Живой мертвец в манчестерском морге (Living Dead at Manchester Morgue) (1974)

  • Живой мертвец в манчестерском морге
  • The Living Dead at Manchester Morgue (1974)
  • Режиссер Jorge Grau
  • В ролях: Cristina Galbo, Ray Lovelock, Arthur Kennedy
  • Главная героиня Эдна (Кристина Гальбо /Cristina Galbo) едет проведать свою сестру в далекую английскую деревушку. На бензоколонке она случайно сбивает мотоцикл Джорджа (Ray Lovelock), уже не очень молодого хипующего мужика, которые едет по делам приблизительно в том же направлении. В качестве компенсации за причиненный ущерб Эдна соглашается подбросить Джоржда на своем драндулете, но так как ей срочно нужно к сестре (у нее вроде бы какие-то проблемы), ей удается уговорить Джорджа сперва подбросить ее. Заблудившись в деревенских проселках они останавливаются, чтобы спросить направление. И тут происходит два важных события - во-первых Джордж натыкается на некую экспериментальную ферму, где ученые при помощи нового аппарата, излучающего какие-то там волны (с виду это обычный комбайн, на крышу которого присобачили крутящийся и светящий препарат). Эти волны каким-то образом влияют на нервную систему насекомых, и те массово гибнут. И во-вторых на Эдну, оставшуюся у автомобиля, нападает не лицеприятного вида зомби с определенно недружелюбными намерениями.

    В итоге оказывается, что это хитрое изобретение не только увеличивает производительность сельского хозяйства, но и пагубно влияет на скончавшихся индивидов, а именно вырывает их из вечного сна и заставляет нападать и пожирать ближайших живых людей. Но все это выяснится в конце (и поймет это только Джордж, и как всегда его никто не захочет слушать). А пока посмеявшись над россказнями Эдны, Джордж отправляется к дому ее сестры. Но и там не все ладно - этот зомби (пока еще единственный в округе, так как испытания нового прибора только недавно начались) оказался довольно прытким парнем и успел добраться до дома сестрицы Эдны и прикончить ее мужа-фотографа. Безусловно, подозрения полиции сразу пали на сестру Эдны, которая сидела на героине и в последнее время часто ругалась с мужем. До выяснения всех обстоятельств Эдну и Джорджа просят остаться в деревне, и те не преминули возможностью ввязаться в цепь странных, и ужасных (для участников) событий.

    Налет детективной истории, в центре которой находится подозревающий во всех грехах Джорджа инспектор полиции (Артур Кеннеди), довольно быстро стирается живыми мертвецами, которые начинают все больше размножаться и нападать на жителей округи (правда в итоге во всех грехах все равно виновным считают Джорджа). Ведь именно эти шатающиеся трупы с вытянутыми руками, желающие вырвать человеческие кишки у нас их брюха и являются основным "двигателем" фильма. С какого-то момента вроде не очень торопливое действия становится очень захватывающим и развивается довольно быстро.

    Очень хорошо меняются в фильме день и ночь - буквально мгновенно. И поведение героев бывает весьма странным. Н-р украсть пленку и проявить ее, мотивируя это тем, что тогда полиция с большим удовольствием будет с ними работать, это мягко говоря глупо (тем более, что пленку украли у тех же полицейских). И почему на кладбище им понадобилось прятаться в сторожку, вместо того чтобы бежать подальше от зомби. Но это лирика, действия героев в фильмах (впрочем как и людей в реальной жизни) иногда не очень логичны и понятны. Иногда очень прикольно выглядят декорации (прикольно в хорошем смысле слова - они навевают соответствующее настроение). Например эти ящики, очень смахивающие на сейфы, в которых перевозят трупы просто бесподобны.

    Популярная в те временя экологическая тема наложила на фильм очень сильный отпечаток. И не только в сюжетном отношении, но и в общем его ощущении. Хотя идея зомби, которых оживляют непонятные лучи весьма забавна. Что еще может нас заинтересовать, так это сильное отличие грауовских зомби от классических ромеровских, или тех же фульчивских. У Грау определенно грим и прочие прекрасные штуки стояли на втором месте (или их совсем не позволял бюджет), так как отчетливо видно, что зомби - это взлохмаченный мужик, которому немного размалевали лицо синим, якобы трупным цветом. Но это условности, честно говоря меня это позабавило только в первые минуты. Далее я принял условия игры режиссера и некоторая натуральность бродящих зомби меня не очень отвлекала. Интересен отход от старых принципов - убить такого зомби выстрелом в голову (что, конечно, станет делать любой фанат Ромеро и Фульчи) невозможно. Видимо умершие мозги не очень влияют на жизнедеятельность зомби (такой вот оптимистический каламбур). Убить их можно только огнем, эти зомби прекрасно возгорают и пылают как факелы. Правда причина этого мне не очень понятна. Когда так уничтожают мумий, это логично, ведь мумия это очень высохший труп, который в добавок еще и обмотан тряпками, и соответственно крайне горюч. Но причин, по которым так азартно горят трупы, которые еще толком и подгнить не успели, до меня не доходит. Но и это так, просто мелкий упрек, в конце концов это авторский изыск (хотя тыканье в зомби топором, обмотанным горящей ватой выглядело как-то натянуто). Что страннее, так это некоторая непоследовательность поведения зомби Грау. Большую часть времени они напоминают классических бездумных зомби, которых влечет жажда крови и убийства, вытянув руки и шатаясь они бредут за добычей. Но вот иногда у них появляется очень нетипичный проблеск интеллекта и зомби совершают очень осмысленные действия (например, первый зомби, который смазывал собратьям веки кровью, чтобы их пробудить, делал это даже с некоторым пафосом, из-за чего это действо смахивало на некий религиозный обряд). Эта непоследовательность тронула меня больше всего. Тронула, но все же не на столько, чтобы испортить общее впечатление от фильма.

    И самое интересное - почему же в "манчестерском". На этот вопрос у меня ответа нет. Видимо с таким же успехом пресловутый морг могли бы перенести и в Ливерпуль, а то и в Глазго, ведь от этого ровным счетом ничего не меняется. Разве что эта деревня, в которой происходит действие находится под Манчестером. Но в любом случае я не заметил в фильме манчестерских моргов, по которым бы разгуливали живые мертвецы.

    В оригинале этот итало-испанский фильм называется иначе - "Non si deve profanare il sonno dei morti" (все что я тут понимаю, это столь близкое мне слово "морти", да еще "сонно" вроде бы связано со сном, что-то на подобие "спать", видимо в оригинальном названии присутствуют "спящие мертвецы", итальянский язык это не моя сильная сторона). Манчестерский морг появился в британском прокате фильма. Но я вынес его в заглавие, так как именно благодаря прокату в Великобритании фильм завоевал международное признание, и "Живой мертвец в манчестерском морге" во многом международное название фильма. В Испании фильм выходил под названием "No profanar el sueсo de los muertos", в США "Don't Open the Window" ("Не открывай окно" - весьма странное название). Еще фильм можно найти с названиями "Завтрак в Манчестерском морге" (Breakfast at the Manchester Morgue) и "Не трогай спящие трупы" (Let Sleeping Corpses Lie). После огромного успеха темы зомби в Италии (после выпуска фильма Ромеро "Рассвет мертвых" под названием "Зомби" и фильма Фульчи "Зомби 2") кто-то решает еще раз выпустить фильм, но на этот раз его называют "Зомби 3", чтобы немного примазаться к лаврам известных предшественников (хотя хорош сиквел, который на 4 года старше оригинала).

    Конечно это дешевый фильм, и довольно часто это заметно. Наверное мой вкус уже настолько испорчен, что меня это не очень трогает. Гораздо важнее для меня общая атмосфера фильма, его сюжет и постановка, которые и делают этот явный трэш очень достойным фильмом. Каждый фанат зомби просто обяза его посмотреть. Выпущенный на волне подражаний "Ночи живых мертвецов" он не становится слепым подражанием Ромеро, но вносит в жанр что-то новое, оригинальное. А ретро-ощущение, которое не оставляет во время просмотра (и не может оставлять, ведь фильму уже почти 30 лет) добавляет его особый привкус. Игра актеров для фильма такого уровня очень хороша. Сценарий, не смотря на определенные ляпы, тоже интересен и увлекателен. Специальными эффектами (вроде вырывания кишок и прочих веселых вещей) делал Джианетто де Росси (Gianetto De Rossi), так что они тоже хороши (если бы чуть больше поработали над гримом было бы вообще супер). Жесткий конец тоже очень радует. И не смотря на некоторые мои замечания по ходу обзора (которые я делал и во время просмотра), фильм мне понравился, причем довольно сильно. Это дешевый, но очень интересный зомби-фильм. Безусловно только для фанатов оживших мертвецов (хотя рискну посоветовать его и всем тем, кто положительно воспринимает трешевые фильмы).

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов