Ночные небеса (Night Skies) (2007)

  • Ночные небеса
  • Night Skies (2007)
  • Режиссёр: Roy Knyrim
  • В ролях: Jason Connery, A.J. Cook, Ashley Peldon, Joseph Sikora
  • Проблема существования внеземных форм жизни часто занимет умы кинематографистов, что выражается в довольно регулярном появлении фильмов в жанрах sci-fi или horror на соответствующую тему. Теперь доказывать факт существования инопланетян взялись создатели картины "Ночные небеса", выбрав в качестве тэг-слогана фразу "Теперь вы поверите..."

    Открывает фильм наитипичнейшая ситуация: решив сократить путь, герои сворачивают с шоссе на проселочную дорогу и оказываются в совершенно незнакомой местности. Впрочем, такая однотипность завязок является не следствием скудоумия сценаристов - подобный зачин, предваряющий ряд страшных событий в картине, восходит еще к демонологиям и мифо-ритуальным практикам различных народов. Дело в том, что как за человеком, так и за демоном закрепляется ряд локусов, где он не просто обитает, но может в полной мере реализовать свои возможности. Выход за пределы "своего" локуса череват для людей самыми опасными последствиями (демонологический персонаж в таком случае обычно утрачивает свою силу), что мы и наблюдаем в "Ночных небесах". Время проявления всякой "чертовщины" также традиционно - вечер после захода солнца и ночь. Эти устоявшиеся моменты сценарист будто не имеет права изменять, подчиняясь их логике, зато он волен столкнуть персонажей с любыми существами - здесь его фантазия не знает границ.

    Едущую в доме на колесах молодежь длительное время сопровождают странные огни высоко в небе, движущиеся параллельно по отношению к их автомобилю. Свечения в ночном небе долгое время остаются незамечеными, но впоследствии огни настолько занимают героев, что ни один из них буквально не может отвести глаз от столь любопытных объектов. Правда, когда водитель, вместо того, чтобы следить за дорогой, начинает разглядывать огни, то ни к чему хорошему это привести однозначно не может. Дом на колесах, едва не снеся заглохший посреди дороги старенький пикап, на полной скорости врезается в дерево. О запланированном отдыхе можно забыть: один из героев тяжело ранен (упал на нож при аварии), автомобили наотрез отказываются заводиться, да и напряжение в отношениях между отдельными персонажами постоянно растет. Так, например, Мэтт, сидевший за рулем, практически каждого героя провоцирует на конфликт: он беспрестанно ссорится со своей девушкой Лили, устраивает потасовку с Ричардом - владельцем подержанного пикапа - обвиняя его в произошедшем, называет свою сестру шлюхой (впрочем, легкость поведения ей в некоторой степени действительно свойственна). Герои так бы и увязли в бытовых разборках и выяснении отношений, если бы их не "перекрыла" другая проблема: в глухом лесу они явно не одни.

    За ближайшими деревьями, скрытыми в полумраке, постоянно мелькают темные человекоподобные фигуры, раздаются странные звуки, нехарактерные для ночного леса, и в целом складывется впечатление, что за героями кто-то усиленно наблюдает, проводя, своего рода, "разведку" перед активными действиями. С этого момента в фильме постоянно нарастает напряжение: атмосфера неизвестности, липкая и холодная, заключает в свои объятия не только каждого персонажа картины, но и зрителя. Кто скрывается под покровом темноты в лесу. Что им надо от героев. Выживет ли раненый парень, состояние которого, несмотря на оказанную первую помощь, с каждым часом ухудшается. Как выбраться из этой глуши. И, наконец, кто только что прорезал тишину ночи стрельбой из пистолета... А когда Ричард, немногим ранее отправившийся с Мэттом на поиски помощи (обнаружив линию электропередач, герои решили идти по ней, надеясь, что она доложна в итоге привести к человеческому жилью), возвращается в дом на колесах без своего спутника и трясущимися окровавленными руками начинает лихорадочно задергивать занавески на окнах, вообще не объясняя, что происходит, остальных начинает охватывать панический ужас.

    "Ночные небеса" один из немногих фильмов, в которых малое количество локаций не просто следствие небольшого бюджета, но и специфическая особенность, влияющая на общее восприятие происходящего зрителем. По большому счету, дом на колесах, в котором герои проводят значительную часть экранного времени, - последний оплот перед тем хаосом, который готов на них навалится из ночной тьмы и из безлюдного леса. Заметьте, что перед активными вторжениями пришельцев в убежище героев (ближе к финалу выжившие укроются в заброшенном доме) всегда сначала гаснет свет: место становится абсолютно доступным для проникновения. Не менее показательно, что пришельцы (конечно, речь идет не об их внешнем облике, а той функции, которую они выполняют в фильме) далеки от тех образов, что мы можем увидеть в фантастических картинах - в "Ночных небесах" они выступают именно в качестве демонологических персонажей. Исключение составляют лишь финальные аккорды: как говорится, тематика обязывает, и режиссер демонстрирует нам очередной вариант жестоких экспериментов над людьми, проводимых инопланетянами. С одной стороны, фильм включает в себя "классический испуг", реализуемый при помощи выразительных средств, к которым компьютерные технологии не причастны: стелющийся по земле туман, особенности освещения съемочной площадки (например, бледный свет проникающий сквозь заколоченное окно в заброшеном доме), шастающие в кустах статисты, некоторые изыски операторской работы и монтажа кадров (см. эпизод, где Ричард впервые столкнулся с инопланетными существами в лесу), вязкие и липкие декорации, изображающие интерьеры космического корабля. С другой стороны, его дополняет ряд компьютерных эффектов, позволяющих смоделировать наиболее сложные элементы визуального ряда: непосредственно огни в ночном небе, призрачный зеленый свет, опыты над людьми. Отмечу, что компьютерная графика используется здесь очень умеренно и играет вспомогательную роль.

    Весьма любопытно, что в "Ночных небесах" используется развернутый код достоверности - фильм обрамляет указание на реальность отображенных в нем событий. Причем, вместо банальной надписи "основано на реальных событиях" (в последнее время уж очень много развелось "правдивых" картин) мы имеем ссылку на конкретного человека, в процессе психологической реабилитации которого, и были записаны сведения, послужившие основой фильма. Ход более чем удачный: отсылки к первичным рассказчикам, мнения экспертов или же фотография места, где "разворачивались события" (если мы имеем дело с печатным текстом) приводят к тому, что показываемая или же описываемая реальность становится близкой зрителю/читателю и приобретает черты правдоподобности.

    "Ночные небеса" вызывают ряд аллюзий. Вспоминается фильм "Знаки", в частности эпизод, где демонстрируется документальная запись, зафиксировавшая присутствие инопланетян. Визуально в нем ничего особенного нет - на какие-то секунды мелькает человекоподобная фигура (не шибко страшная на вид) - но психологически момент воздействует сильно. Какой-то подсознательный страх, растущее чувство неизвестности и бешено стучащая мысль "Как же так. Мы не одни." выделяет этот малопримечательный, с первого взгляда, фрагмент. В "Ночных небесах" словно использовали данный механизм: растянули эпизод на значительно большую часть экранного времени и сделали его "более художественным". Несмотря на все трансформации, результат сохранился - страшно. Второй фильм, всплывающий в памяти - "Гнездо" (Roost). У "Ночных небес" есть ряд структурных сходств с этой картиной: крайне малое количество действующих лиц, ограниченное количество локаций (причем данный факт не утомляет зрителя) и совершенно необъяснимый ужас непонятно чего, готовый навалиться на героев из темноты бесконечной ночи. Впрочем, сходства есть и в деталях - и в том, и в другом случае крайне колоритной и экспрессивной деталью оказывается звучащее в автомобиле радио, только в "Гнезде" (Roost) из динамика доносилось шоу ужасов, а здесь - речь проповедника. Причем эта деталь наделена даже не столько смысловой нагрузкой, сколько эмоциональной, подготавливающей зрителя к восприятию основных событий и создающее у него вполне определенный настрой.

    "Ночные небеса" завораживают своей атмосферой: в фильме не демонстрируется ни патология, ни gore-эффектная "тошниловка", но, напротив, картина аппелирует к страху, так сказать, в чистом, кристаллизованом виде. Страх этот неопределен и бесформенен, сродни тому неприятному чувству, которое можно испытать оставшись в полном одиночестве на слабоосвещенной аллее среди огромного лесного массива. Предельно телесные фильмы ("Хостел", "Хиллсайдские каннибалы") бьют в одну точку и играют только с одним видом страха (перед болью), но данный фильм концентрирует в себе сразу несколько его разновидностей. Оторванность от остального мира, непроглядная тьма, преследующие вас существа... Мне кажется, что уже более чем достаточно поводов, для того чтобы посмотреть эту картину. Щекотать нервы "Ночными небесами" настоятельно рекомендую в темное время суток, в тишине и можно даже в гордом одиночестве. Сконцентрируйтесь на фильме и его просмотр доставит вам массу положительных эмоций.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов