Во тьме (Left In Darkness) (2006)

  • Во тьме
  • left In Darkness (2006)
  • Режиссёр: Steven R. Monroe
  • В ролях: Monica Keena, David Anders, Jessica Stroup, Tim Thomerson
  • Силию с самого рождения словно преследует злой рок: ее мать умерла при родах, а вскоре этот мир покинул и отец героини, крепко пристрастившийся к бутылке после несчастья. Отсутствие родителей отчасти компенсировалось заботой и любовью дедушки и бабушки Силии, воспитывавших девочку в меру своих сил и возможностей, а также помощью некоего невидимого друга по имени Донован - доброго обитателя потустороннего мира, не раз спасавшего неосторожную девчушку словесными подсказками или же своими действиями. Например, когда восьмилетняя Силия выбежала на проезжую часть улицы и через считанные секунды должна была погибнуть под колесами автомобиля, Донован молниеносно перенес ее на тротуар, сохранив жизнь.

    Героиня была лишена радости празднования собственного дня рождения: эта дата навевала лишь мрачные мысли о том, что новая жизнь погубила жизнь старую (почему-то вспоминается персонаж Майкла Дугласа в фильме "Игра", никогда не отмечавший день рождения по схожей причине). Тем не менее Силии исполняется 21 год - момент, с которого начинается абсолютная взрослость по американским меркам. Конечно, девушка хочет ярких впечатлений в этот день, хочет почувствовать себя счастливой, хочет испытывать лишь положительные эмоции. И в этом ей помогает лучшая подруга Джастин, предлагая сходить Силии на вечеринку в клуб KBN, занимающий ни много ни мало - отдельный дом (неоновая надпись с названием клуба перед входом чисто визуально выглядит весьма забавно). Согласитесь, есть где разгуляться - море выпивки, билльярд, диджеи, светомузыка, травка, огромное количество молодежи - что еще надо для безудержного веселья. Но Силия не знает, что в этот день ей уготован еще один страшный сюрприз...

    Послание Донована "Силия, иди домой", переданное через гадание на колдовской доске, девушка воспринимает как шутку своих знакомых: о каком уходе с вечеринки может идти речь, если тебя окружают приятные, внимательные и немного не в меру веселые люди. Алкоголь притупляет чувство опасности - Силия не придает значения тому, что ее новый кавалер предлагает зайти в какую-то обшарпанную комнату в безлюдной части здания, в которой есть одна единственная дверь. А зря, ибо подонок намеревается ее изнасиловать и несколькими минутами ранее он растворил в бокале с пивом какую-то гадость. Самое страшное, что доза оказывается чрезмерно большой и героиня умирает, практически не приходя в сознание...

    Сценаристов картины иначе как извергами не назовешь, так как злоключения Силии не закончились даже после смерти. "Somewhere between heaven and hell. The ultimate evil waits to feed", - так звучит тэг-слоган картины. Девушка оказывается в своего рода междумирии, разделяющим Рай и Ад, которое населяют пожиратели душ (по виду - обычные неклассические, то есть быстро передвигающиеся, зомби из многочисленных хоррор фильмов соответствующей тематики, только с когтистыми лапами), обреченные постоянно искать все новые и новые жертвы, чтобы не исчезнуть в небытии. Таким образом, перед нами - фильм-визионерство, путешествие по ту сторону привычной реальности, однако из-за скромного бюджета иная реальность практически ничем не отличается от нашей - это всё те же дома, автомобили, улицы, только абсолютно безлюдные и погруженные в вечную тьму. Несмотря на то, что это некое маргинальное пространство между Раем и Адом, в нем всё же действует ряд непреложных законов. Вокруг места гибели человека разливается свет и этот свет - его убежище в междумирии, спасающее от нападения пожирателей душ. Правда, свет гарантирует лишь относительную безопасность, ибо с каждой минутой он постепенно "умирает", уступая место тьме, поэтому Силии, убежищем которой стал весь клуб KBN, необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы через несколько часов не пополнить ряды безмозглых прожорливых тварей (в темноте им противостоять в принципе бесполезно).

    В убежище твари могут проникнуть, если только их туда сознательно пригласить, впустить через дверь. Поэтому пожиратели душ способны умело играть на человеческих воспоминаниях, слабостях и эмоциях. Проникая в глубины сознания, они способны принимать облик близких людей, воссоздавать реальные ситуации, происходившие в жизни. На собственном опыте Силии придется узнать, что главное правило здесь - не верить тому, что ты видишь, не верить тому, что тебе говорят. Разумеестся, сценаристы не заставляют героиню испытать абсолютно всю специфику потустороннего мира на личном опыте, а вновь вводят в поествование такого персонажа, как Донован, только уже не только в качестве защитника, но и проводника. Наконец, и без того нетривиальный сюжет готовит зрителю (и героине) еще один сюрприз: помимо безмозглых пожирателей душ в страшном мире есть еще и некий "кулинар" - существо куда более умное, хитрое, проглатывающее души изощренными способами...

    Как вы уже, наверное, заметили, хоррор "Во тьме" отличает крайне любопытный и нестандартный сюжет, причем уже с первых минут повествования достаточно трудно предугадать в какую сторону он повернет в дальнейшем. Определенно понравилась нелинейность сценария и отсутствие примитивизма - где-то после получаса экранного времени сюжетная линия дробится, вводятся новые персонажи, более подробно раскрывются особенности старых. Наконец, при переходе в потусторонний мир Силия не теряет возможности связаться с миром посюсторонним через зеркала (классический предмет, обеспечивающий возможность перехода в иную реальность, вспомните хотя бы карпенторовского "Князя тьмы"), что оказывается жизненноважным прежде всего для Джастин, которой грозит та же участь, что и главной героине. Вопрос "Удастся ли Силии спасти лучшую подругу." вкупе с различными "посланиями" из одного мира в другой делают "Во тьме" местами близким по духу напряженнейшему фильму "Радиоволна" (Freaquency). В то же время сценарий не получился излишне витееватым, без явных перекосов в ту или иную сторону (скажем, глюков главной героини), довольно динамичным и адекватным для восприятия зрителем. Хотя недостаток бюджета не мог не отразиться на сюжетных коллизиях: картине, где большая часть действия сконцентрирована в одном, пусть и большом, доме, явно недостает масштабности. В итоге мы имеем не полноценное перемещение героев в потрясающие воображение лабиринты потустороннего мира (как, например, во второй части "Восставшего из ада"), а вторжение незначительного количества чудовищ в слегка измененный "наш" мир.

    Другая особенность фильма - его "слезливость", причем это слово я употребляю здесь без малейшей доли сарказма. "Во тьме" изобилует не столько драматическими поворотами сюжета, сколько депрессивными настроениями, буквально пронизывающими картину: уже с первых минут проникаешься состраданием к главной героине, которой, грубо говоря, совершенно не везет по жизни, которую не только изнасиловали и убили в собственный день рождения, но еще и после смерти заставили бороться за собственную душу. Приятно удивила правдоподобная и тонкая игра Моники Киины, исполнительницы роли Силии, "засветившейся", кстати, в "Адвокате дьявола" и "Фредди против Джейсона". "Во тьме" - крайне эмоциональный хоррор, что совершенно не характерно для жанра, но впечатление от просмотра бьющие через край эмоции не портят. "Слезливость" здесь не шаблонна, не отдает натужным кривлянием и местами способна растрогать даже самого чёрствого зрителя (например, эпизод, где героиня предает Джастин послание через колдовскую доску: "Когда ты умрешь, я приду за тобой. Силия") Возможно, эта экспрессивность и нестандартность расказанной в фильме истории способствовала тому, что "Во тьме" получл довольно высокую зрительскую оценку на сайте imdb - 5 из 10.

    Режиссер Стивен Монро, к которому я отношусь довольно прохладно (его работы "House of 9" и "It Waits" не произвели на меня впечатление), в этом хорроре блеснул мастерством, ухитрившись, несмотря на сильную территориальную ограниченность места действия, сделать картину весьма динамичной. "Посиделки в доме", присутствующие здесь и в "House of 9" отличаются друг от друга самым разительным образом в плане динамики, причем не в пользу последнего. Отмечу также, что раз упор в картине был сделан на идею, кино получилось практически бескровным. Максимум, что можно увидеть - пару царапин от когтей и один фонтан крови, так что тем, кому претят мозги, кишки и реки крови, фильм смело можно рекомендовать к просмотру. При довольно скромном наборе выразительных средств (мигающий свет, специфические ракурсы камеры и монтаж в отдельных эпизодах и т.д.) создатели картины вытянули свою продукцию до уровня крепкой "четверки" за счет максимально полной эксплуатации сюжетных возможностей "Во тьме", убедительной игры большинства актеров и крепкой режиссуры (Монро всё же удалось создать ощущение иного пространства, опасного и враждебного человеку).

    При более солидных финансовых вложениях "Во тьме", возможно, стал бы и вовсе шедевром (а может и нет), но в том виде, в каком фильм дошел до зрителя, он определенно получился смотрибельным и заслуживающим внимания ценителей жанра. Оригинальный (что я ценю особо в эпоху всевозможных переделок, римейков и реинкарнаций), неглупый, грустный afterlife хоррор о ценности отношений между близкими людьми определенно не оставит вас равнодушным.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов