микрофон для видеонаблюдения

День мертвых (Day of the Dead) (1985)

  • День мертвых
  • Day of the Dead (1985)
  • Режиссер George A. Romero
  • В ролях: Lori Cardille, Terry Alexander, Joseph Pilato
  • В начале "День мертвых", финальный аккорд трилогии о зомби, должен был носить поистине эпический размах! "Это мог быть "Унесенные ветром" в жанре о зомби." Однако кинокомпания довольно сильно урезала бюджет фильма и решила не инвестировать сумму, которую обещала. Это произошло из-за того, что Ромеро не соглашался идти на компромисс и вырезать кровь и жестокость спецэффектов ради достижения желаемой рейтинговой оценки. Поэтому Ромеро пришлось вернуться к своему сценарию и переписать его заново, чтобы снять более экономичный фильм.

    Миром окончательно овладели зомби, надежды на спасение человечества больше не осталось. Это логическая концовка трилогии. Если в первом фильме это была "ночь" зомби - они только появились, а во второй "рассвет" - зомби начали побеждать в противостоянии с живыми, то в третьей это уже их "день" - они правят миром. Апокалипсис свершился - живых людей осталось так мало, что надежды на возрождение правления человека уже нет. Пустынный город, населенный исключительно живыми мертвецами, нам это убедительно доказывает.

    Действие фильма разворачивается вокруг небольшой группы ученых и военных (всего 12 человек), которые в мощно оснащенной подземной лаборатории, в дали от массово населенных пунктов, исследуют феномен зомби. Правда смысл в этих исследованиях видят уже не многие - зачем что-то исследовать, если уже не возможно никому помочь. Какого черта нужно возиться с этими тварями, ловить их, если это уже никому не нужно. Зачем рисковать жизнями. Но они все равно продолжают это делать, хотя бы уже потому, что другой цели в жизни у них просто нет. Сидеть без дела до конца жизни в переоборудованной ракетной шахте - вряд ли кто-то мечает о таком будущем. Вполне вероятно, что они остались последними людьми на планете - по крайней мере уже долгое время никто не отвечает на радиосигналы.

    В отличии от героев "Рассвета", обитатели подземного убежища в своем большинстве не вызывают симпатии у зрителя. Половина из них - это карикатурные тупые солдатофоны, которым явно нравится запугивать ученых, а их лидер - капитан Родес (Джозеф Пилато/ Joseph Pilato) жаждет заполучить абсолютную власть даже в такой маленькой группке. Глава ученых, доктор Логан (Ричард Либерти /Richard Liberty) тоже не вызывает симпатий - у него определенно съехала крыша, он одержим навязчивой идеей научить одного из захваченный зомби по имени Боб (Шерман Ховард/ Sherman Howard) действовать по человечески, это достижение доказало бы его бредовую теорию о том, что зомби можно учить и мирно с ними сосуществовать. В конце концов ему удается вызвать человеческие воспоминания Боба, правда сомневаюсь, что в конце концов он этому обрадовался. Действия зомби Боба вносят легкий комедийный элемент в фильм, который только сильнее подчеркивает депрессивность и безвыходность, которые составляют основную часть его атмосферы.

    Главная героиня фильма - единственная женщина в группе, ученая по имени Сара (Лори Кардилль /Lori Cardille). Именно она является самым сильным и мужественным человеком в команде, в ней нет ни капли мягкости и женственности. Ромеро совершенно не давал Кардиль добавить своей героине эмоциональности. Оставшиеся трое - малозначительный доктор Тэд Фишер (John Amplas), Уильям (Jarlath Conroy) и Джон (Terry Alexander) - гражданские, которые не хотят подчиниться произволу солдат и имеют собственное мнение о том, как лучше жить.

    Первая половина фильма концентрируется на взаимоотношениях этой небольшой группы, которая все сильнее начинает грызться между собой, выяснять отношения и злиться. После вступительных сцен долгое время зомби почти не появляются на экране и действие развивается по настоящему медленно. Вот только мне было интересно наблюдать, как развиваются отношения между героями в таких экстремальных условиях - ведь уже нет ничего, чтобы могло их сдерживать - ни власти, ни угрозы наказания. Есть только другие, равноправные люди, которых тоже ничего не сдерживает. В общем-то я не слишком большой любитель такого рода вещей, но на этот раз все сделано весьма неплохо, по крайней мере меня это не слишком утомляло, хотя и не очень-то затягивало. В конце концов напирающие со всех сторон зомби прорываются во внутрь и Том Савини, вновь создающий спецэффекты, тоже получил возможность развернуться во всей красе.

    Развязка наступает в фильме достаточно быстро, возможно даже слишком быстро. Нещадное и жестокое мочилово длится не так уж и долго, но качество его отменное. Сцена, когда поваленного мужика с низу раздирает зомби, а потом его разрывают пополам стала просто культовой, ее столько раз показывали в разных документальных фильмах и передачах о зомби и спецэффектах, что и сосчитать невозможно. Хотя для съемочной группы это воспоминание не из приятных. Дело в том, что различные внутренности и куски курятины, которые использовали в качестве внутренностей жертвы, протухли (кто-то выключил холодильник за две недели до начала съемок сцены) и просто неимоверно воняли. Так что зомби, которые раздирали жертву, залепили свой нос воском, а вот исполнителю роли пришлось потерпеть. Возможно именно поэтому ему так достоверно удалось изобразить страдание на лице! :)

    "День мертвых" очень часто критикуют. Многим он кажется нагромождением бессмысленного тупого рубилова, и таких же тупых и бесцельных разговоров. Но ведь именно в этом и состоял замысел автора! Сопротивление напирающим зомби стало совершенно бессмысленным, выжившие уже проиграли. Поэтому некоторая затянутость очень хорошо отражает жизнь в подземной шахте, а совершенная бессмысленность отлично передает задумку автора - жизнь УЖЕ кончилась, они лишь временно существуют, и существуют совершенно бесцельно.

    Стоит ли смотреть этот фильм. Если вы поклонники зомби - то безусловно стоит. Это очень качественный ужасняк, очень не многие фильмы про зомби достигли такого уровня. Все же его снял мастер, и это чувствуется! С другой стороны, если вы не очень-то радуетесь при упомянании слова "зомби", то вполне может быть, что вам фильм не понравится - у него достаточно целевая аудитория. Да и сделан он не без изъянов, сам Ромеро не раз заявлял, что в целом не доволен фильмом.

    Особое мнение Андрея Исканова: ничто не длится вечно... Всё так или иначе умирает: люди, идеи, культы, лозунги, течения и влечения. Если добавить к этому зомби и 10 тонн разговоров и псевдонаучных прений мы получим "День мертвецов". Мораль фильма: те, кто пережил "Ночь живых мертвецов" и "Рассвет мертвецов" проиграли уже потому, что они выжили. И с этим нельзя не согласится: в мире мёртвых нет места живым. Но человеку свойственно надеятся и воевать. И если не с мёртвыми, то хотя бы с себе подобными. В итоге именно этот милитаристкий настрой приводит главных героев окопавшихся в подземном бункере к гибели. Всё бы ничего (пусть диалоги скучны - на то мы и фанаты: переживём) но один подчёркнуто дурацкий поворот сюжета простить нельзя. Зомби, который говорит, сопереживает, и мстит за своего хозяина-человека, это нонсенс! Ромеро так увлекается своим сюжетом, что полностью забывает о том, что в массовом понимании (и это правильно) созданные им зомби стали символом смерти и Апокалипсиса, какое уж там приручение и очеловечивание!

    Вывод: в семье не без урода! Самая нелепая, неоправданно затянутая и лучшая по эффектам специального грима картина в трилогии.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов