Франкенштейн (Frankenstein) (1931)

  • Франкенштейн
  • Frankenstein (1931)
  • Режиссер James Whale
  • В ролях: Colin Clive, Mae Clarke, Boris Karloff
  • Генри Франкенштейн (Colin Clive) вместе со своим горбатым помощником Фрицом (Dwight Frye) воруют свежезахороненных людей, чтобы из их частей составить новое существо. Обеспокоенная невеста Генри Элизабет (Mae Clarke) вместе с его другом Виктором (John Boles) и ученым наставником доктором Вальдманом (Edward Van Sloan) наведываются в его лабораторию, находящуюся в старой мельнице. Как раз в это время бушующая гроза должна стать последним элементом грандиозного эксперимента - оживления мертвой плоти. И вся компания становится свидетелями, как монстр оживает. Однако барон Франкенштейн (Frederick Kerr) желает видеть своего сына, ему не терпится наконец сыграть его свадьбу, он жаждет, чтобы сын бросил затворничество и странные опыты. И как раз на его видит в лабораторию приходится трагедия - взбесившийся монстр убивает Фрица и чуть не вырывается на свободу. От перенапряжения Генри теряет сознание, и его увозят домой, а присматривать за монстром остается доктор Вальдман. И вот пришел день свадьбы, народ устроил по этому поводу гуляния, а монстру как раз удается сбежать...

    Весьма своеобразный фильм. Можно сказать квинтэссенция черно-белого хоррора - в нем не осталось моментов, способных напугать современного человека (хотя хорошо видно, когда режиссер запугивал своих современников - например, момент, когда мы впервые видим лицо монстра). Хорошо видно, что фильм пытается играть на человеческих эмоциях, на страхе и отвращении - эмоции самих героев играют большую роль и четко выражены. При этом другие составляющие, важные, но не первостепенные в свое время, становятся важнее для современного зрителя. Конечно это декорации фильма, старая мельница, странная лаборатория (по сути, предшественница сотен подобных лабораторий безумных ученых), грим монстра. Вся эта черно-белая декорация, наполненная условностями, создает ощущение какой-то театральщины. Все же в то время влияние подмостков театра на кино было очень велико. Также достаточно забавно смотрятся и актеры, пытающиеся имитировать немецкий акцент (ведь действие происходит в Германии 19-го века). Все это придает фильму особый колорит, который вкупе с размеренностью действия и составляет тот дух фильмов Юниверсала, о котором так много говорят. Безусловно, это не современное кино, ему уже 70 лет, но интересующимся историей жанра посмотреть его стоит, это весьма интересно.

    Тем более, что "Франкенштейн" кино эпохальное, именно в этом фильме был создан образ монстра Франкенштейна, который после этого успешно растиражировался по всей массовой культуре, прижился и оккупировал практически все ее области. Любой ребенок узнает в эскизе монстра из студии Юниверсал Франкенштейна (имя создателя монстра давно успешно было передано самому монструозному творению). Длинного неуклюжего человека с цилиндрообразной головой с удлиненным лбом и срезанной макушкой, а также здоровым шрамом на лбу создала не Мэри Шелли (у нее образ монстра немного иной), а именно студия Юниверсал, и конкретнее Джэк Пирс, создатель грима (для создания этого образа он изучал древние техники погребения, анатомию; срезанная макушка головы появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу). Накладка грима занимала около четырех часов.

    Первоначально монстра должен был играть Бела Лугоши, но он отказался от этой роли, так как после секс-символа Дракулы перейти к безмолвному уроду было не для него. И эту роль отдали Борису Карлоффу, который дал монстру широкий спектр хорошо заметных эмоций. Во вступительных титрах вместо имени Карлоффа напротив "монстра" был поставлен знак вопроса, продюсеры пытались таким образом заинтриговать зрителя. Лугоши впоследствии очень пожалел, что отказался от роли, так как именно Карлофф стал главным монстром Голливуда, отодвинув коллегу-венгра на второе место. Лично мне "Франкенштейн" показался более живым и интересным фильмом, чем его предшественник "Дракула", он легче и современнее смотрится (хотя конечно в современности его не обвинить). Всем интересующимся классикой смотреть ради полноценного образования.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов