Каталог фильмов ужасов subfocus.ru: Дом на краю кладбища рецензия на фильм

Дом на краю кладбища

(Quella villa accanto al cimitero) (1981)

  • Дом на краю кладбища
  • Quella villa accanto al cimitero (1981)
  • Режиссер Lucio Fulci
  • В ролях: Catriona MacColl, Paolo Malco, Ania Pieroni
  • Семья ученого, доктора Нормана Бойла (Паоло Малко/ Paolo Malco) переезжает из Нью-Йорка в маленький городок Новой Англии. Его целью было завершить работу своего друга, который почему-то убил свою любовницу и покончил жизнь самоубийством. Вместе с ученым в глушь, отдохнуть от города, едут его жена Люси (Катриона МакКолл/ Catriona MacColl) и маленький сын Боб (Giovanni Frezza). Сыночек со странностями - еще перед отъездом он "говорит" с девочкой на фотографии старинного дома (собственно, как оказалось, именно туда они и едут жить), которая отговаривает его от поездки. Вот только кроме мальчика никто никакой девочки на фотографии не видит.

    Но девочка существует. Странная малышка Мая (Silvia Collatina) обладает паро-нормальными способностями - она видит будущее и может говорить с Бобом на расстоянии. Понятно, что живет она именно в том городе, куда и приехала семья ученого. А сам дом является местным "плохим местом", который все называют "домом Фройстина", по имени доктора, который жил там в прошлом веке. И по началу фильма мы знаем, что некто любит в этом доме убивать. Риэлтер, у которой семья сняла дом, прислала им и няню для Боба (Ania Pieroni) по имени Энн (хотя зачем ребенку нужна няня, если мать не работает, я не очень понимаю).

    Это не был бы ужасняк Фульчи, если бы с самого не начались таинственные и страшные вещи. В первую же ночь Энн пытается открыть заколоченную дверь в подвал. Люси обнаруживает, что в их гостиной находится могила членов семей Фройстинов. Норман удивлен тем фактом, что его друг, чье дело он собирался заканчивать, забросил свои научные исследования и его папки пусты - вместо этого ученый муж всерьез интересовался историей рода Фройстинов. Боб продолжает общаться с ясновидещей Маей, которую больше никто не замечает. А в подвале сидит зомби, который время от времени вылазит, чтобы кого-нибудь со смаком прикончить, оставив за собой реки крови.

    Собственно, больше я о сюжете рассказывать не буду. Потому что этот кошмар стыдно сюжетом называть. Господи, кому в голову мог прийти этот бессвязный бред! Не верится, что сценарий написали Лючио Фульчи и его вечный партнер Дардано Сачетти - все выглядит настолько любительски и натянуто, что просто плакать хочется. Общая сюжетная линия вяжется с большим трудом, запинается о собственные ноги и валится уже в первые пол часа. Далее идет кошмарная агония здравого смысла. В какой-то момент я уже не мог сдержаться и безудержно хохотал. Представьте себе: после убийства, совершенного зомби, на кухне разлито масса крови (наверное пара литров), а кровавая полоса, оставленная утащенным трупом, ведет к запертой подвальной двери. Утром нянька Энн тщательно вымывает кровавый след, но в итоге только размазывает кровь по кругу - настолько ее много. Сосредоточенно так шурует, явно с недобрыми намерениями - по морде видно, что она что-то знает и умалчивает. Заходит хозяйка - Люси, смотрит на кровавый след и спрашивает: "Что ты делаешь." - "Я приготовила кофе!" отвечает нянька. Люси спокойно наливает себе кофе и, перебросившись еще парой ничего не значащих фраз со служанкой, уходит. Мол, кровавые реки у дверей в подвал это настолько обыденная вещь, что и спрашивать о ней не стоит. И такая логика в фильме превалирует. Практически каждая вторая сцена является нонсенсом с точки зрения здравого смысла.

    Самое интересное, что Фульчи по ходу фильма разбрасывает массу намеков и завязок, которые оказываются пустышками. Так же нянька Энн не только мыла кровавые пятна, но и в первую же ночь отдирала доску, которой заколотили дверь в подвал. А когда ее застукали за этим занятием, то просто отложила свое орудие и не промолвив не слова ушла прочь. Ну, скажете вы, она тут точно замешана! И будете совершенно не правы - она понятия не имела о зомби, и тот ее преспокойно убил. В первое посещение Норманом библиотеки, ее хранитель был уверен, что Норман со своей дочерью уже приезжал навестить покойного ученого. И вкупе со странным появлением Энн и их с Норманом переглядываниями вкрадывалось естественное подозрение, что приезжал Норман не с дочерью, а со своей любовницей Энн. И это тоже ничем не кончилось - все намеки были в пустую. Это только парочка самых колющих глаза примеров.

    Однако самое обидное, что если отбросить откровенно идиотский сюжет, фильм сделан очень классно. И отдельные сцены смотрятся просто потрясающе. Сам дом около кладбища, это немного гротескное кладбище, классический маленький городок, библиотека - все это очень объемно и ощутимо. Создаваемая съемками, музыкой и окружением атмосфера по настоящему греет душу поклоннику хоррора. Специальные эффекты тоже на высоте, все несколько убийств поставлены очень зрелищно и интересно. Отдельные предметы во многом создают загадочную атмосферу фильма: пленка с записями ученого-самоубийцы, проигрываемая на допотопном кассетнике, надгробие в полу гостиной, лестница в паутине.

    Если это "создание" смотреть не как фильм, а только как набор не связанных между собой сцен, то это выглядит весьма прилично. Но вот общая канва сюжета не выдерживает никакой критики. Самое обидное, что старательная полировка сюжета, направление его в немного иное русло, позволила бы снять здоровский ужасняк про зомбяка, обитающего в подвале зловещего дома. У истории есть потенциал, а про потенциал съемочной группы я и не говорю - отснятые сцены просто классные. Я даже не знаю как оценивать этот фильм. С одной стороны это совершенно смехотворный отстой, который можно было бы принять за стеб, если бы не манера съемки, антураж фильма и тот серьезный подход, что мы видим. С другой стороны его ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с дешевыми ужасняками, чей сюжет потрясает аналогичным идиотизмом - те фильмы тупы от начала до конца и с визуальной точки зрения они настолько же ничтожны, как и со смысловой. Но этот фильм являет нам нечто совершенно противоположное - визуально он великолепен! Думаю все фанаты хоррора оценят множество сцен. Короче, я в полной растерянности, впечатления от фильма неимоверно двойственны. Но в общем я бы не советовал смотреть фильм большинству из вас. Только преданные фанаты Фульчи могут более-менее благосклонно воспринять этот "шедевр" кинематографа.

    Особое мнение Андрея Г. Исканова:

    Самый признанный критиками фильм Фульчи, самое лиричное его произведение в жанре ужаса, самая странная роль призрачной Ани Пьерони (Тьма, Инферно, Бархатные руки) и самый трагичный финал из всех фильмов Фульчи. Трагичный в прямом и лучшем смысле этого слова. Вкрадчивая атмосфера ужаса воссоздана здесь с куда большой любовью, чем живой мертвец доктор-садист Фройдстин. Это поэма одержимых домов Новой Англии с могилами прямо под полом прихожей, детей от природы чутких к сверхъестественному и замечающих бугимэна в каждой кладовке, и приходящих нянь превращённых в тайные, кровавые жертвы. Этот яркий предисточник "Других" и "Шестого чувства" также обладает удивительной музыкой Уолтера Риццати, которая была самым идиотским образом вырезана из американской версии фильма. В лучших традициях самого Фульчи, кровь здесь брызжет буквально фонтанами, а черви сыплются килограммами. Но, тем не менее, фильм совсем не об этом. Он об эмоциональном холоде в атмосфере невероятной прелести невидимого мира, доступного к пониманию только в детстве. Возможно, вы увидите в нём исключительно банальное желание испугать вас всеми возможными средствами. Что ж, очевидно вы никогда не были маленьким.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов