая борьба между Светлыми и Темными за Егора, ибо он, как все уже догадались- тот самый избранный Иной, а так же.

    Фильм снят по роману Сергея Лукьяненко, первому из трилогии "Ночной Дозор" - "Дневной Дозор" - "Сумеречный Дозор", и является целиком и полностью русским проектом. Бюджет фильма, составивший чуть больше 4 млн долларов, для русского кино конечно уже не рекордный, но все-таки гигантский. Ну а то, что на эти деньги удалось снять впечатляет простого, неискушенного кассовым отечественным кино зрителя, безмерно! Фильм можно смело отнести к разряду блокбастеров, учитывая красоту и большое количество спецэффектов (Чего стоит хотя бы эпизод с маленьким болтиком, который проделывает путь от кабины летящего над Москвой самолета, до кружки с кофе одной из героинь!). Специальные эффекты этого фильма могут смело поконкурировать с западными, особенно если учесть во сколько они обошлись. Во время просмотра возникают прямые аналогии с "Другим Миром", но ближе к концу я понял, что "Ночной Дозор", гораздо драматичнее, красивее и честнее, что можно смело отнести к его достоинствам. Хотя явно "засветились" здесь и "Матрица". Режиссером выступил Тимур Бекмамбетов ("Гладиатрикс"), известный российскому зрителю так же съемками рекламы и музыкальных видеоклипов.

    Очень хорош Константин Хабенский ("В движении", "Поклонник", "Убойная Сила"), сделавший Антона отнюдь не свойственным таким фильмам супергероем. Напротив, Антон на протяжении всего фильма еле передвигается, страдает похмельем, постоянно сомневается в себе и окружающих, не знает, как поступить. Он дружит с соседями отцом (Валерий Золотухин) и сыном (Алексей Чадов), являющимися Темными, но иногда снабжающими Антона кровью. Но все таки Антон Светлый, и это очень хорошо чувствуется. В эпизодической роли засветились звезды российского шоу-бизнеса - Жанна Фриске и Илья Лагутенко. Особенно впечатляет роль последнего - вампира-парикмахера, очень красиво и зрелищно атаковавшего главного героя ножницами (эпизод снят очень красиво и является одним из самых зрелищных в картине). Забавной является также роль Игната, которого играет Гоша Куценко ("Антикиллер", "Антикиллер-2"). В "Ночном Дозоре", Куценко полностью опровергает образ мачо, который приобрел в последних своих фильмах. Он играет абсолютно бесполезного и смешного Иного, эпизоды с участием которого смотрятся просто комично. Фильм вообще пронизан иронией, что также можно смело отнести к его достоинствам. К примеру, команда "Ночного Дозора", являясь тайной, скрывается в здании ОАО "Горсвет", и собственно в свободное от прямой деятельности, ремонтом электричества и занимается. Или сотрудником "Дневного дозора" является привычный нам уже русский "браток", поклонник группы Блестящие. Хотя и юмор в фильме тоже специфичен: зритель может хохотнуть, а уже через секунду, вздрогнуть от страха.

    Чуть ли не единственное, что сильно раздражает в фильме, так это так называемая скрытая реклама. Ее в фильме превеликое множество: кофе, сотовые телефоны, операторы сотовой связи и т.п. Конечно понятно, что без данных брендов, бюджет картины был бы на порядок ниже, но можно же было сделать эту рекламу не такой дерзкой и навязчивой. Такое впечатление, что зрителя просто тыкают носом - вот мол смотрите, и пейте только этот кофе. Самое главное, на мой взгляд, что оставляет после просмотра фильма сильнейшие впечатления, так это его неповторимая атмосфера. Действие происходит в Москве, где мистика правдоподобно вписывается в обычную жизнь и выглядит довольно обыденно. Засоренные неремонтированные московские квартиры и подъезды, темные и синие тона, пустынный и безлюдный московский пригород - все это настолько сильно погружает зрителя в фильм, что создается впечатление, что все это вполне возможно на самом деле. Вампиры, ведьмы и колдуны не летают по небу и не спят в гробах, они живут вполне простой жизнью, в обычных квартирах, ходят на работу и простой человек никогда не поймет, что это не совсем люди. Светлые так же не выглядят супергероями, вполне подвержены травмам и не являются шибко крутыми. В целом, рекомендую смотреть фильм все-таки в кинотеатре, только так можно прочувствовать его атмосферу. Ну, а уж если все таки у вас видео или DVD, тогда смотрите фильм в одиночестве, желательно вечером и не отвлекайтесь на внешние раздражители. Конец фильма неожиданный, необычный и, естественно, подразумевает продолжение.

    Особое мнение:

    А меня фильм немного разочаровал. Слишком большая вокруг него поднялась шумиха, слишком агрессивная реклама. И в итоге, то что больше всего рекламировали и подкачало. По большому счету у меня к фильму две серьезные претензии. Первая это связность и цельность сюжета, а точнее ее отсутствие. Создается впечатление отдельных кусков, слабо связанных друг с другом, много смысловых скачков. Можно было некоторые сцены сократить (н-р первую, с мающимя похмельем Городецким и т.п.), а другие наоборот - расширить, втавить для цельности сюжета. Возможно это будет сделано в сериале, не знаю. Второе это хваленые спецэффекты. Вот они совсем никакие, называть это ответом Голливудским блокбастером просто смешно. Дерганной камерой и очень быстрой сменой точек зрения постоянно пытаются скрыть убогость спецэффетов, однако это не получается. Впечатление только портится. Например, что произошло на крыше я вообще почти не понял. Да и любая драка, экшен сцена подана так сумбурно и нервно, что вскоре начинает раздражать. Настырная реклама меня как раз не особенно раздражала - в жизни оно тоже так, так что ничего выделяющегося из нормы нет. Ну и еще мне Сумрак совсем не понравился, невнятный он какой-то, но это имхо. А так фильм достаточно неплох, а потенциал у него просто огромный. А учитывая, что "Ночной дозор" может стать прорывом для российской кинофантастики, то ему можно и простить огрехи.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов