Куб Ноль (Cube Zero) (2004)
Итак, 2004-й год ознаменовался выходом приквела культового интеллектуального триллера
"Куб". Режиссёром третьего фильма о зловещем кубе на этот раз стал некий Эрни Барбараш,
он же и написал сценарий. И что же мы имеем в итоге. Признаться, после посредственного и полностью вторичного "Гиперкуба" я думал, что из
идеи с кубом больше ничего выжать не удастся. Какой будет интерес смотреть третий
раз одну и ту же историю, изъезженную прямо-таки до дыр... Но создатели фильма
ухитрились вывернуться из этого щекотливого положения, полностью "отправив на пенсию"
парадигму, на которой снимались предыдущие части. "Куб ноль" - это уже не рассказ о
злоключениях и внутренних отношениях группы людей, заключённых в кубе с ловушками,
а нечто совершенно другое.
Сюжет логически связан именно с первым "Кубом", и тем самым он совершенно
абстрагирует вторую часть от общей истории. Действие картины с самого начала
позиционируется не во внутренней стороне куба, как было до этого, а за её пределами. Фактически на первой же минуте фильма нам показывают операторский пульт наблюдения
за кубом. Судя по всему, этот самый куб построен по заказу какого-то военного
ведомства в целях исследования человеческой психологии и является совершенно
секретным ообъектом. Два человека, которые сидят у пульта, вяло следят за
злоключениями людей, которые находятся в кубе, сухо обсуждают увиденное,
обмениваются шуточками, убивают время за игрой в шахматы, в-общем, проявляют
черты типичных "белых воротничков". Всё это сделано нарочито обыденно, чтобы
зритель почувствовал контраст ужаса, творящегося внутри куба, и безмятежности
за его стенами.
А между тем куб функционирует в своём обычном режиме. Кстати, это не гиперкуб
со второй части, а вполне обычное (разве только большое) кубическое помещение,
имидж которого, правда, снова изменился (например, двери между комнатами обрели
круглую форму). Люди внутри куба по очереди начинают попадать в расставленные
ловушки (которые в этой части, как мне кажется, наиболее жестоки), делают те
же стандартные выводы, что и обитатели первого куба, и начинают действовать по
уже известной тактике поиска выхода из куба. Операторы, в свою очередь,
бесстрастно фиксируют сцены смерти, записывают и отправляют их на хранение. Совершают они и другие весьма интересные действия вроде коррекции сновидений.
Со временем мы узнаём, что один из операторов куба, молодой человек с ярко
выраженными математическими и художественными способностями (Zachary Bennett),
недоволен своей работой и тем, что ему приходится делать. К тому же он начинает
явно неровно дышать в сторону одной из пленниц куба - женщины по имени Кассандра
Рейнс (Stephanie Moore). И узнав, что она оказалась внутри этого механизма смерти
по ошибке, он не может удержать себя от соблазна попытаться её спасти. Но для
этого прежде всего нужно проникнуть в куб, а это сильно чревато (хотя кому, кроме
как оператору, не знать все секреты куба.). Да и грозное начальство наверняка за
это по голове не погладит. Напарник пытается образумить разгорячённого гения,
сначала уговаривая его, потом угрожая, но всё тщетно, и вот он уже лезет в двери куба...
Итак, ореол чего-то сверхъестественного и загадочного с куба окончательно снят.
Но, как ни странно, это не сильно портит атмосферу фильма. Создателям удалось
выдержать состояние грозной неизвестности, поместив операторов в изолированный
подземный бункер и включив в сюжет несколько мрачноватых второстепенных линий.
Тем самым моделируется ситуация "Куб вне куба" - те, кто наблюдает за обречёнными
обитателями куба, сами находятся в положении не лучше. И наблюдать, чем всё это
закончится, более чем интересно. С технической стороны фильм ничего особенного из себя не представляет.
Всё стандартно-качественно: режиссура типично "ужасняцкая" без каких-либо
вывертов, игра актёров на уровне, спецэффекты не вызывают нареканий (хотя
кого ими сегодня удивишь), звуковое сопровождение достаточно жидкое,
стилизованное под первый "Куб"... В-общем, всё на месте, как и ожидалось. И я этому, откровенно говоря, рад, так как высоты первого "Куба" фильм бы
не достиг в любом случае, а ненужными экспериментами этот фильм могли окончательно
угробить.
В целом "Куб Ноль" смотрится гораздо лучше, чем "Гиперкуб". Создатели учли печальный опыт предыдущей серии и сделали правильное решение, выбрав путь кардинальной сюжетной инновации, а не слепого подражания. В результате сценарий уже совершенно иной, чем в первых двух сериях, и зритель не может предугадывать дальнейший ход событий. Так что, если вам сколько-либо понравился "Гиперкуб", то можете смело смотреть и "Куб Ноль", он вас не разочарует. Ну а поклонникам первого фильма я бы порекомендовал всё же посмотреть его "нулевую" часть, по крайней мере вы найдёте в нём ответы на большинство вопросов первой части.
© Сергей Могилевский subfocus.ru