Готика (Gothika) (2003)
Начав смотреть "Готику", я был настроен достаточно оптимистично - у меня еще
теплилась надежда, что компания Dark Castle Ent. всё-таки возьмется за ум и хоть
на этот раз выдаст зрителям что-нибудь стоящее, вроде своего первого детища под
названием "Дом ночных призраков" (House on Haunted Hill). Я ждал в начале фильма
уже ставшую привычной кровавую завязку: вспомните такие эпизоды как бунт психов
в больнице доктора Венеката ("Дом ночных призраков") ,ловля призрака на свалке
автомобилей ("13 Привидений") или эпизод, когда людей на палубе перерубает стальным
тросом ("Корабль-призрак"). Но... ничего особенного не происходило ни в первые пять
минут, ни на всем протяжении фильма.
Миранда (Хэлли Берри) - талантливый психиатр, работающая в закрытой клинике для
невменяемых преступников. Возвращаясь домой дождливым и в общем-то ничем не
примечательным вечером, она чуть не сбивает стоящую на дороге девушку, явно находящуюся в
состоянии шока. Однако девушка оказывается вовсе не человеком, а призраком и
внезапно вспыхивает как факел... После этого Миранда впадает в забытье на довольно
долгий промежуток времени. Когда героиня приходит в себя, то оказывается, что она
сама стала пациенткой больницы, где прежде работала. Вдобавок ко всему её обвиняют
в жестком убийстве собственного мужа Дага, но она ничего не помнит об этом. И далее начинается долгая и нудная тягомотина, напичканная всякими психиатрическими
прибамбасами. Миранда пытается доказать всем, что она не сумасшедшая, хотя чем больше
она старается это доказать, тем больше окружающие считают её больной на
голову. Периодически у нее перед глазами появляются обрывки воспоминаний и из них
у Миранды начинает складывается более или менее стройная картина событий, произошедших
тем страшным вечером.
Получается не фильм ужасов, а этакий мистический детектив - пусть зритель думает,
что это за призрак и зачем ему понадобилось убивать Дага. А чтобы зритель нечаянно
не заснул перед экраном, пытаясь разгадать навороченные сценаристом загадки, нам
показывают как призрак периодически терроризирует Миранду: то на руке порезы оставит,
то об стены ее постукает... Развлекается дух, одним словом, как хочет, но еще с
завидным упорством он постоянно оставляет надпись "Не один" (not alone). Скажу честно - дальнейшего развития событий и объяснения всему происходящему
(по крайней мере такого) я не ожидал... Однако финал безобразно предсказуем. В общем-то такие места как больница, тюрьма являются вполне подходящим интерьером
для ужастиков и при желании/умении ужасы в больничных коридорах можно сделать
действительно пугающими и эффектными. Но как можно напугать фильмом, где начисто
отсутствует атмосфера, где присутствует всего лишь один невнятный призрак,
появляющийся довольно редко и большую часть времени картины занимает даже не
действие, а пустой треп довольно посредственно играющих актеров.
Продюсеры Роберт Земекис и Джоэл Сильвер, которым тема привидений просто не
дает спокойно спать по ночам, на этот раз решили отдать дань моде и сделать
фильм наподобие "Шестого чувства" и "Звонка". В итоге получилось нестрашное
и неудобоваримое занудство, лишенное на сей раз даже визуальных эффектов,
под названием "Готика" (а что готического в фильме я так и не
понял). И если в "13 Призраков" или "Корабле-призраке" можно хотя бы поглазеть на
действительно красочную и дорогую визуальную сторону фильма, то здесь уже смотреть
просто не на что. Фильмы компании Dark Castle Ent. деградируют с неимоверной
быстротой и что от них ждать в дальнейшем... просто страшно подумать. Хотелось бы отметить довольно странное музыкальное сопровождение фильма. Мне запомнился момент, когда Миранда лезет в подвал, и звучит тревожная музыка,
тревожность нарастает, нарастает, нарастает и... ничего не происходит. Вроде
немало фильмов пересмотрел, но такой облом видел впервые.
Поклонникам Хэлли Берри можно не беспокоиться - если вы ожидаете её увидеть
такой же как и в фильме "Swordfish", то ошибаетесь. Почти всё время она будет
появляться со спутанными длинными волосами, в какой-то белой больничной рубашке и на
звание "самая сексуальная девушка года" (в 2003 году какой-то солидный журнал
удостоил её такого звания) никак не потянет. Фильм-пустышка, который можно
порекомендовать разве что любителям заунывных мистических дефективов и
изучающим клиническую психиатрию (вдруг чего новое узнают). Остальным просьба не беспокоится.
ПыСы. Хотя некоторые просто в восторге от фильма. Одна моя знакомая сказала,
что фильм о-о-очень страшный. А я еле его досмотрел...
Особое мнение:
Скажу сразу, что мое впечатление от фильма кардинально отличается, он
меня очень сильно порадовал, гораздо больше, чем я ожидал. "Готика" на
мой взгляд это стильный, неторопливый и очень атмосферный мистический
триллер. Понятное дело, что если ожидать от него чего-то похожего на
"13 Призраков" или "Корабль-призрак", то можно и огорчиться, тут нет
феерии спецэффектов, зато есть настроение и напряжение. Я согласен,
что местами фильм немного затянут, и некоторые места можно было бы
сократить. Также есть некоторое школярство в создании напряженных
моментов, они достаточно просты и традиционны, но сделаны при этом
очень даже неплохо и эффектно (Кассовиц будучи актером явно успел
набраться и режиссерских навыков). Центральный поворот сюжета я
разгадал минут за 15-20 до того, как его озвучили, но в целом это мне
не испортило удовольствия. Фильм снят в мрачных темных тонах с явным
доминированием разных оттенков темно-синего. И в целом гнетущая атмосфера
у фильма на мой взгляд получилась очень хорошей. Бюджет фильма в 40
миллионов долларов окупился и только в США он набрал почти 60 миллионов. Лично мне фильм напомнил "9-е врата", но не сюжетом, а именно той
неторопливой и тщательно создаваемой мистической атмосферой, вниманием
к антуражу. Фильм не шедевр и во многом вторичен, но смотреть его приятно. Если Dark Castle пойдет по этому пути и дальше и будет создавать такие
атмосферные фильмы, я буду только рад, так как их 2 и 3-тье творения меня
откровенно разочаровали.
© Сергей Могилевский subfocus.ru