Экзорцист (The Exorcist) (1973)

  • Экзорцист
  • The Exorcist (1973)
  • Режиссер William Friedkin
  • В ролях: Max von Sydow, Linda Blair, Jason Miller
  • Однажды маленькая Реган (Linda Blair) начинает жаловаться своей маме Крис (Ellen Burstyn), являющейся довольно известной актрисой, что ее кровать трясется. Сперва мама воспринимает это как простую детскую выдумку, но вскоре ей пришлось убедиться, что кровать и правда сама дико трясется. И это только начало целого ряда странностей, которые начинают происходить с маленькой девочкой. Доктора ей ничем помочь не могут, все тесты показывают, что с девочкой все совершенно в порядке. Испуганная происходящим мать обращается к священнику Каррасу (Jason Miller), который как раз переживает собственный кризис веры. Хоть это для отца Карраса и не просто, но в итоге ему приходиться признать, что в девочку вселился дьявол. По его ходатайству Ватикан дает согласие на обряд, для совершения которого присылают престарелого отца Меррина (Max von Sydow). И тогда начинается экзорцизм...

    Думаю что детальнее описывать сюжет фильма особого смысла нет, сомневаюсь что найдется сколько-нибудь солидное число поклонников ужасов, которые не смотрели этого фильма. Снятый более 30 лет назад, "Экзорцист" можно смело назвать одним из самых влиятельных фильмов ужасов в истории кинематографа, и повлиял он не только на свой жанр, но и на кино в целом. Снятый за 12 миллионов долларов он многократно отбил бюджет в кинотеатре и в видео прокатах. Сразу после выхода его ждала слава и успех, и критики и зрители приняли фильм на ура, что автоматически сделало его предметом культа, который со временем не померк. Восстановленная в 2000 версия фильма, пущенная в прокат, собрала кассу не хуже, чем многие новички (40 миллионов). Более того, "Экзорцист" создал новый жанр - одержимость дьяволом вошла в моду, и без этого фильма мы бы точно не увидели "Омена" и огромного множества более слабых подражаний. В угоду моде снимались и даже переделывались уже снятые фильмы.

    Причина этого феномена, на мой взгляд, заключается в смешении серьезного драматического фильма и шокирующего ужаса. Не нужно забывать, что в 1973 году рыгающая Реган была крайне необычным и шокирующим зрелищем. А тут еще очень серьезные социальные темы, весьма удачно поданные режиссером (Фирдкин после этого фильма взлетел в звезды первой величины, хотя подобного успеха ему больше пока так и не удалось достичь). Религиозный аспект фильма также получился достаточно сильным. И в итоге мэйнстримовая публика вдруг оказалась втянута в кошмарный бой с силами ада, на фоне хорошей актерской игры и серьезных аспектов фильма. Это был фурор, ужасы перестали воспринимать, как загон для жанровых несерьезных, развлекательных поделок низкого ровня. Также много для успеха фильма сделала маленькая Линда Блэр, которая на протяжении фильма превращается из невинной девочки в злобное порождение ада. Спецэффекты в этом фильме и ныне смотрятся весьма прилично. Кроме того, в обиходе кино появился новый герой - пугающий ребенок, которого в последствии не раз будут эксплуатировать ("Шестое чувство" из более успешных, "Другой" и "Игра в прядки" из последних не слишком успешных).

    Закончить этот панегирик хотелось бы небольшой порцией холодного душа. Сейчас "Экзорцист" смотрится не так сильно, как раньше, и титул "самого страшного фильма в истории" (раздающийся целой плеяде фильмов) все же дается больше за былые заслуги, чем за реально производимый эффект. Острота поднятых в нем социальных вопросов сильно поблекла за три десятилетия, да и смелость фильма уже давным-давно превзойдена. Спецэффекты и шокирующие сцены сейчас напугают только людей неподготовленных и детей, теперь на экране показывают гораздо более жуткие натуралистичные вещи, которые уже никого не шокируют. Поэтому смотреть "Экзорциста" не очень увлекательно, и лучше всего делать это в достаточно юном возрасте, когда острота ощущений еще высока, тогда вы можете сохранить о нем хорошие воспоминания. Мне, наверное, не повезло - я посмотрел его достаточно поздно и в итоге он оставил меня, в общем-то, равнодушным. Да и роман Блетти, по которому фильм был поставлен, также показался мне нудным. Так что признавая все огромные заслуги фильма, и веря, что целые поколения его искренне боялись, все же считаю что время его сильно потрепало, и аура ужаса поблекла. В данном случае гениальности (которая, безусловно, в фильме есть) оказалось недостаточно для нетленности.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов