Один дома смотреть онлай фильм.

Серия "Голем" (Der Golem) (1914-1920)

  • Голем
  • Der Golem (1914)
  • Режиссер Генрих Хален
  • В ролях: оль Вегенер, Лидия Салмонова, Рудольф Блюммер
  • Конец 16 века. Во время раскопок на месте синагоги, строители наталкиваются странную глиняную статую, которую приобретает торговец и с помощью амулета оживляет. Голему (именно так зовут чудовище) он показывает свою дочь Джессику и приказывает ему стеречь и оберегать ее благонравие. Голем влюбляется в девушку, несмотря на то, что он - монстр. Когда Джессика идет на свидание в замок со своим возлюбленным графом, Голем следует за ней. По нему стреляют, но ничто не может его остановить. Только, когда Джессика срывает с его шеи волшебный медальон, Голем превращается в статую и падает с башни.

    В основу истории о Големе положена еврейская легенда из 16 века, согласно которой один раввин по имени Лёве создал из глины существо и назвал его Големом, в задачу которого входило защищать еверев от христиан. Используя древнюю еврейскую легенду, Вегенер переосмысляет ее в духе романтизма начала XIX века, наполняя сюжет символичными эпизодами. Чтобы правдоподобнее передать ощущения Голема, попавшего в чуждый ему человеческий мир, Прага была практически лишена своих реальных черт стараниями оператора Гвидо Зеебера и Рокуса Глиза, создавшего декорации, став воплощением всего таинственного и непознаваемого. Трагичная история Голема могла восприниматься как особо осмысленный жизненный путь человека, в погоне за мистическим чувством неизменно терпящего поражение, подобно глиняному истукану, разбившемуся о твердые камни. Фильм, считется исчезнувшим; все что от него осталось - это письменный сценарий и пара фотографий.

  • Голем (Как он пришел в мир)
  • Der Golem (Wie er in die Welt Kam) (1920)
  • Режиссер Поль Wegener
  • В ролях: Поль Wegener, Лидия Салмонова, Рудольф Блюммер
  • Римейк этого фильма был снят в 1920 году также Полем Вегенером и Карлом Бойзе. Главные роил исполняли Поль Вегенер, Альберт Штайнрюк и Лидия Самойлова. - 16 век, пражское гетто. Раввин Лёве узнает по положению звезд, что с его родственниками случилось несчастье. Вскоре к нему приходит представитель кайзера, приказывающий еврею немедленно покинуть Прагу. В то время, пока Лёве и его друг Фалмус создают из глины существо, которого они называют Големом, за дочерью раввина ухаживает молодой юнкер Флориан. После того как Лёве оживил Голема с помощью своего амулетта, он выводит его в люди. Голем старается снискать уважения у Лёве, но над ним все смеются. Это приводит его в такой раж, что непонятные силы вызывают землетрясение. Голем спасает кайзера, который ему очень благодарен. Но вскоре что-то менятеся в характере Голема (это тоже было указано в звездах) и он начинает совершать ужасные поступки: убивает Фалмуса и поджигает гетто. Только одной маленькой девочке удается подойти к нему и сорвать с его шеи волшебный медальон, который для его жизни необходим. Голем снова превращается в глиняную статую.

    "Голем" - это действительный пример кино, когда игра актеров, декорации, операторская работа и режиссура созданы на высочашем уровне, что символизирует начало новой эры в истории кинематографа. "Голем" не был экспрессионистским фильмом по содержанию, но в изобразительном плане его можно назвать прямым наследником "Кабинет доктора Каллигари"; Вегенер не стремился с археологической точностью воссоздать Прагу XVI века, - его целью было показать, как современное сознание может воспринять старинную легенду, вокруг которой с течением времени возник ореол мрачной таинственности. Мистические события должны были происходить в соответствующей обстановке, и Рокус Глиз создал странные, нереальные декорации, превратившие Прагу в запутанный лабиринт узких улочек и низких домов с изогнутыми заостренными крышами, оживающих благодаря сложной игре света и тени. Голем уже воспринимался не как чуждое человеческому миру существо (как это было в фильме 1914 года), а как порождение самого таинственного города, словно только Прага могла дать жизнь такому противоречивому, но вместе с тем по-детски наивному созданию. Экспрессионистские приемы позволили кинематографистам то, что раньше давалось только художникам и писателям - преодолеть сковывающие рамки реальности и изобразить индивидуальное познание мира, подобно тому, как это делали Майринк и Кубин: Прага в "Голем" предстала полной глубоких и неоднозначных символов, не местом, но эмоциональным ощущением; зритель волей-неволей ассоциировал себя с Големом, так как причудливый мир древнего города казался ему таким же непривычным, но в то же время знакомым, как и мистическому великану.Кинематографическая Прага была создана и зажила своей жизнью, став не менее живой и реальной, чем Прага настоящая. Однако непознаваемая природа таланта нередко ставит нас в тупик: когда к власти в Германии пришли нацисты, Вегенер принял новый режим и посвятил себя съемкам агитфильмов, - именно это и отвратило от него многих его поклонников, предавших забвению не только самого актера, но и его картины. Но все же вклад Вегенера в кинематографию, которой именно он и помог стать искусством, слишком велик для того, чтобы игнорировать этого, без преувеличения, великого художника.

    Третий и последний римейк этого фильма был снят в 1936 году во Франции. Режиссером его был Юлиан Дювувьер. Главные роли исполняли Гарри Бур, Фердинанд Харт и Чарль Дорат. 16 век, еврейское гетто Праги. Император Рудольф II хочет отделаться от Голема, ожившей глиняной статуи, которая принадлежит раввину Якову, так как Голем представляет для него угрозу. Голем влюблен, и его возлюбелнная направляет всю его силу против короля: Голем истребляет замок и всех его обитателей. В данной картине меньше внимания уделено отношениям Голема со совоим создателем. Больше внимания уделено людским, социальным отношениям. Но, сожалению, фильм немого скчноват.

    Хотелось бы немного прокомментировать этот обзор. Во-первых, мне кажется, что использование термина "римейк" не соответствует истине, так как "римейк" это переделка оригинального фильма, фактически новая его постановка с небольшими коррекциями, так сказать осовремениванием. Тут же мы видим определенно не римейк, но и не классическое продолжение. Это скорее использование одной и той же легенды. Кроме того, Павел пропустил фильм "Голем и Танцор", сделанный той же командой, вышедший в 1917. Так что фильмы 1914, 1917 и 1920 года считаются первой серией в истории хоррор-кино. Подробнее об этих фильмах, а также других первых экспрессионистских хоррор-фильмах можно прочесть в отличной статье "Кино-Прага", из которой и были позаимствованны фрагменты из фильма.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов