Рассвет мертвых (Dawn of the Dead) (1978)

  • Рассвет мертвых
  • Dawn of the Dead (1978)
  • Режиссер George A. Romero
  • В ролях: David Emge, Ken Foree, Scott H. Reiniger
  • Начало этого фильма восходит к 1974 году, когда друг Ромеро (а также один из его инвесторов), владеющий торговым центром в Монревиле (несколько километров от Питтсбурга), повез его на экскурсию по своей собственности. Именно во время осмотра центра, особенно верхних закрытых комнат, в которых были скоплены предметы первой необходимости для "гражданской обороны" ему пришло в голову, что это идеальное бомбоубежище на случай полного крушения общества. Через три года именно этот торговый центр стал местом съемок большей части "Рассвета мертвых". На этот раз бюджет был внушительнее, чем в первый раз, и составлял полтора миллиона долларов.

    Мир все глубже погружается в пучину хаоса - живые мертвецы разгуливают по планете и кушают людей. Правительство пытается организовать сопротивление этим тварям, но не очень успешно - сообщения из разных точек страны становятся все реже и скупее, не смотря на кажущуюся медлительность, на самом деле зомби смертельно опасны даже для профессиональных солдат и спецназовцев. А тем временем по телевизору идут теледебаты о причинах катастрофы и как с ней можно бороться. Два теле оппонента, доктор Фостер (David Crawford) и Берман (David Early), готовы в прямом эфире разорвать друг другу глотку, хотя вся их беседа носит чисто теоретический характер и ничего путного они предложить не могут. Тут же в эфир даются и новостная лента. Одной из работниц этой телекомпании, Фарнсин Паркер (Гайлен Росс/ Gaylen Ross) ее сожитель предлагает все бросить и бежать - все равно тут уже нечего делать, телевизионная работа становится не только бесполезной, но и очень опасной, тем более что в ее направлении движется большая группа зомби. Этот ее приятель, Стивен Эндрюс (Дэвид Эмдж/ David Emge) является пилотом вертолета, который стоит на крыше здания, поэтому но видит реальный выход из ситуации - сесть в ветролет и лететь куда глаза глядят, где будет более безопасно.

    А тем временем приятель Стивена Роджер ДеМарко (Scott H. Reiniger), работающим в Питтсбургском SWAT-е (группе быстрого реагирования), защищает это самое здание от зомби. Их группе поручают очистить одно из соседних зданий. Далее идет весьма внушительная и довольно продолжительная битва с зомбями, наполненная зверскими подробностями. В ходе этой операции он чуть было не погибает, но его выручает здоровенный негр, который служит в его подразделении. Роджер решает, что в их предприятии (побег из опасной зоны) не помешает еще один человек, хорошо обращающийся с оружием, и приглашает Питера Вашингтона (его играет Кен Фори/ Ken Foree) вместе улететь по дальше. Негр, ясное дело соглашается, выбор ведь не большой - в качестве альтернативы остается только дальше сражаться с напирающими зомбями и в конце концов погибнуть.

    Итак, четверка собирается на крыше и улетает. Однако сам полет тоже не приносит им облегчения - по всюду на земле бредут зомби, а еще довольно бодрые и веселые ополченцы их методично уничтожают. Вот только никакого безопасного места им не попадается, им даже приходится сесть для дозаправки. В конце концов, пролетая над торговым центром, им приходит в голову, что это идеальное место для того, чтобы осесть на длительный период. Оставив вертолет на крыше, они спускаются в центр и начинают его расчищать. В начале они при помощи фур блокируют входы (во время этой операции Роджера кусает зомби, что в последствии приводит к тяжелому заболеванию и смерти), а затем начинают расчищать магазин от оставшихся внутри мертвецов. Убивать тупо и бесцельно бродящих трупяков дело довольно простое, и скоро торговый центр становится совершенно безопасным метом, хорошо приспособленным для проживания горстки людей.

    Но и на этот раз Ромеро показывает, что люди все же опаснее, чем зомби - самой серьезной угрозой существованию небольшой колонии в обустроенном супермаркете стали не безвольные трупы, а именно люди. Банда мародеров, разъезжающих по стране и ищущих чем бы поживиться, обнаруживает мирное пристанище и решает его ограбить. Трое жителей торгового центра также не намерены сдаваться без боя, но огромная масса буйных бандитов без проблем откупоривает закрытый мирок и врывается в него на своих мотоциклах. Туда же опять начинают забредать и зомби. В конце концов банда мародеров, потеряв немалое количество человек и насытив жажду грабежа, уезжает восвояси, оставив центр вновь наполненным зомбяками.

    Но нормальную жизнь уже не восстановить - Стивена загрыз зомби и он сам, после превращение, приводит своих новых собратьев к своему старому убежищу. Питер, хоть и помог Франсин выбраться на крышу, сам некоторое время сомневается в том, а стоит ли продолжать борьбу, не лучше ли все бросить и умереть, ведь скорее всего именно такая участь его ждет в любом случае. Однако все же решает, что еще стоит немного дольше цепляться за жизнь, выбирается на крышу и вместе с Франсин улетает на вертолете. Правда, это вряд ли можно назвать хэппи-эндом - ведь все равно вокруг остались толпы зомби, а безопасного пристанища тоже как-то нет. Так что это не спасение, а лишь короткая передышка. Однако есть и альтернативный вариант концовки, который, правда, гораздо реже встречается. В нем Питера убивают зомби, а Франсин разносит голову вращающаяся лопасть вертолета.

    Все трилогия Ромеро о зомби подчинена общей логике: первый фильм - это пришествие зомби (дурное объяснение про метеорит с Венеры очень легко забыватеся, остается факт - мертвые вдруг встали из своих могил). Это первая ночь их буйства, кажется что они захватили вокруг все, но в конце мы видим, что люди дают им достойный отпор - гоняют на машинах и расстреливают эту нечисть (в римейке даже дан намек на победу человека - зомби сгоняют в стойбища и методически уничтожают). Таким образом человечество ошеломлено, но не побеждено, не сломлено и готово сражаться с новой напастью. Во втором же фильме начало приходится на тот же период - еще во многих местах всех зомби расстреливают, причем не особенно жалея патронов. Люди собираются на улицах и даже веселятся, они не собираются сдаваться. Но постепенно очагов сопротивления становится все меньше, все больше городов умолкает и погружается в мертвую тишину. Группы людей становятся все реже, радио и теле эфир постепенно замолкает, человечество начинает впадать в отчаяние и проигрывать эту битву. Доминирование зомби становится все явственнее.

    Фильм весьма жестокий, некоторый называют его самым кровавым и натуралистичным фильмом в истории США. И я не удивлюсь, что это окажется правдой. Сцены, в которых зомби поедают плоть окружающих людей, разрывают их на части и вырывают куски мяса из тела выглядят весьма натурально и тошнотворно. Неподготовленного человека, который слабо себе представляет, что такое фильм ужасов, эти виды скорее всего шокирую и вызовут рвотные позывы. Также очень натуралистично выглядят и разрывающиеся головы зомбяков. Например в одной из сцен, в которой в голову зомби стреляют из обреза (одна из наиболее натуралистичных), в муляж головы стреляли из настоящего заряженного обреза. Фильм был настолько жесток, что в штатах выпущен вообще без рейтинга, так как скорее всего получил бы рейтинг Х, самый строгий, что очень сильно препятствовало бы его распространению. Даже не смотря на все формальные препятствия второе творение Ромеро стало настоящим хитом. Но титул "лучшего фильма ужасов" (который впрочем довольно легко раздается критиками на право и на лево) "Рассвет мертвых" заслужил не только своим натурализмом. В нем очень сильна атмосфера безнадежности и безвыходности, в нем не место надеждам и светлым моментам (они всегда омрачаются какими-то происшествиями). Да и сюжет хоть вроде бы простой, но очень затягивающий (этим он напоминает Ночь живых мертвецов).

    Кроме того, фильм часто называют одной из лучших сатир десятилетия, в которой весьма жестоко высмеивается потребительская культура америки (не даром местом выбран именно торговый центр - "Он стал для них вторым домом" - говорит один из героев). Хотя именно из-за специфики съемок в торговом центре действие затянулось на четыре месяца. Снимать можно было только в момент, когда центр закрывался, т.е. с 22-23 часов до 8 утра. Причем около 6 утра у центра по какой-то причине начинали собираться старики. Том Савини рассказывал, что "однажды где-то 35 стариков свернув за угол лицом к лицу встретились с тремя сотнями ужасных зомби. К счастью никто не пострадал". Кстати Том Савини был ответственен за спецэффекты и трюки в фильме, и даже внес небольшое изменение в фильм - он снимался в качестве одного из главных мародеров, атакующих центр. Именно он по ходу съемок придумал, что было бы классно помахать мечем, а своему напарнику дал кувалду. Так появились одни из самых впечатлительных сцен разгрома центра.

    Создание "Рассвета мертвых" также тесно связано с именем еще одной хоррор-легенды - с Дарио Ардженто. После финансового провала пары проектов Ромеро никто в Голливуде не хотел давать ему деньги на съемки нового фильма, пусть даже сиквела легенды. И тут ему пришел на помощь итальянец, который после успешных международных хитов "Кроваво-красное" и "Подозрение" мог выбить необходимые средства, и кроме того он участвовал в создании сценария. В титрах сценаристом указан только Ромеро, но на самом деле Ардженто тоже приложил к нему руку. В качестве условия помощи Ардженто попросил эксклюзивное право на монтаж не американской версии фильма. Длинна версии Ардженто была 117 минут (у ромеровской 126), фильм был более динамичный и в качестве довеска был создан отдельный саундтэк группы Гоблин. В Европе фильм в арджентовской версии вышел под названием "Зомби: рассвет мертвых" (Zombie: Dawn of the Dead) или же просто "Зомби" (Zombies). Это положило начало путанице с фильмами Лучио Фульчи, который в следующем году выпустил неофициальный сиквел под названием "Зомби 2", который уже в США получл название "Зомби".

    Бюджет фильма составлял 1,5 миллиона долларов, а в мировом прокате он собрал 40 миллионов. Про продажи видеокассет, видеопрокат, выпуск "режиссерской версии" фильма (139 минут) и DVD я не говорю - фильм до сих пор приносит солидный доход. Бессмертная классика прочно заняла свое место под солнцем. Так что если вы еще не видели этого шедевра, то ищите его и смотрите! Правда если вы не очень любите зомби или вам становится дурно при просмотре документики вроде "Лики смерти", то я на вашем месте воздержался бы :)

    Особое мнение Андрея Исканова: примерно 10 лет назад, когда я впервые увидел этот фильм, он потряс меня так, как во времена теперешнего, блокбастер-кино вам вряд ли удастся себе даже представить. С тех пор, я смотрел его так много раз, что сегодня не смог бы назвать точное число даже под "допросом с пристрастием". Фильм и по сегодняшним меркам чрезвычайно необычный: Клаудио и Дарио Ардженто скрещивают знамёна с Ричардом П. Рубинштейном под предводительством Джорджа Ромеро, никому неизвестный Том Савини с двумя ассистенками мучается над полным гримом для полсотни "мертвецов" в кадре, исполнители главных ролей Дэвид Имдж и Скотт Х. Рейниджер на самом деле официанты увиденные Ромеро в ресторане, рок-прогрессивная группа Дарио Ардженто The Goblins пишет свой самый знаменитый саундтрэк, а оператор Майкл Горник ещё не знает того, что в будущем станет режиссёром экранизатором Стивена Кинга. Итак, на лицо все приметы неортодоксального, культового кино, да вдобавок ещё и киноклассики (пусть и не всеми признанной - тем лучше). В фильме полный комплект символов для чёрного футуриста, немного социальной сатиры и полное ведро первозданного кошмара зачёрпнутого явно из самой "Некросферы". Чёрт, как же я люблю это кино! Но хватит о моём мнении, ибо в случае совершенного шедевра оно всегда очень кратко. А всем прочим, стоит назидательно заметить: если вы не видели "Рассвет мертвецов" не смейте называть себя знатоком "Хоррора"!

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов