Пророчества человека-мотылька (The Mothman Prophecies) (2002)

  • Пророчества человека-мотылька
  • The Mothman Prophecies (2002)
  • Режиссер Mark Pellington
  • В ролях: Richard Gere, David Eigenberg, Laura Linney
  • При поверхностном сравнении "Пророчества" и "Знаков" просто диву даешься, насколько они схожи. Главный герой - именитый актер, который сам по себе собирает аудиторию, и чей заработок за один фильм превышает все, что я заработаю за всю свою жизнь. Оба главных героя трагически потеряли жену, и с этим посттравматическим эффектом в фильме немало связано. Оба фильма сделаны в очень похожем ключе, их упор делается на создание пугающей атмосферы. В обоих случаях за основу взяты "реальные" случаи (в "Знаках" это круги на полях, а в "Пророчестве" некий человек-мотылек). В общем, фильмы определенно братья, хоть и не близнецы. Зная стратегию крупнейших кинокомпаний, которые очень часто примерно в одно время выпускают фильмы с похожей тематикой, это не удивляет.

    Главного героя Джона Кляйна играет Ричадр Гир (Richard Gere) (вероятно это переиначенное Джон Кил, имя автора романа, на основе которого снят фильм). Успешный репортер "Вашингтон Пост", один из ведущих в редакции, собирается вместе с женой купить новый дом. После осмотра одного из них случается очень необычная авария, после которой его жена Мэри (Debra Messing) утверждает, что видела некое странное существо. Это нечто полностью завладевает ее вниманием, она рисует этого странного "ангела" с очень злобной внешностью. Но рисовать ей остается недолго, оказывается что у нее опухоль мозга, после непродолжительной болезни, Мэри Кляйн умирает. И доктора и Джон считают, что видение и поздняя одержимость были результатом давления опухоли на мозговые ткани (проще говоря обычными галлюцинациями).

    Проходит два года. Джон все еще не оправился после трагической потери. У него нет никакой личной жизни, он полностью отдает себя работы, и за счет этого его карьера идет вверх. Очередное задание, взять интервью у губернатора Вирджинии, которого пророчат в президенты, превращается в таинственное, мистическое и довольно страшное приключение. Его машина ломается на одной из небольших дорог, и репортер идет к ближайшему дому попросить помощи. То, что происходит далее выбивает у него из под ног старый мир. Само происшествие у дома я описывать не буду, так как это надо видеть. В общем, оказывается, что Джона занесло в Западну Вирджинию, в городок, который находится в 600 километрах от Вашингтона, причем в противоположной стороне, от его места назначения. Но даже перепутав направление (а этого не было), не очень реально проехать такое расстояние за полтора часа. Да и сама машина оказывается в полном порядке, никаких причин, по которым она могла бы заглохнуть, не нашлось.

    В городке Пойнт Плезент (что можно перевести как Приятное Место) Джон знакомится с сержантом Конни Паркер (Laura Linney), которая рассказывает ему о многих странных вещах, которые происходят в этом местечке. Особенно часто в последнее время люди стали сталкиваться с жутким крылатым существом, и все эти люди заслуживают доверия - они не пьют и не употребляют наркотиков (в этом случае, понятно, встреча с неведомой тварью вполне объяснима), они слишком примитивны, чтобы придумывать такие истории искусства ради, а никакой пользы из этого они не извлекают и не собираются, так что врать им просто нет никакого смысла. Конни показывает репортеру рисунок одного из "контактеров", и это существо оказывается практически идентичным тому, что в последние дни своей жизни рисовала его жена. Джон не может пройти мимо такого странного совпадения, тем более, что оно уже переносится и на личный уровень.

    И Джон начинает собственное расследование. Он разговаривает со всеми свидетелями, ходит по округе, размышляет о всех этих необъяснимых вещах. А человек-мотылек не оставляет город в покое, постоянно появляются новые его проявления, он выкидывает все новые номера, сильнее пугая местных жителей. Они уже не просто видят его в разных местах, или на мгновение слепнут от его света, но уже и слышат различные странные звуки, а затем Мотмэн (т.е. этот самый человек-мотылек, только по-русски это словосочетание звучит довольно абсурдно и с самого начала вызывает улыбку) начинает разговаривать. Короче, большую часть фильма занимают именно поиски истины о странном существе, столкновения с ним, и прочие мистические заморочки, вроде непонятных телефонных звонков, которые, как оказываются, несут скрытый смысл. Но чего хочет эта пугающая тварь. Зачем она терроризирует городок. И сможет ли Джон сохранить здравый ум, после всех необъяснимых явлений, что на него навалились.

    Фильм очень депрессивный, ему удается создать очень мрачную атмосферу безнадежности. В маленьком городке царит какая-то беспробудная тоска. Все пейзажи сняты в темных, блеклых тонах. Ярких цветущих красок вы не увидите. Еще более гнетущая музыка только усиливает такое настроение. В целом эффект получается очень мощный. Цепь мистических злоключений героя затягивают, но при этом как-то не теряется ощущение реалистичности происходящего.

    При этом нужно отметить, что режиссер знает, как нужно нагнетать напряжение, что нужно сделать, чтобы напугать зрителя. Марк Пеллингтон не мелочится, он время от времени бросает зрителя в жесткие пугающие моменты. При этом сохраняется общее ощущение иррациональности всего происходящего. Выделить какие-то особенные моменты при этом довольно сложно, практически все предназначенные для испуга места выполнены отлично. При этом, так же как и в "Знаках", упор делается не на визуальные эффекты или что-то подобное, а больше на звуки и напряженную фоновую музыку. Редкие появления человека-мотылька ограничиваются коротким проскальзыванием его фигуры, тенями и тому подобным. К фильму может быть только одна претензия, это некоторая затянутость фильма. Он идет два часа. На мой взгляд, если его сократить на 15-20 минут, то было бы просто идеально. С нынешнем варианте к концу уже немного устаешь от ожидания. Начинает казаться, что ничего не происходит, что это блуждание по округе бессмысленно.

    У "Пророчеств" немного иная участь, нежели была у "Знаков", его бюджет, составлявший 42 миллиона долларов, в американском прокате не окупился и собрал только чуть более 35 миллионов. Понятно, что в зарубежном прокате собралось более 7 миллионов, так что убытков фильм не принес, но и сверхприбылей тоже не дал (тут интересно отметить, что в России фильм собрал всего 223 тысячи долларов - совсем не густо). Почему так произошло, ведь рецепт приготовления фильма очень схож. Думаю, это произошло из-за несовпадения аудиторий. Поклонницы Гира вряд ли оказались в восторге от его нового фильма, думаю что большинство из них к ужасам относится прохладно. И наоборот - поклонников ужасов могло отпугнуть имя Гира (я, например, смотреть его не собирался, если бы не настоятельные советы Андрея Исканова, за что ему отдельное спасибо). Кроме того, "Пророчества" фильм психологически более тяжелый, чем "Знаки", он сильнее давит, депрессивное настроение из него прямо бьет ключом.

    В связи с тем, что легенда о человеке-мотыльке придумана не автором книги и не сценаристом, то делается определенный упор на то, что фильм создан по реальным событиям. Конечно рекламная компания сильно отличалась от "Ведьмы из Блэр". За основу были взяты реальные события в Плезент Пойнти, случившиеся где-то в 60-ых годах, и осовремененные для облегчения восприятия. Кроме того миф о человеке-мотыльке неплохо жил и без фильма, разве что не был настолько известен и популярен. Возможно поэтому официальный сайт фильма уделяет легенде очень больше внимание. Собственно, большая часть сайта как раз посвящена систематизированной информации об этом феномене. Можно посмотреть на карту, где отмечены места появления мотмэна, почитать рассказы о нем и т.п. Так что если вы верите в подобные вещи или же просто хотите глубже окунуться в атмосферу фильма и мир человека-мотылька, то чтива там более, чем достаточно. А звучащая на фоне музыка из фильма поможет вам глубже проникнуться текстом.

    Стоит ли смотреть "Пророчество". Однозначно стоит, это один из лучших атмосферных ужасняков этого года. На мой взгляд он немного затянут, но совсем не много, однако это не должно мешать получать от него массу удовольствия. Фильм очень хорош, отличный пример, как настроение может заменять непрерываемый экшн. Если вы еще не смотрели "Пророчеств человека-мотылька", то возьмите его в прокате и ночью посмотрите его, думаю что вы не пожалеете.

    Особое мнение Андрея Г. Исканова о фильме "Пророчества Мотмэна".

    После выхода этого фильма, мир можно условно разделить на тех, кто считает этот фильм ещё одним мистическим триллером и тех, кто полагает его удачной экранизацией действительных событий. Лично я отношу себя к последним, а посему "Пророчества Мотмэна" представляется мне удачным вдвойне. И как захватывающий оккультный детектив и как полнометражное изложение подлинных фактов, разумеется слегка дописанных и отшлифованных. Все слагаемые этой таинственной и мрачной головоломки произошедшей в конце 60-ых годов в Западной Вирджинии представлены в фильме. Вездесущее присутствие некоего зловещего существа, странные звонки по телефону действительно зафиксированные на магнитной плёнке, многочисленные пророчества, вещие сны о грядущей трагедии и наконец кульминационный факт страшной катастрофы моста через реку Огайо, соединяющий Галлиполис и Пойнт-Плизент, рухнувшего в час пик. Красноречивее всего высказался сам автор и исследователь данного феномена Джон. А Киль, книга которого и легла в основу фильма, описывая то что, происходило с ним в то время: "Сначала сошел с ума мой телефон, таинственные личности звонили мне день и ночь, передавая потрясающие сообщения о "пришельцах из космоса". Затем я был катапультирован в сказочно-фантастический мир демонологии. Я имел в Лонг-Айленде рандеву с черными "Кадиллаками", а когда начал их преследовать, они самым невероятным образом исчезли на дороге, упирающейся в тупик. Светящиеся воздушные объекты следовали за мной повсюду как верные псы. Казалось, они точно знали всегда, где я нахожусь и куда направляюсь. Я мог наугад выбрать какой-нибудь мотель и обнаружить, что уже кто-то зарезервировал там комнату на мое имя и оставил целую серию совершенно бессмысленных телефонограмм для меня. Я становился жертвой немыслимых совпадений, а некоторые из моих близких друзей в Нью-Йорке, никогда не занимавшихся изучением феномена, начали сообщать о своих столкновениях с необъяснимыми явлениями: полтергейсты стали появляться в их домах, а гнусный запах сероводорода преследовал их повсюду. Одна моя знакомая девушка стала жертвой необъяснимого двухчасового затмения памяти, когда она находилась в собственной квартире и сушила волосы под феном. Несколько раз я просыпался среди ночи, не в силах пошевелиться, а огромное темное привидение стояло надо мной. Временами я сомневался в собственном психическом состоянии. Я делал обширные записи, ведя ежедневный журнал, который сейчас читается так, как будто он вышел из-под пера Эдгара По или Лавкрафта. А ведь до этого я был типичным прожженным скептиком ". Фильм пугающе точно отображает тот странный психоз искажённой реальности и тот причудливый тёмный мир, вовне или внутри - неважно, куда многие из нас попадают куда чаще, чем нам кажется....

    Особое мнение Tony Todda:

    "Пророчества Мотмэна" относится к тому же классу картин, что и "Секретные материалы" Криса Картера - то есть, на экране вновь присутствуют некие необьяснимые явления, с которыми сталкиваются жители американской глубинки. Однако, хотя многие и любят сранивать два этих произведения, это сходство довольно условно - во всяком случае, во время просмотра "Мотмэна" особых ассоциаций с агентом Малдером герой Ричарда Гира у меня не вызвал.

    Являясь, скорее, психологическим триллером с налетом мистики, картина создает весьма нешуточную атмосферу страха и тревоги, которая во время первого просмотра буквально электризует и завораживает. Я смотрел его в одиночестве, ближе к полуночи, и, надо сказать, получил огромное удовольствие, которое в последний раз испытал лишь после просмотра "Звонка". Этому способствуют многие факторы. Во-первых, фильм снят очень качественно и профессионально. Великолепная операторская работа - интересные ракурсы и цветовая гамма, а также своеобразная клиповость некоторых моментов (подобные приемы использовались, в частности, в "Семь" Финчера) - все это здорово вписывается в атмосферу. Да и сама атмосфера заслуживает упоминания - именно на ней держится почти весь фильм. Вроде бы ничего особо страшного и не происходит, однако все равно до самого конца напряжение ничуть не ослабевает. Возможно, кое-где покажется, что фильм излишне затянут, однако на мой взгляд вся эта тягучесть лишь помогает нагнетать тревогу. При последующих просмотрах, быть может, эффект будет и послабее, однако когда смотришь картину впервые, все это действует просто здорово. И, конечно, особый шарм придает тот факт, что картина снята по реально происшедшим событиям, пускай все это и было обработанно в голливудском стиле.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов