Ночь живых мертвецов (Night of the Living Dead) (1990)
Если я чего и не люблю, так это римейков. Мне кажется, что ничего
хорошего из этой затеи выйти не может - лучше оригинала все равно не
снимешь, а только испоганишь его дух. Если совсем неймется снять
что-то на эту тему, уж лучше делать сиквел, пусть и выйдет он хуже
оригинала, но по крайней мере хоть что-то будет новое. А римейки - это
напрасная трата денег и времени. Но римейк Савини - это практически
единственное исключение из этого правила! ТАКОЙ римейк я посмотрел с
огромным удовольствием. Более того, с ним связана довольно смешная
история - когда я смотрел этот фильм, я не знал, что это римейк и
совершенно не помнил, что видел этот же фильм 68-го года. Смотрю я
фильм, и у меня начинают всплывать воспоминания, смутные, но
достаточные для узнавания. И у меня начинает ехать крыша - я знаю, что
я этого фильма точно НЕ ВИДЕЛ, но при этом постоянно всплывают
воспоминания о том, что произойдет чуть позже. Натуральное де жа вю!
Причем больше всего меня колбасит то, что мои воспоминания ПОЧЕМУ-ТО
ЧЕРНО-БЕЛЫЕ! В момент взрыва грузовичка я окончательно уверовал, что
у меня то ли поехала крыша, то ли открылся дар ясновидения :) В общем,
после окончания фильма я залез в нет и с облегчением нашел ответ на
мучавший меня вопрос - к счастью оказалось, что с головой у меня пока
все нормально. Ну, это так, лирическое вступление.
Сюжет фильма совершенно идентичен оригиналу - Барбара (которую на этот
раз играет Патрисия Толман/ Patricia Tallman) приезжает с братом на
кладбище, где на них нападают зомби. Убежав оттуда, она оказывается в
доме, к которому скоро подходит негр Бен (Тони Тодд/ Tony Todd, который
хорошо нам знаком по трилогии Кэндимен), лихо махающий ломом. В этом
же доме прячутся Гарри (Tom Towles) и Элен (McKee Anderson) Куперы
вместе с маленькой дочкой Сарой (Heather Mazur) (мне не совсем ясно,
зачем изменили имя девочки - какая разница, как ее зовут.) и молодая
пара - Том (William Butler) и Джуди (Kate Finneran). Все вместе они
должны забаррикадироваться и переждать страшную ночь - ведь зомби не
станут сидеть на крыльце и ждать, пока люди выйдут сами - они будут
пытаться прорваться внутрь - желание отведать человеческого мяса в
них безумно сильно.
Римейк фильма начали снимать в 1989 году, а его режиссером стал Том
Савини, который чуть было не попал в съемочную группу оригинала. Он должен был делать для фильма 1968 года грим, но его как раз в это
время забрали во Вьетнам. Видимо желание участвовать в съемках этого
фильма было настолько велико, что через двадцать лет он решил переснять
его на свой лад. Правда на этот раз с более солидным бюджетом - 4,2
миллиона долларов. "Когда Джордж вручал мне сценарий, он сказал мне - используй его как путеводитель, меняй в нем все, что захочешь. Если у
тебя возникнут вопросы, я на них честно отвечу, но я не собираюсь
говорить тебе, что нужно сделать. Это твой фильм." - говорит сам
Савини. Сам Ромеро участвовал в написании нового сценария - за основу
он конечно взял старый, но он внес несколько изменений, сделав фильм
интересным даже знатокам оригинала - в нем спрятано несколько
небольших, но имеющих значение изменений (а финал фильма вообще
совершенно иной - правда с тем же вопросом - "А на самом ли деле люди
человечнее зомби."). Кроме того старые создатели фильма - Рассел
Страйнер и Джон Руссо стали его продюсерами, а Джордж Ромеро
исполнительным продюсером.
Том Савини хотел начать фильм с черно-белой съемки, постепенно придавая
ей цвет, как бы втягивая зрителя в новую - цветную версию фильма,
однако вскоре отказался от этой идеи. Также весьма умеренно
использованы и спецэффекты - жестокости и кровавости в нем совсем не
много. Во-первых, Савини изначально снимал их не много, чтобы подвести
к желаемому рейтингу фильма. Но даже снятый материал не понравился
цензорам - пришлось вырезать некоторые моменты (н-р крупные планы
простреленных голов). Сам Савини очень недоволен фильмом, настолько,
что даже иногда говорит, что не хочет, чтобы его считали режиссером
НЖМ90. По его словам, многие его идеи, и даже вся концепция фильма,
игнорировалась, да и значительную часть бюджета тоже просто-напросто
сперли - из предназначавшихся для фильма 4,5 миллионов долларов на
создание фильма пошло только 2,5 миллиона (эх, мне бы где так вот
миллиончик спереть, а.). Да и после окончания съемок за фильм никто не
боролся - цензуру он вообще прошел в отсутствие самого Савини (хотя
это грубое нарушение правил Гильдии Режиссеров). Савини сказал, что
эта съемка - это самый кошмарный опыт в его жизни.
Еще несколько интересных фактов. Старый зомби в фиолетовом джемпере, который поворачивается к дому - это настоящий владелец дома, в котором снимался фильм. Голос по радио, который Бен слышит спустившись в подвал на самом деле голос Джорджа Ромеро. На доме можно прочесть табличку, на которой указан его владелец, "М.Челесте" - это намек на знаменитый корабль, который пришел к берегу без единой живой души, хотя еще дымились сигареты и готовилась пища. Барбара, зайдя на кухню также находит включенную плиту.
Фильм очень даже хорош, с одной стороны он весьма удачно копирует атмосферу оригинала, с другой - не зацикливается на нем и не боится вносить изменения в канонический сюжет. Этот синтез дает очень хороший результат - фильм очень приятно смотреть! Ощущение клаустрофобии остается, хотя и получаем немного другой оттенок. Очень нормально выглядит и игра актеров, и спецэффекты. В общем, фильм однозначно стоит увидеть, он хорош как сам по себе, так и в качестве оригинального римейка.
Особое мнение Андрея Исканова:
Вот где пригодился Тому Савини его опыт в качестве
военного фотографа во Вьетнаме! Такого глубокого
глотка свежего цинизма и издёвки над штампами уже
наверное не будет никогда. Он кардинально меняет
интонации оригинального фильма, он создаёт даже не
римэйк, а новое виденье старой темы и одноимённого
фильма. Он, похоже, даже и не знает, что такое
политкорректность. Савини убьёт в финале практически
всех героев (и зритель его фильма будет с ним
согласен!), а тех, кого не убьет, заставит сражатся за
жизнь с револьвером в руках. Он населит фильм такими
подонками (Том Таулез), что убивать людей всем будет и
приятней и полезней, чем зомби!
Он знает не понаслышке, как выглядят мёртвые во всех
фазах разложения и уж конечно знает, как
профессионально сымитировать это. Ни до этого фильма,
ни после я не видел столь натуралистичных зомби, все
прочие чересчур кинематографичны. Том Савини, безусловно, создал новый зомби-фильм,
несмотря на то, что герои и диалоги внешне вроде бы
остались прежними. И дело вовсе не в цвете или в
стерео звуке (подозреваю, что в чёрно-белом варианте
этот фильм выглядел бы ещё более кошмарным) а конечно
в авторской позиции. Она куда более пессимистична, чем
у Ромеро. Именно по этому, фильм практически никому не
понравился. Это сейчас, спустя 12 лет после его выхода
уже забыты критические статьи, разгромившие фильм во
всех авторитетных изданиях о кино. А тогда, фильм, как
говорится "опустили, но по понятиям". Сейчас про него
просто забыли и Савини в режиссёрское кресло уже не
зовут, так как этот его дебют оказался полностью
провальным. Чопорные американцы хладнокровно убили
перерождение жанра в зародыше, и все 90-ые годы
снимать порно стало более приличным занятием чем
"хоррор". Что же сказать... Так умирают шедевры!
© Сергей Могилевский subfocus.ru