Деревянные окна

Я знаю, что вы сделали прошлым летом (I Know What You Did Last Summer) (1997)

  • Я знаю, что вы сделали прошлым летом
  • I Know What You Did Last Summer (1997)
  • Режиссер Jim Gillespie
  • В ролях: Jennifer Love Hewitt, Sarah Michelle Gellar, Ryan Phillippe
  • Этот фильм был снят на волне популярности "Крика" и этим все сказано. В данном случае фильм снимается только потому, что он принесет деньги. Соответственно и все в фильме направлено на то, чтобы оправдать затраченные на него деньги. Это чисто коммерческий проект, и все что в нем сделано - сделано чтобы удовлетворить потенциальную аудиторию, т.е. подростков.

    Я сам посмотрел фильм еще до того, как стал поклонником ужасняков. И, как ни странно, он оказался очередной ступенью, приведшей меня к жанру. Собственно, я даже не считал, что это ужасняк, а скорее эдакий триллер.

    Немного о сюжете. Четверо подростков на пустынной дороге случайно кого-то сбивают. И, желая скрыть свое преступление, отвозят тело на пирс и сбрасывают его в воду. Вот вроде бы и конец истории - они поклялись, что не будут упоминать об этом инциденте и все станет как раньше. Однако ровно год спустя главная героиня, которую играет Дженифер Лав Хьюит (Jennifer Love Hewitt), а вслед за ней и остальные сообщники преступления, начинают получать странные сообщения со стандартным содержанием: "Я знаю, что вы сделали прошлым летом".

    Это для начала. Затем начинается "расследования", т.е. две девушки, участвовавшие в инциденте, пытаются что-нибудь узнать о парне, которого они сбили. Парням, которые за прошедшее время успели от девушек отдалится, эти поиски мало интересны и даже скорее раздражают их ненужным напоминанием о случившимся. И естественно за ними начинает гонятся убийца одетый в дождевой плащ моряка и использующий в качестве основного орудия убийства здоровенный крюк, нанизывая на него своих жертв.

    Сценарий к фильму написал Кевин Уильямсон (Kevin Williamson), который успел прославится своим сценарием к Крику и решив не терять времени зря и использовать сложившуюся ситуацию тут же продолжил благое дело и написал нечто похожее. А режиссером фильма стал Джим Гилеспи (Jim Gillespie). Может кому-то это имя что-нибудь и говорит, но только не мне.

    Главные роли в фильме исполнили Дженифер Лав Хьюит в роли Джули Джеймс, Сара Мишель Джеллар (Sarah Michelle Gellar, также известная как Баффи) в роли ее подруги Элен Шиверс, Фредди Принц младший (Freddie Prinze Jr.) в роли бойфренда Джули Рэя Бронсона, и Райан Филипе (Ryan Phillippe) в роли последнего из этой злополучной четверки - Барри Кокса.

    В принципе сюжет вряд ли кого-нибудь поразит своей изощренностью или интересными ходами (хотя пару занятных интерпретаций довольно стандартных ситуаций все же имеется). Достаточно в сюжете и всяческого рода мелких нелогичностей, которыми голливудские сюжеты изобилуют почти всегда. Но это все второстепенные детали, на которые можно не обращать внимания. Главное - это сосредоточится на атмосфере, которую создают авторы фильма. Особенно это касается первых двух третей фильма, пока не начинается немного натянутый финал.

    По крайней мере фильму, который создавался в качестве своеобразного "двойника" Крика удалось добиться поставленной цели - почти полтора часа развлечения поклонникам слэшера будет обеспечено.

    Фильм длится 101 минуту, что чуть меньше стандартного размера фильмов такого рода. Хотя, например, в Южной Африке фильм идет только 96 минут. Интересно, какие пять минут вырезали и почему.

    Что меня поразило больше всего, так это факт, что фильм поставлен по одноименному роману Лоис Дункан, написанному еще в 1973 году. Вот уж чего не ожидал, так это этого. Мне всегда казалось, что это просто подражательная копия Крика (собственно, так оно и есть). Содержание книги. Было достаточно сильно изменено - в книге, например, подростки сбивают ребенка. Естественно было увеличено количество крови и жестокости. Кроме того, пришлось изменить личность убийцы, так как в книге один человек появлялся под двумя именами (второе - для определения убийцы). "Это сработало в книге, но в фильме это не пройдет" - сказал Уильямсон. Переместил он и место действия - в маленький рыбацкий городок Северной Каролины, такой же, в каком вырос он сам. Он же придумал и фирменный вид убийцы.

    Сам режиссер Гилеспи заявлял, что ужасы это не тот жанр, в котором он хотел бы работать. Взявшись за проект он заявил, что не будет делать слэшер, по крайней мере не в "джэйсоновском" стиле. "Это более жизненный фильм, больше возвращение к хичкоковскому стилю". Ему вторит и сценарист Уильямсон, заявлявший, что это более серьезный фильм с реалистичными эмоциями и поведением, скорее напряженный триллер. И на мой взгляд их затея не удалась. Даже не знаю к сожалению или к счастью, но фильм это натуральный слэшер. Может он не настолько "джэйсоновский" как скажем Пятница 13-ое VII, но ушли они не далеко.

    В фильме множество натянутостей и неточностей. Например, при резком увеличении скорости люди должны падать назад, а не вперед. Но это мелочи, которые можно не заметить. Но поведение убийцы слишком похоже на поведение легендарных Джэйсона и Майкла Маерса: например, способность выжить (и не просто выжить, что реально, но при этом довольно резво перемещаться) после того, как тебя нехило протаранила машина, умение незаметно проникать в закрытые помещения и возникать ниоткуда, просто поразительные знания того, куда кто пойдет и где появится (хотя возможности этого узнать нету). Если с вышеупомянутыми героями это прекрасно работает (хотя тоже не слишком сильно эксплуатируется режиссерами) потому что они "бессмертные" маньяки и существа насквозь сверхъестественные, то с обычным человеком (как в данном фильме) такие номера проходить не должны. На мой взгляд, создатели фильма попытались неуклюже склеить два похожих, но все-таки разных течения слэшеров в одной картине. "Неумирающие маньяки" и "убийца кто-то из рядом стоящих" это две разные вещи. И смешивать их не следует. Иначе получится такая вот белиберда.

    Однако фильм ожидал финансовый успех - при бюджете в 17 миллионов долларов его показатели оказались очень приличными - в одних Штатах он заработал более 72 миллионов долларов, в Германии более 5 миллионов марок, в Великобритании - более 4 миллионов фунтов и в остальном мире его заработки превысили 20 миллионов долларов. Кроме того заработки с проката уже превысили 30 миллионов долларов. А прокатные деньги капают довольно долго и относительно постоянно. Такой, можно сказать, оглушительный успех просто гарантировал, что продолжение снимут. Законы голливудского бизнеса неумолимы, и пока из чего-то можно тянуть деньги, это делается. И это не смотря на довольно низкую оценку фильма посетителями сайта IMDB - 6607 проголосовавших поставили суммарную оценку этому фильму - 5,3 (из 10).

    Однако я должен признать, что фильм все же достаточно зрелищен. И сам я его посмотрел с удовольствием. Главное - это не обращать внимание на несуразности и просто наслаждаться страшной сказкой. Так что еще перед просмотром фильма нужно иметь определенный настрой и смотреть не придирчиво.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов