Ночь живых мертвецов (Night of the Living Dead) (1968)

  • Ночь живых мертвецов
  • Night of the Living Dead (1968)
  • Режиссер George A. Romero
  • В ролях: Duane Jones, Judith O'Dea, Karl Hardman
  • Что тут говорить - это даже не просто классика жанра, это самая настоящая веха в его истории. Во многом фильм просто перевернул жанр с ног на голову! Сам я посмотрел его, когда мне было порядка 9-10 лет, и он заложил во мне любовь к клаустрофобическим зомбяковским фильмам (правда любовь эта проявилась еще не скоро).

    Фильм начинается на кладбище - Барбара и ее брат Джонни приезжают, чтобы навестить могилу своей матери. Только на кладбище не все спокойно, оказывается, что покойники больше не хотят спокойно лежать в своих могилах, и теперь вылезли чтобы утолить жажду человеческой плоти. Машина, на которой приехали незадачливые посетители, разбивается (эта сцена не была запланирована ранее, срочные изменения в сценарий пришлось вносить по ходу съемки: дело в том, что сцены на кладбище снимались в течении двух дней, а вечером после первого дня съемок кто-то въехал в машину, которая на самом деле принадлежала матери Рассела Стрейнера, продюсера "Ночи живых мертвецов", причем довольно сильно - вмятину было отчетливо видно. Именно поэтому было решено, что и в фильме машина должна быть повреждена - машина въехала в дерево). А Джонни тем временем загрыз подоспевший зомби. Паникующая Барбара (кстати, ее Джудит О`Ди/ Judith O'Dea) бежит с кладбища и после некоторых блужданий забредает к одинокому особняку.

    Конечно, тут на нее опять нападают зомби и она укрывается в доме. Сам дом также полон как зомбей, так и трупов людей, которых зомби уже успели погрызть. Как раз в это время к дому подбирается здоровый негр, которого зовут Бен (Дуэйн Джонс/ Duane Jones). Он довольно ловко разбирается с напирающими со всех сторон ходячими трупяками. Оказывается в доме кроме этой парочки прячется еще несколько человек: семья Куперов - муж Гарри (Карл Хардман /Karl Hardman), жена Хелен (Мэрилин Истмэн/ Marilyn Eastman) и их девятилетняя дочь Карен (Кайра Шон /Kyra Schon) (первоначально это была роль для мальчика, но мальчика не нашли, поэтому ее сыграла настоящая дочь Карла Хардмана) , а также молодая парочка - Том (Кейт Уэйн/ Keith Wayne) и Джуди (Джутит Ридли /Judith Ridley). Негр берет на себя руководство и управляя семеркой, бодро баррикадирует особняк. Но зомби как магнитом притягивает к этому месту и они постоянно его штурмуют. Телевизор, стоящий в подвале, рассказывает им, что точно такая же ситуация сложилась по всей стране - зомби вылезли из своих могил и нападают на живых! Сколько сможет продержаться небольшая компания за своей баррикадой. И что им вообще делать. Таков сюжет этого шедевра, все вроде бы довольно просто.

    Но просто только с первого взгляда. На самом же деле фильм просто революционен! А уж его липкая атмосфера ужаса и клаустрофобии и сейчас оставляет огромное впечатление. Мне кажется, что этот фильм можно смело записать в десятку самых атмосферных фильмов ужасов. Нагнетаемая атмосфера ужаса, постоянное действие - все приковывает зрителя к экрану! Главное, от фильма отдает огромной реалистичностью - поведение героев не вызывает кривой усмешки, они ведут себя именно так, как вели запертые в обложенный со всех сторон дом обыкновенные прохожие. Эта реалистичность, проявление трений среди людей, которые вроде бы должны в такой момент объединиться - все это сыграно настолько здорово, что начинаешь по настоящему сопереживать героям. В фильмах ужасов это довольно редкое явление.

    В начале фильм собирались снимать на цветной пленке, но из-за маленького бюджета пришлось обойтись черно-белой 35-миллиметровкой. И на мой взгляд это только усилило впечатление от фильма, сделало страх более вязким и убедительным. Я слышал, что есть расцвеченный вариант фильма, и что подбор цветов там мягко говоря не очень хороший. От всей души желаю, чтобы вам это убожество не попадалось - нет ничего лучше, чем черно-белый оригинал! Сам бюджет составлял всего 114 тысяч долларов. Но этого хватило, чтобы совершить революцию - впервые на экране зрители увидели кровь, мясо и убийства, впервые зомби в живую разрывали свои жертвы на части и ели их мясо, а им самим проламывали головы и разносили их выстрелами! Раньше, по всем канонами, на экране показывали только тень, сами убийства затемняли. Это делалось по инерции - никаких рейтингов тогда не существовало и цензуры в кино тоже не было. Ромеро, не понимающий почему никто не показывает убийств в живую, решил, что его фильм будет не таким. Сперва дистрибьютор (Walter Reade's Continental Films) напирал, чтобы эти сцены были вырезаны, но в конце концов сдался и показал так, как было снято. Премьера фильма состоялась 2-го октября 1968 года в Питтсбурге.

    Появление фильма сразу же вызвало бурю эмоций - пуристы с пеной у рта требовали его запрета и прекращения демонстрации. Пресса и общество ополчилось против фильма и клеймила его как только могла. Но этим они только оказали услугу - "Ночь живых мертвецов" стал настоящим хитом в драйв-инах (кинотеатрах под открытым небом), народ валом валил на сеансы. Такая популярность совершенно андеграундного фильма изменила подход кинокомпаний к насилию на экране - они поняли, что зрителю это нравится! И никакие протесты пуритан уже не моги этого остановить. Сама кровь, вид которой высвал столько проитворечий в обществе - это всего лишь шоколадный сироп "Боско", который похожим на кровь выглядит только на черно-белой пленке.

    А сколько в фильме замечательный сцен и поворотов сюжета! Вся история с заправкой автомобиля и взрывом - просто блеск! А чего стоит телевизор, являющийся единственным средством связи с окружающим миром! Группа людей беспокойно смотрящий на мерцающий экран в подвале окруженного дома! Позже не один раз эту идею использовали другие режиссеры, это стало практически классическим клише. Вообще новаторство Ромеро сложно переоценить - фильм просто гениален. Тем более, что его гениальность проверена временем (а это лучшая из проверок) - уже прошло более 30 лет после начала его победоносного шествия, но до сих пор он остается на столько же популярным и любимым среди поклонников жанра, как и в момент его появления. До сих пор его атмосфера оказывается весьма убедительной для тех, кому социальные проблемы штатов того времени (сегрегация и т.п., которые сыграли значительную роль в атмосфере фильма) не значат ничего. Сценарий Ромеро и Джона Руссо (John A. Russo) с честью выдержал испытание временем! "Ночь живых мертвецов" правит миром и по сей день!

    Более того, фильм стал родоначальником целого обширного поджанра в ужасах - фильмах о зомби. До 1968 года тоже существовали зомби, но значение слова было немного иное. Зобми были мертвецами (или полностью одурманенные люди), которыми управляет жрец вуду. Собственно сам термин "зомби" и пришел из вудуизма. И все существовавшие фильмы о зомби именно о вуду и рассказывают. Теперь же слово зомби в первую очередь ассоциируется с зомбяками а-ля Ромеро, и только потом, в историческом значении слова с вуду. Сосчитать последователей жанра наверное невозможно просто физически - малобюджетные ужасняки с огромным удовольствием используют идеи Ромеро. Мертвецы просто встали и пошли! Без всяких причин! Это гораздо страшнее, чем трупы, управляемые человеком. Отсутствие разумных причин и простое принятие факта само по себе добавляет ужаса. Кстати, сам Ромеро в сценарии всего несколько раз называет эти "существа" зомби, гораздо чаще они зовутся "гулами". И значительное число актеров, даже из основной группы, также снялись и в в качестве живых мертвецов.

    Кроме своего коронного названия, фильм имеет и два альтернативных - "Ночь пожирателей плоти" (Night of the Flesh Eaters) и "Ночь Анубиса" (Night of Anubis) - причем последнее название совершенно сбивает меня с толку - причем здесь Анубис. Там нет ни одного упоминания древнего Египта или чего-то с ним связанного. Ну, это не столь важно. Важно то, что фильм просто феноменален! Если вы его еще не видели, то если вам выпадет возможность его посмотреть, не сомневайтесь и не теряйте ее - фильм этого стоит. Он просто великолепен, я от него балдею! Если же вы считаете себя любителем зомби и тоже не видели его - то ПОЗОР вам! Бросайте все и ищите его - бессмертная классика, отец жанра просто не может пройти мимо вашего внимания!

    Особое мнение Андрея Исканова:

    Это эпохальный фильм. В нём всё было внове: от антирасисткого подхода с выбором чёрнокожего актёра на заглавную роль до демонстрации обнажённых зомби женского пола! Спустя годы фильм был назван шедевром современного исскуства и куплен Нью-Йоркским музеем, но не смотря на всё это очень сомневаюсь что бы он понравился сегодняшним зрителям, привыкшим к "Дням независимости" и "Ларам Крофт". В нашей стране, у зрителей самая большая проблема это не отсутствие редких фильмов, а отсутствие зрительской культуры! И если сам фильм с относительной лёгкостью можно раздобыть (кто ищет, тот всегда найдёт---знаю по себе), адекватно оценить его сможет отнюдь не каждый. Изображение фильма мало того что чёрно-белое,так ещё и довольно зернистое(вопрос к СМЕРТи: а Вы уверены, что фильм снимался на 35 мм плёнке, а не на 16мм.).Звук естественно тоже, никакое не долби стерео а полное моно. Музыки (в привычном понимании) и той нет! Ромеро просто воспользовался электронными шумами и банальными отрывками из фондов звукового архива. Актёры непрофессионалы, да и сам Ромеро на тот момент в полнометражном кино дебютант. Специальные эффекты минимальны, а интрига сюжета архаична (кого сегодня напугаешь безымянным вирусом занесённым с Венеры.). Если вам, прочитав всё вышестоящее, уже расхотелось его смотреть, я сомневаюсь, что смогу вам хотя бы посочувствовать. Вы не достойны жалости, ибо только так рождаются шедевры! И их контр культурность всегда выступала этаким огородным пугалом для недостойных. Наивные...Вы полагаете,что Зомби встречаются только в фильмах.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов