Кэрри (Carrie) (1976)

  • Кэрри
  • Carrie (1976)
  • Режиссер Brian De Palma
  • В ролях: Sissi Spacek, Piper Laurie, John Travolta
  • Кэрриет Уайт (Сиси Спейсек/Sissi Spacek) - скромная, молчаливая и застенчивая девушка, заканчивающая американскую школу в провинциальном городке. Она - белая ворона, с ней никто не общается, над ней постоянно изо дня в день смеются и издеваются одноклассники, и даже преподаватели считают ее странной. Дома дела обстоят еще не лучше: мать Кэрри Маргарет (Пайпер Лори/Piper Laurie) - помешана на религии до фанатизма. Она регулярно бьет девчонку, заставляет ее молится при каждом удобном случае, запирает в кладовке и никуда не отпускает из дома.

    Кэрри вроде бы привыкла и смирилась со сложившейся ситуацией, но есть одна проблема. Когда Кэрри злится (а злиться с такой жизнью ей приходится часто), происходят странные вещи: то пепельница перевернется, то зеркало треснет и разобьется, то лампочка перегорит, то парень упадет с велосипеда. Подозревая, что владеет телекинезом, но опасаясь рассказать об этом кому-нибудь, Кэрри отправляется в школьную библиотеку, с целью найти там необходимую литературу по сверхъестественным явлениям. И там, совершенно неожиданно, ее приглашает на выпускной вечер симпатичный парень Томми Росс (Уильям Катт/William Katt). Кэрри не знает, что сделать это Томми попросила его собственная девушка Сью Снелл (Эмми Ирвинг/Amy Irving), которая вроде бы как хотела сделать Кэрри приятное. Не ожидая подобного жеста со стороны Томми, и прекрасно осознавая, что это, вероятнее всего, очередной повод поиздеваться над ней, Кэрри отказывается и убегает, но потом, главным образом под влиянием школьной учительницы физкультуры мисс Коллинз (Бетти Бакли/Betty Buckley), дает согласие, идя наперекор собственной матери. А в это время, ее одноклассница Кристин (Нэнси Аллен/Nancy Allen) задумывает очередную жестокую шутку. За несколько дней до выпускного вместе со своим придурковатым приятелем Билли (Джон Траволта/John Travolta), она в тайне от всех подвешивает над сценой ведро, полное свинной крови, а затем, договорившись с ребятами, отвечающими за голосование на звание короля и королевы вечера, делает так, чтобы Кэрри и Томми Росс победили.

    И вот, долгожданный вечер. Казалось бы, Кэрри счастлива - ее наконец-то принимают, как свою. Красавчик Томми танцует только с ней, она, возможно в первый раз в жизни целуется, все говорят ей, как она прекрасно выглядит, а тут их еще и выбирают королем и королевой вечера. Томми выводит ее на сцену, где на них надевают короны, звучит музыка, вокруг вспышки фотокамер. Но вот, Кристин, прятавшаяся под сценой, дергает за веревку, ведро переворачивается, и Кэрри с ног до головы окатывает кровью. Ликование сменяет тишина, а затем громкий смех всех и вся вокруг. Счастье и надежду сменяет ярость. Осознав обиду, боль и горечь разочарования, Кэрри на миг закрывает глаза. И неизведанная сила, которой обладает Кэрри, не щадя никого и ничего, в полной мере вырывается наружу.

    Фильм, снятый в 76 году, и являющийся экранизацией первого и одноименного романа короля ужасов Стивена Кинга, очень быстро стал культовым в США. И действительно, фильм очень хороший. Его нельзя назвать фильмом ужасов, это скорее сильный мистический триллер. Режиссера Брайана Де Пальму ("Костры тщеславия", "Лицо со шрамом", "Воспитывая Каина") нельзя назвать приверженцем хорроров - он снимал фильмы разных жанров, ну а "Кэрри" можно смело назвать одной из его лучших картин. Де Пальма начинал свою карьеру с триллеров, называя себя учеником Альфреда Хичкока (кстати, название школы, где училась Кэрри - Высшая Школа Бейтса (Bates High School) - упоминание героя "Психо" - явно дань Хичкоку), смело цитируя мастера. И в "Кэрри" это тоже немного ощущается, но это совсем не портит фильм. Отнюдь, фильм смотрится даже новаторски, учитывая вплетенную мистику. Бюджет картины составил всего 1.8 млн. долларов, а съемки проходили 15 дней. Результат же превзошел все ожидания.

    На первый план здесь, как и в книге, выходит, на мой взгляд, все-таки драма, а не мистика. Печальная история девушки, которая была не такой как все. Медленное разрушение надежд и ожиданий юной девушки, достойной явно лучшей жизни. Но так уж повелось, что везде и всегда должны быть аутсайдеры и изгои, чтобы другие люди могли себя лучше чувствовать. Именно эту мысль Де Пальма делает доминирующей. Так что любители крови, насилия или натурализма, скорее всего, будут разочарованы. Особыми спецэффектами фильм также вряд ли кого-либо удивит, хотя некоторые сцены (особенно финал), на мой взгляд, смотрятся очень впечатляюще (учтем 76 год). Да это и не особо важно. Тем же, кому по душе необычные драматические истории рекомендую насладиться этим фильмом. И, в первую очередь, очень выразительной, неповторимой и прекрасной игрой Сисси Спейсек ("Простая история"). После просмотра фильма, сложно представить в главной роли кого-либо другого, хотя уже после успеха фильма, режиссер признался, что долго колебался, выбирая актрису. Но после того, как Спейсек на кастинге блестяще сыграла все (!!!) девчачьи роли, все сомнения отпали. Честно говоря, я нисколько не удивился, когда узнал, что за эту роль она была номинирована на Оскар (кстати, Пайпер Лори ("Факультет") также номинировалась на Оскар за лучшую роль второго плана, а также на Золотой Глобус в той же номинаци). Забавно увидеть здесь и одни из первых ролей актеров, ставших в последствие знаменитыми - Нэнси Аллен ("Робокоп 1,2,3", "Дети Кукурузы 666"), Джон Траволта ("Без Лица", "Криминальное чтиво"). Стоит отметить музыку Пино Донаджио (музыка к "Травме" Дарио Ардженто, к "Двум Злобным Взглядам" Ардженто и Ромеро, к поздним фильмам Тинто Брасса), написанную также в лучших традициях "Психо", и оставляющую довольно сильное впечатление и хорошо вписывающуюся в фильм.

    В общем, как принято писать, яркий, шокирующий финал никого не оставит равнодушным. Рекомендую всем, кто ценит неспешные и некровавые триллеры. У фильма есть продолжение "Кэрри-2: Ярость Кэрри", получившееся намного менее удачным и имеющее слабое отношение к фильму ДеПальма и книге Кинга.

    Особое мнение СМЕРТИ:

    Для меня "Кэрри" это еще одно доказательство (наряду с Экзорцистом) того, что фильму вовсе не нужно быть самым страшным, чтобы заслужить это имя. Даже наоборот, ужаса в нем должно быть очень немного. Завоевавший воистину культовый статус в США, фильм в наши дни совершенно не пугает (что видно и из вышепреведенной рецензии), в то время как в момент своего выхода он считался очень страшным и шокирующим. В целом очень приличный фильм и в самом деле несет в себе очень большую (я бы даже сказал доминирующую) часть драмы, из-за чего стал приемлем массовой аудитории, совершенно не готовой к игре по правилам жанра ужасов. Отсюда и культовый статус невероятно страшного фильма. Однако это не значит, что фильм плохой, просто не нужно ожидать от него каких-то хоррор-откровений. Кроме того, фильм просто необходимо знать, это уже неотъемлемая и часо цитируемая классика жанра.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов