Экзорцизм (Exorcism: The Possesion Of Gail Bowers) (2006)

  • Экзорцизм
  • Exorcism: The Possesion Of Gail Bowers (2006)
  • Режиссёр: Leigh Scott
  • В ролях: Noel Thurman, Tom Downey, Erica Roby, Brick Firestone
  • Хоррором, повествующем об экзорцизме, я никогда не увлекался, но, по стечению обстоятельств, за один день умудрился посмотреть целых два фильма со схожей тематикой - Blackwater Valley Exorcism и Exorcism: The Possesion Of Gail Bowers, что дает прекрасный повод не только проанализировать каждую картину в отдельности, но и сравнить их.

    Гейл, главная героиня фильма, после трагического несчастного случая, унесшего жизни ее родителей, остается на попечении своей старшей сестры Энн и ее мужа Кларка. Отношения между ними складываются довольно хорошо, Гейл периодически балуют (например, дарят новенький джип), хотя иногда поведение девушки выдает в ней настоящую бунтарку - видимо, сказывается подростковый максимализм, память о смерти родителей и переезд в новый дом. Так, Гейл упорствует в своем нежелании переходить в новый колледж, поселяется в гараже, считая, что, если помещение обустроить, то оно будет походить на небольшую отдельную квартиру, спорит с сестрой относительно ее религиозных убеждений (Энн старается вести христианский образ жизни). Главная героиня довольно быстро осваивается на новом месте и буквально на следующий день после приезда у нее появляется первая знакомая - Франси, живущая по соседству. Во время вечерних посиделок, девушки решают развлечь себя вызовом духов при помощи колдовской доски. Шутки шутками, но кого-то они и впрямь потревожили в потустороннем мире, балуясь с колдовской доской: в эту же ночь Гейл становится одержимой злом...

    Примечательно, что режиссер и автор сценария Ли Скотт в своем фильме идет по принципиально иному пути, чем тот, который был предложен создателями "Чёрной воды", где проявления одержимости исчерпывалась говорением страшным голосом и различными трансформациями тела героини (касались они, разумеется, в основном кожи). Здесь же, Ли Скотт вводит в ткань повествования значительное количество паранормальных проявлений, охватывающих как дом (в комнатах падают различные предметы, в коридоре раздаются шаги, некто невидимый стаскивает с героини одеяло), так и персонажей, которые контактировали с Гейл (психолог Ричард Торнхилл, обследовавший девушку, слышит в телефонной трубке гул голосов, говорящих на арамейском; Франсин выцарапывает себе глаза). Очень порадовала последовательность развития событий: от депрессивного состояния и кругов под глазами у героини в первый день одержимости до левитации, перемещения на четвереньках по потолку и прочих не менее примечательных признаков. Следует также сказать, что Гейл борется с демоном, захватившим ее тело, и иногда он ее отпускает на короткий промежуток времени, когда девушка вновь становится сама собой, но вскоре непродолжительный период ясного сознания сменяется беснованием. Постепенное и весьма умелое нагнетание событий вкупе с довольно неплохими спецэффектами (особенно хорошо выполнен эпизод, когда демон вселяется в героиню) привело к тому, что в двух моментах я даже вздрогнул, хотя пугаться продукции компании Asylum однозначно не привык.

    Разумеется, демон будет искушать героев (в частности Кларка) похотью, но это будут не томные сладострастные речи, а запущенная в трусики рука Гейл и самая настоящая вербальная порнография. В визуальном плане - это очередной повод кинематографистам поместить в фильм сцены с обнажением, коих здесь будет две. Вот она - особенность картин, выпускаемых сразу на видео: режиссер может не беспокоиться за рейтинг, который присудят картине ("Экзорцизм" в США получил категорию "R") и напичкать ее обнаженкой, кровищей и грубой лексикой. С насилием здесь также "все в порядке": постукивания, странные шумы и беснования одержимой Гейл чередются с эпизодами, где демонстрируется раздирание лица и вырывание глаз (как всегда у asylumовцев получается лучше изобразить последствия, нежели сам процесс), всаживание ножниц в грудь, размозжение головы кроватью. И вроде бы все в фильме хорошо: получилось создать атмосферу, напряжение, сохранить атрибуты картин об экзорцизме, порадовать зрителя вполне приемлимыми эффектами и гримом - "Экзорцизм" вполне мог бы претендовать на статус крепкого середнячка со скромным бюджетом, если бы не одно НО...

    Нетрудно догадаться, что кульминацией фильма должна стать процедура изгнания демона, но, начиная со второй половины интенсивность действия снижает обороты, картина растрачивает энергетику и самая ее главная часть оказывается преподнесенной на редкость блекло. Совершить обряд экзорцизма приглашают отца Томаса Бейтса, который n-нное время назад добровольно "ушел в отставку" после того, как ему не удалось спасти одержимую девочку. Прибегнув к самому последнему и самому радикальному средству - испытанию Авраама, когда священнослужитель бросается на кинжал, обменивая свою жизнь на жизнь одержимого, отец Томас усомнился в том, что Бог поможет ему избежать смерти. а потому проиграл битву с демоном. Нетрудно догадаться, что в финале он будет поставлен в аналогичную ситуацию и Бейтсу предстоит еще раз испытать крепость своей веры... Кульминация в сценарии довольно четко обозначена, но вместо наивысшего накала страстей и напряжения, зритель созерцает утомительно длинную, монотонную и изобилующую повторами (в ходе обряда Гейл вырывается, раскидывает священнослужителей, затем ее хватают, вновь привязывают к кровати и продолжают процедуру, далее она опять вырывается... и так не один раз) сцену экзорцизма. И хотя этот эпизод получился гораздо более правдоподобным, нежели аналогичный момент в "Черной воде", в нем не чувствуется того, что здесь, в этой комнате, происходит решительная схватка между Добром и Злом, между Богом и дьяволом. Если роль Томаса Бейтса вполне ясна, то функции остальных присутствующих в комнате (двух священников и доктора Торнхилла) остаются загадкой. Складывается впечатление, что в кадре они присутствую только для того, чтобы ловить постоянно вырывающуюся из своих пут Гейл, а затем погибнуть страшной смертью (всё же размозжение головы фурнитурой - это довольно жестоко). Без сомнения, следующие одна за другой сцены умерщвления второстепенных персонажей и финальные кадры резко возвращают интерес к происходящему на экране: зритель вполне может, затаив дыхание, наблюдать, что же будет дальше, но предыдущие полчаса, которые по определению призваны быть динамичными и захватывающими, Ли Скотт запорол самым бессовестным образом.

    По традиции хотелось бы отметить удачное цветовое решение картины - ядовито-оранжевое дневное освещение и бледно-синие ночные цвета, что является не столько прихотью режиссера, сколько своеобразным маркером, обозначающим ее принадлежность к жанру хоррор (сторого говоря, такой цветовой гаммы не встретишь ни в боевиках, ни в фантастике, ни в комедиях, ни где-либо еще, кроме фильма ужасов). Аналогичную роль (помимо сюжетной, разумеется) выполняет и мочилово в самом начале фильма. Возвращаясь к заключительной сцене экзорцизма, могу отметить, что с затемнением в ней явно переборщили, ибо порой происходящее разглядеть вообще не представляется возможным. Недостаток бюджета здесь сыграл не последнюю роль: вразумительно продемонстрировать процесс заползания одержимой девушки на потолок не представлялось возможным, поэтому завуалировав скудные финансовые возможности слабой освещенностью съемочной площадки и размытостью очертаний предметов, зрителя просто ставят перед фактом, что Гейл уже находится там (на потолке).

    Обидно, что фильм "сошел с дистанции" буквально на финишной прямой, что, впрочем, не делает его несмотрибельным. К категории "must have" картину никак не отнести, но всем тем, кому не претят малобюджетные постановки, сие можно рекомендовать к просмотру - в целом "Экзорцизм" оставляет приятные впечатления.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов