Кошмар на улице Вязов (A Nightmare On Elm Street) (1984)

  • Кошмар на улице Вязов
  • A Nightmare On Elm Street (1984)
  • Режиссер Wes Craven
  • В ролях: John Saxon, Heather Langenkamp, Ronee Blakley, Robert Englund, Jonny Depp
  • Предыстория фильма: в типичном маленьком американском городке, в бойлерной на улице Вязов был когда-то сожжён маньяк-убийца Фредди Крюгер. При жизни Фредди убивал маленьких детей этого городка и однажды их родители, поймав злодея, не стали отдавать его полиции, а просто устроили такой самосуд. Естественно, сгорев заживо, такой колоритный маньяк, как Фредди, просто не мог не воскреснуть:)) Но он воскрес не банально, как сотни маньяков из других фильмов ужасов, точнее, он не совсем воскрес...

    С первыми кадрами фильма мы попадаем в кошмарный сон Тины Грэй (её играет Аманда Уисс). Тина почему-то раз за разом в своих снах попадает в эту злополучную бойлерную, в которой несколько лет назад был сожжён Крюгер. За ней гоняется страшный мужик с ножами на пальцах и обожённым лицом. Как она догадывается, это и есть Фред Крюгер (в его роли - Роберт Энглунд) Под конец сна Фредди практически настигает Тину, однако ей удаётся увернуться, но Фредди оставляет на её ночной рубашке четыре следа от своих "пальцев". Проснувшись в истошным воплем Тина обнаруживает что это был не совсем сон, так как рубашка действительно порезана.

    Тина рассказывает про свой кошмар друзьям - Нэнси (Хизер Лэнгенкемп)и Гленну (Джонни Депп). Но ей,естественно, никто не верит: все считают что это просто кошмар и в конце концов всё пройдёт. Однако после совместного обсуждения сна Тины Нэнси вспоминает, что ей тоже раньше снился этот "парень в грязном свитере с большими железными ногтями". Так как мать Тины, естественно, куда-то уехала, вся компания решает заночевать у неё. Но именно этой самой ночью, как вы сами догадываетесь, дядюшка Фредди таки её убивает. Причём не как-то тяп-ляп, а вспарывает ей живот и размазывает кишки по потолку. Все были в доме но никто никого чужого не видел, поэтому подозрение в убийстве Тины падает на её бойфренда Рода Лэйна, который находился рядом с ней в ту ночь и видел, как она умерла. Род попадает за решётку и на допросе в полиции пытается объяснить, что это не он, но, естественно, ему никто не верит. Однако Фредди имеет свою точку зрения по этому поводу - через пару дней он убивает Рода ночью прямо в камере. После случившегося Нэнси и Гленн уже точно знают, кто виноват в этих убийствах. Тем более, что Нэнси начинают мучать галлюцинации, связанные с Фредди. Отец Нэнси, лейтенант полиции Томпсон (Джон Сэксон), старается помочь дочери, но думает, что виноват не Фредди, а психическое расстройство, связанное с потерей двух друзей...

    Сюжет можно пересказывать до бесконечности, но я считаю, что в этом нет особой надобности - фильм и так почти все видели, а тем, кто не видел, будет гораздо интереснее узнать, чем всё закончилось, из самой картины. Преимущества режиссёра Уэса Крейвина (которому этот фильм также стал путёвкой в мир большого кино - до этого он снимал лишь малобюджетные ужастики , из которых можно выделить разве что фильм 1978 года "У холмов есть глаза") перед коллегами-режиссёрами других фильмов налицо. Во-первых, в сюжете на протяжении всего фильма присутствует интрига: так материализуется Фредди в реальном мире, используя для этого сознание ни в чём не повинных подростков, или же это действительно не больше, чем сон. Во-вторых, прекрасно сделанный по тем временам грим и костюм Крюгера. В третьих, великолепная музыка, звучащая в фильме. Сценарий к фильму также написал Крейвин - честь и хвала ему за это. Режиссёр показывает не тупую резню, как частенько бывает в кино нашего жанра, а осмысленный сюжет. Фильм заработал в прокате порядка 26 000 000 долларов, что по тем временам составляло очень недурственную сумму, особенно для фильма ужасов.

    Отдельно следует сказать о прекрасном подборе актёров, задействованных в ленте. Участие в фильме звезды (правда, к тому времени уже закатившейся) американского кинематографа Джона Сэксона, который снялся ещё в 1973 году в суперфильме с участием Брюса Ли "Enter the Dragon" ("В бой вступает Дракон"), который до сих пор называют лучшим фильмом про кунг-фу и ещё в ряде популярных боевиков и фантастических фильмов того времени, говорит исключительно про уважение к проэкту со стороны продюсеров и самих актёров. Вторая звезда - это безусловно, Джонни Депп - известный киношный "Дон-Жуан". Правда тут мы делаем скидку на то, что это его кинодебют. Да, именно "Кошмар на улице Вязов" был первым фильмом, в котором снялся этот замечательный актёр. Первый блин комом не вышел: смерть героя Джонни (а его Фредди просто классически разорвал на мясо, разбросав кишки по всему дому и забрызгав всё кровью) однозначно, самая впечатляющая в этом фильме. Ну и третий актёр, которого открыл фильм - это, естественно, Роберт Энглунд, сыгравший роль Крюгера. Правда, это в некотором роде сыграло с ним злую шутку, так как долгое время на нём висел ярлык Фредди Крюгера, из-за чего его приглашали и приглашают сниматься исключительно в подобных фильмах. Самым вопиющим примером является роль Призрака Оперы в одноимённом фильме. Впоследствии этот актёр сыграл в фильме "Повелитель желаний",причём впервые за долгие годы не убийцу, а жертву, а также в "Городской легенде", где его персонажу тоже пришлось несладко.

    Однако, маленькая слабость Крейвина в конце фильма породила начало сериала. Режиссёр не смог удержаться от показа в финале эффектного убийства, которое поставило под сомнение сам факт того, что Фредди не существует, что вроде как доказала Нэнси в конце картины. Без сомнения, в этом есть положительные черты - иначе мы с вами ограничились лишь одним фильмом, вместо целой увлекательной серии. Но, по правде говоря, ни одному из продолжений не удалось воссоздать атмосферу первой части, что, однако, не делает их менее ценными для нас.

    Особое мнение Tshikotilo:

    "Этот фильм поражает меня прежде всего своим замыслом, ведь тогда,когда он делался, он был скорее всего единственным такого плана, ведь главный герой его не просто маньяк-шизофреник,а вполне понимающий субьект с обпаленной рожей, который мстит детям убивших его людей. Причем делая это не просто ножом или топором, а довольно необычно для фильмов ужасов. Уэс Крейвин неплохо сделал своё дело, написав отличный сценарий.Когда я первый раз увидел "Кошмар", признаться честно,он меня напугал,ведь тогда было время, когда по телевизору показывали лишь порно про счастливый коммунизм и программу "Прожектор Перестройки", видаки были лишь у самых продвинутых людей и не многим в то время удавалось посмотреть что-либо стоящее. "Кошмар на Элм-стрит" даже и сейчас не утратил своей актуальности: не так давно одна из телекомпаний вдруг решила: НЕТ ГНУСАВОМУ переводчику и потому продублировала сей шедевр на украинском.Это был шок. Чего только стоят фразы типа "Жах на вулыци В'язив" или "Скажы йим що тебе заслав Фредди". Больше всего мне понравилось как вначале по-моему Тина, уединившись с парнем, в спальне была размазана по потолку а он (парень) стоял и смотрел на все это и громко орал,перекрикивая шипение заезженной кассеты. Также классное убиство было,когда Гленн смотрел телевизор,лежа на кровати - Фредди убил его ,выпустив кишки в потолок ,и это было круто. Ведь такого до него никто не делал. Вообще,посмотрев этот шедевр мирового кошмаростроения, вы не пожалеете".

    Особое мнение:

    "Первая часть про Фрэдди, это что-то особенное, и в первую очередь своей новаторской идеей. Но не только она увлекает - это делают все составляющие фильма. Но все же что-то в нем не так. Собственно, я уже давно пытаюсь сформулировать, в чем моя претензия фильму, но пока что этого так и не понял. Осталось какое-то чуство неудовлетворенности. Возможно, дело в спецэффектах, хотя сомневаюсь - они достаточно ненавязчивы и не являются самоцелью. В итоге все же ставлю фильму пятерку, и продолжаю прислушиваться к назойливому недовольному шипению на задворках сознания."

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов