Другие (The Others) (2001)

  • Другие
  • The Others (2001)
  • Режиссер Alejandro Amenabar
  • В ролях: Nicole Kidman, Fionnula Flanagan, Alakina Mann
  • Про этот фильм всегда писали очень много хорошего, очень активно сравнивали с "Шестым чувством", что в прочем не удивительно. А у нас в телевизионной рекламе прямо говорили "это НЕ фильм ужасов!", имея ввиду, что фильмы ужасов, это нечто нехорошее само по себе. Однако это все же фильм ужасов, причем во многом в лучших традициях жанра.

    Гейс (Николь Кидман/ Nicole Kidman) - хозяйка весьма странного особняка, который принадлежит скорее викторианской эпохе, чем 1945 году (в котором живут герои фильма). Собственно сам домик и его окрестности и создают во многом хоррорическую атмосферу фильма. Аменабар преподносит нам очень мощную и плотную готику, весь вид дома, его внутреннее убранство, сад вокруг него - все это настолько подходит для съемок фильма о привидениях, что дальше некуда. И вот к хозяйке приходит тройка слуг - миссис Миллс (Fionnula Flanagan), которая становится новой гувернанткой детям Грейс, мистер Эдмонд Таттл (Eric Sykes) занимает место садовника, а немая девушка Лидия (Elaine Cassidy) становится ответственной за уборку. В доме кроме Грейс живут и ее дети - дочь Энн (Alakina Mann) и сынишка Николас (James Bentley), которые страдают весьма странной и неприятной болезнью - они невероятно чувствительны к свету, даже небольшое количество солнечных лучей могут стать причиной мощнейших ожогов и даже смерти.

    Соответственно, из-за безопасности детей, весь дом круглые сутки погружен во мрак - шторы на окнах плотно задернуты и очень редко комнаты озаряет свет. И большая часть фильма тоже разворачивается в этой полутьме, когда толком не видно, что же находится в соседнем углу, а тусклый свет керосиновых ламп только усиливает общую мрачную атмосферу дома. Есть у Грейс и еще одно, очень странное правило - в доме не должны быть открыты сразу две двери, причем причина этого не объясняется - так должно быть, и все. Поэтому войдя в комнату Грейс запирает дверь, через которую вошла и только после этого идет к следующей. И это не был бы фильм ужасов, если бы в доме было все нормально. Не нормален уже сам факт того, что в один прекрасный день вдруг пропали слуги, пропали совершенно беспричинно, просто взяли и исчезли, даже не уходили (по крайней мере хозяева этого не заметили).

    Далее перед нами разворачивается в чем-то классическая история "нехорошео дома", а то, что он нехороший, это понятно с самого начала - разве нормальный дом будет окружен таким зловещим плотным туманом. И сами пришедшие слуги тоже представляют из себя загадку - они скрывают не одну тайну, которые постепенно будут открываться зрителю, заставляя его мучаться в сомнениях и подозрениях. Энн пугает младшего брата и раздражает мать тем, что рассказывает истории про привидения. Она вроде как видит и разговаривает с теми, кого тут на самом деле нет. Вскоре проявления невидимых обитателей дома становятся столь очевидными и многочисленными, что даже Грейс начинает верить в существование призраков в доме. Но до этого момента режиссер долгое время будет нас томить напряжением и просто потрясающими сценами проявления привидений (мне особенно понравилась сцена с играющим пианино и захлопнувшимися перед носом Грейс дверьми).

    Фильм очень приятный, особенно для поклонника ужасов. Лучше всего, конечно, идти на него в кинотеатр не слышав обсуждений и обзоров, поэтому если вы его еще не видели, то дальше не читайте (и вообще не читайте никаких мнений о нем) - не надо портить себе удовольствие. Везде пишут и подчеркивают необычный конец фильма, который перевернет все происходящее с ног на голову, придаст фильму совершенно иной смысл. Под влиянием всех этих расплывчатых обещаний у меня сложилось пара гипотез, одна из которых минут через десять после начала фильма началась подтверждаться и в итоге оказалось, что мое предположение было правильным. Таким образом вся прелесть "неожиданного конца" была для меня просто-напросто убита такими вот комментариями, как тот, что я сейчас пишу. "Других" не даром часто сравнивают с "Шестым чувством", тут во многом преобладает тот же самый мотив "все не такое, как кажется в начале". Оба фильма сделаны для американской аудитории, т.е. они частично подчиняются стандартным решениям. Но оба фильма сняли не голливудские режиссеры, чья предыдущая карьера связана с элитарным кино, которое обычно называют "высоким искусством" (правда многие, рассуждая так об Аменабаре, видели только его предыдущий фильм "Открой глаза", а до него он снял фильм под названием Tesis, в котором также присутствовал элемент ужаса). И, как уж тут не упомянуть, связывает их и "неожиданный конец", который неплохо раскрутил Шьямалан.

    Я бы осмелился заявить, что "Другие" более цельный и продуманный фильм, чем "Шестое чувство". Я не хочу сказать, что "Шестое чувство" совсем плоский фильм, где есть только действие, но он очень к этому близок. В "Других" же есть множество нюансов, действие происходит в определенную историческую эпоху, которая очень достоверно и качественно воссоздана. Также довольно важную роль играет и религиозный аспект картины. Тридцатилетний Аменабар, который был не только режиссером, но сценаристом и композитором фильма (еще один приятный момент - давно мы не видели настолько авторских ужасняков), смог создать неторопливую, но очень убедительную, красивую и увлекательную страшную историю.

    Бюджет фильма составлял 17 миллионов долларов (наверное парочка из них - это только гонорар Кидман). После 14 недель проката он собрал в США 96,5 миллионов долларов. А в Великобритании сборы перевалили за 11,5 миллионов фунтов стерлингов. Весьма впечатляющий результат. На мой взгляд фильм этого заслуживает.

    Особое мнение Андрея Г. Исканова:

    Тщательно продуманная киноработа посвящённая тому, что Стивен Кинг называл "Плохим местом" и самым изуверским образом заставляющая зрителя боятся собственных догадок и домыслов. Для меня, самая жуткая сцена в этом фильме, когда героиня Николь Кидман находит альбом с фотографиями мёртвых. Ей Богу, я никогда не понимал зачем до самого недавнего времени(возможно ещё и сейчас)фотографов приглашают снимать похороны и портретировать покойников. Более мрачного зрелища, чем фотографировать гроб под который подставлен тазик для монотонно капающей крови (что довелось снимать моему знакомому фотографу) трудно себе вообразить! Вторая сцена, которая несколько слабее первой, но тоже вполне способна нагнать страху, это предфинальный эпизод с ночным бегством от призрачных слуг, медленно бредущих мимо собственных могил. А затем, всё портит гадкий финал который является крайне невразумительной вариацией на тему сверхмодного "Шестого чувства" (надо заметить, что я отнюдь не являюсь поклонником "Шестого чувства" а скорее даже наоборот). Начиная с того момента как Николь Кидман вбегает в комнату с практикующими спиритуалистами и до самого финала, я перестал верить тому что мне показывали и что говорили с экрана! Тщательно перенесённая на экран готическая атмосфера за считанные мгновения погрязла в маразме и рассыпалась к чёртовой матери.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов