Феномен (Phenomena) (1985)

  • Феномен
  • Phenomena (1985)
  • Режиссер Dario Argento
  • В ролях: Jennifer Connelly, Daria Nicolodi, Donald Pleasence
  • Фильм начинается с того, как девушка отстала от своего автобуса и оказалась в одиночестве среди альпийских лугов. Побродив по безлюдной округе она выходит к одиноко стоящему домику, где ее и настигает достаточно жестокая смерть. Уже вступительная сцена заворожила и покорила меня, прекрасные виды швейцарской глубинки и напряженная, чисто арджентовская музыка создали великолепное настроение. Во многом именно этот кусок и стал для меня символом "Феномена".

    Далее сюжет переносится в частную женскую школу в Швейцарии (нет, все таки у Ардженто с частными школами связано что-то личное, очень уже удачно он их использует, вспомнить то же "Подозрение"), куда недавно перевели Дженнифер Корвино (Jennifer Connelly) - странную девушку, наделенную некоторыми сверхъестественными способностями. Она притягивает насекомых и может ими управлять. И хотя далее этот феномен вроде бы объясняется с точки зрения науки, все равно необычное качество Дженнифер, вкупе с ее лунатизмом, создают некоторую мистичность атмосферы.

    Вот только отец Дженнифер выбрал не самое лучшее место для своей дочки - в частной школе происходят убийства учениц. Маньяк отрубает девушкам головы и не брезгует сувенирами. Во время одного из своих лунатических странствий Дженнифер натыкается прямо на совершающееся убийство и вроде даже видит убийцу, но так как она находится где-то между сном и реальностью, что происходящее переплавляется со сновидениями и она не в состоянии позже вспомнить подробности происшедшего (вот вам и опять игра памяти, столь любимая Дарио, правда на этот раз в довольно необычном виде). Вырвавшись из рук убийцы, Дженнифер в полу бредовом состоянии шатается по городу, пока наконец окончательно не пробуждается. Встретив смышленого обезьяныша, девушка идет вслед за ним и приходит к профессору Джону МакГрегору (Donald Pleasence), который помогает полиции в расследовании серии убийств в девичьей школе. Он открывает, что у девушки есть телепатическая связь с насекомыми. Следствие по делу маньяка продолжается, и в него втягивается и Дженнифер, которой грозит смертельная опасность - ведь маньяк считает, что она его видела. Поэтому он будет стараться добраться до опасной свидетельницы.

    "Феномен" - наверное один из самых противоречивых фильмов Ардженто. Некоторые его превозносят до небес, другие же наоборот называют самой слабой его работой (это скорее все же было до "Призрака Оперы"). Я был от него в восторге. С первых минут и до последней сцены фильм меня полностью захватил. Вполне возможно, что у фильма есть какие-то изъяны (может те же авторские самоповторы), но я совершенно не обратил на них внимание. Для меня "Феномен" это один из лучших фильмов Ардженто (хотя к таким я спокойно могу причислить чуть ли не половину его работ), так как в нем есть самая главная составляющая любого фильма ужасов - увлекательная и пугающая атмосфера. А в финале есть несколько по настоящему пугающих моментов.

    Как и у всех фильмов, у этого есть своя цветовая особенность - я бы сказал, что это сине-серый фильм. Очень значительная часть действия происходит в сумраке, которому Ардженто придал именно этот оттенок, да и в остальных сценах ощутимо его влияние. Как-то уже затаскано отмечать музыку, но не сделать этого невозможно, она как всегда великолепна. Серджио Стивалетти тут работал над спецэффектами. Сценарий вместе с самим Ардженто писал Франко Феррини (Franco Ferrini). Снимавший в Цюрихе фильм стал первой работой Ардженто на английском языке, и с успехом прошел в европейском прокате. В США дистрибьютор New Line Cinema назвала фильм Creepers (Мурашки) и беспощадно порезала фильм. Так что старайтесь избегать этой версии и смотреть оригинальную, тем более что у нас она вышла на лицензии. Нужно ли смотреть этот фильм. Однозначно да, это один из мощнейших джиалло, что я видел.

    Особое мнение Андрея Г. Исканова:

    У Дарио Ардженто на самом деле отнюдь не много фильмов пользующихся всеобщей популярностью у фанатов хоррора. Кажется самые любимые это "Саспирия" и "Феномена". Возможно, это оттого, что в обоих фильмах он изящно сплетает мистический романтизм, историю загадочного серийного убийцы, историю одинокой героини вдали от родного дома с целой кучей эффектных деталей-образов которые находят отклик непосредственно в воображении зрителя. В этом весь (или почти весь) секрет. То есть помимо сюжета мы имеем: маньяка который поддерживает регулярную близость с трупами своих жертв, телепатию, псевдосексуальные отношения героини Дженнифер Коннели с насекомыми, сомнамбулизм, фасеточное зрение, элегантные виды Швейцарского пленэра, убийства при помощи разборного копьеподобного кинжала, ручная обезьяна с бритвой (привет от Эдгара По, осуществлённый с помощью опытной шимпанзе, ранее снимавшейся в комедиях в дуэте с Челентано), бассейн с расчленёнными трупами и червями (грубая ошибка, которая бросается в глаза заключена в том, что на его поверхности покачиваясь плавают, пластмассовые человеческие черепа), сын главной злодейки оказывается мерзким уродом (его грим был создан после тщательного изучения научного труда по генетическим аномалиям) и поверх того странный коктейль из металлической и электронной музыки. После всего этого, как же можно не любить этот фильм.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов