Оно (It) (1990)

  • Оно
  • It (1990)
  • Режиссер Tommy Lee Wallace
  • В ролях: Harry Anderson, Dennis Christopher, Richard Masur
  • В захолустном американском городке Дерри происходят загадочные массовые убийства и исчезновения детей и подростков. Местный библиотекарь Майк Хэнлон (Tim Reid), проводя собственное расследование этого феномена, общаясь со старожилами и читая хроники, выясняет, что подобное происходило в Дерри и в шестидесятых, и в тридцатых годах, длилось по полтора-два года, и каждый раз своеобразным стартом для убийств и исчезновений детей становилось какое-либо кроваое происшествие в Дерри или его окрестностях. Удостоверившись в том, что происходящщее в городе - ни что иное, как очередное звено в этой цепи (на дворе начало девяностых), Майк звонит друзьям своего детства, разъехавшимся из Дерри тридцать лет назад, после страшных событий, о которых они уже давным-давно позабыли, призывая их вернуться обратно и сдержать данное когда-то обещание.

    В начале шестидесятых семеро двенадцатилетних школьников Эдди Каспбрак (Adam Faraizl/Dennis Christopher - взрослый), Бен Хенском (Brandon Crane/John Ritter), Ричи Тозиер (Seth Green/Harry Anderson), Беверли Марш (Emeli Perkins/Annette O'Tool), Стэн Урис (Ben Heller/Richard Masur), Майк Хэнлон (Marlon Taylor) и их неформальный лидер Билл Денбро (Jonathan Brandis/Richard Thomas) образуют клуб "неудачников" - детей, по разным причинам отчуждающихся от родителей и ограниченных в общении со сверстниками. Немаловажной причиной создания этой компании так же послужил Генри Бауэрс (Michael Cole/Jarred Blancard) - психически неуравновешенный второгодник, со своей отмороженной компанией, постоянно преследовавший детей и издевавшийся над ними, пользуясь своей силой и авторитетом у себе подобных дебилов. Лучше защищаться вместе, решают герои, да к тому же их сближают и странные события, происходящие в Дерри. А происходит следующее.

    В начале у с самого детства заикающегося Билла умирает младший брат Джорджи (Tony Dacota), отправившийся без присмотра в дождливый день пускать изгототовленный Биллом бумажный кораблик. Странный клоун с весьма оригинальной улыбкой, находящийся почему-то в канализации убивает Джорджа, отрывая ему руку. Затем толстяк Бен видит за городом недалеко от старого заброшенного здания своего отца (давно погибшего в корейской войне), держащего в руках связку воздушных шаров, и зазывавшего Бена с собой клоуна. Маменькин сынок Эдди в школьнольной раздевалке подвергается атаке взбесившихся душей, после чего из разверзнувшегося стока появляется все тот же клоун, предлагающий Эдди пойти за ним. Весельчак Ричи в школьном подвале сталкивается с жутким оборотнем (точно такого он видел за день до этого в кино), который потом превращается во все того же клоуна, и еле успевает унести ноги. Пацанка Беверли перед сном слышит из рукомойника странные звуки и узнает голоса убитых и пропавших детей, после чего всю ванну заливает кровью из стока. Причем ее отец не увидел ни капли - проделки ЕГО действуют толька на детей. Прагматик Стэн, считающий, что всему на свете есть разумное объяснение, все в том же заброшенном доме сталкивается с безобразной мумией, которая потом оказывется ну, конечно тем самым клоуном. Короче, наши герои преполнены страхом, но ничего не могут рассказать взрослым, по скольку знают, что им не поверят, они же - дети, мало ли чего придумают. Объединившись, они решают уничтожить ОНО, кем бы то ни было. Главным образом потому, что Билл хочет отомстить за смерть брата Джорджа.

    Догадавшись, что ОНО прячется под землей, дети спускаются в канлизацию, находят и, как им кажется, убивает ЕГО. Выбравшись, они дают друг другу клятву, что если когда-нибудь ОНО возродится, то где бы и кем бы они не были, они вернуться и расправятся с ним еще раз. Спустя тридцать лет Майк выясняет, что ОНО (некое воплощение ужаса, появившееся из царства смерти) является олицетворением детских страхов и, собственно говоря, ими же и питаетя, помимо истерзанных детских тел. А чем еще можно заманить маленького ребенка, как не веселым клоуном, раздающим воздушные шарики. Вот и видят перед собой несчастные детишки то отвратительного клоуна с когтями и гнилыми клыками, то мумию, то оборотня, то еще черт знает кого. И вот, вся честная компания после звонков Майка (единственного из всех, кто остался жить в Дерри после давних событий), кроме Стэна Уриса (тот покончил с собой), возвращается обратно, чтобы окончательно уничтожить ОНО.

    Честно говоря, я ожидал от фильма гораздо большего, так как роман Стивена Кинга, по которому он снят является на мой взгляд одним из самых удачных творений короля ужаса. Книга, написанная в 1985 году, открыла поклонникам Кинга-концептуалиста (развитие событий выстроено очень оригинально), да к тому же, на мой взгляд, это один из лучших романов Кинга о детях (не считая "Сердца в Атлантиде", конечно). Из-за ограниченности во времени, Томми Ли Уоллесу (Tommy Lee Wallace) (режиссер третьего "Хэллоуина") не удалось отобразить на экране и половины того, что хотел сказать своей книгой Кинг (а книжка-то аж двухтомная!), и даже не в событиях - главным образом в философии. А жаль!.. Фильм снимался для телевидения и состоял из двух частей. Соответственнно и приемы здесь не киношные, а какие-то сериальные (черный экран и тишина между эпизодами, крупные планы лиц, павильонные съемки, много болтавни, слабые неизвестные актеры и т.п.). Стоит отметить, что к созданию фильма приложила руку такая компания как Lorimar Television, подарившая миру, к примеру Альфа. Адаптировать роман для телефильма взялся Лоуренс Коэн (Lawrence D. Cohen), а помогал ему сам Уоллес. В результате чуть ли не главная идея романа просто исчезла (какая - не скажу, лучше прочитайте книгу), а сам фильм получился сбивчивым и невнятным. Визуальные эффекты просто ужасают (в смысле они не портясают воображение, а пугают своей убогостью). Такое чувство, что фильм снят не в начале девяностых, а в конце шестидесятых (хотя и тогда умудрялись делать что-то особенное!). Все какое-то резиново-игрушечное, что заставляет зрителя не бояться, а улыбаться и местами даже хохотать. Финальная сцена выглядит просто умиляюще - два взрослых мужика и женщина кулаками забивают насмерть главного монстра - гигантского резинового жука-паука (бедняга Кинг, как же тут изуродовали его фантазии!). Смотрится это настолько глупо и нестественно, что сразу забывается все то хорошее и положительное, что успел оставить о себе фильм.

    А хорошего и так не много. Чуть ли не единственное, что радует - это неплохая игра актеров-детей. Они порой выглядят даже более естественными, чем взрослые. Типажи подобраны очень хорошо, четко соответственно книге. В фильме звучит отличная музыка (спасибо Richard Bellis), с одной стороны спокойная (не свойственная большинству ужасняков), а сдругой очень завораживающая и держащая в напряжении. Кстати, музыка - это чуть ли не единственное, что держит в напряжении зрителя. ОНО в образе клоуна появляется в кадре, как один из персонажей или даже предмет интерьера и никакого страха не вызывает, тогда как у Кинга клоун - олицетворение ЕГО - чуть ли не главный герой. Это можно списать на неудачную режиссуру. Кстати, о клоунах. Не смотря на это, просто бесподобен Тим Кэрри (Tim Currey) в роли клоуна Пенниуайза. Его гримасы и смех заставят любого любителя цирка, да и, возможно, самих клоунов, в течении нескольких лет обходить цирк на расстоянии пушечного выстрела :). Он завораживает и притягивает. Ближе к концу фильма я уже с нетерпением ждал очередного появления на экране Пенниуайза, а не Билла Денбро (Честно говоря, хотелось, чтоб Уоллес и Коэн нарушили кинговский сюжет и перебили неприятных героев-алкашей Билла (актер похож на Эрика Робертса, и это уже отталкивает, к тому же он бездарен) и Бена руками "вашего друга Пенниуайза"!). К слову сказать, сценарий все таки немного расходится с книгой, причем не в свою пользу. Но это уже детали для фанатов книги.

    Фильм скорее драматичный, чем пугающий. Да и книга, если повырезать все кровавые эпизоды, была бы бестселлером в детской драматической литературе. Но в том то и дело, что в книге есть ужас, а в фильме его нет. В общем вердикт таков: фанаты Кинга посмотрят фильм не без интереса, ярые фанаты непосредственно романа (вроде меня) возможно даже это кино пересмотрят (а длится фильм на видео более двух часов), но очень уж маловероятно, что "Оно" понравится простому, неискушенному и жаждущему крови и ужаса зрителю.

    Особое мнение СМЕРТИ:

    Мне этот телевизионный двухсерийный фильм показался чуть более занудной, хоть и урезанной, версией книги (которая также местами на мой взгляд затянута, что конечно не умаляет ее достоинств). В киноленту роман было бы вообще невозможно впихнуть, но избытки телепроизводства все же сильно портят впечатление. Существующее напряжение в начале фильма (после самоубийства), при смерти Джорджа да появлении Пеннивайза, за довольно растянуте куски бездействия совершенно нивилируется. Среди спецэффектов неплохо выглядит только кровь, все по сложнее просто смехотворно. Если предоставляется возможность посмотреть фильм по телевизору или бесплатно, то безусловно это сделать стоит, но тратить силы и деньги на его поиски не нужно, это далеко не сильная экранизация Кинга (хотя, конечно, и не самая слабая).

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов