smalldiamondpom.ru играть в казино вулкан

Жатва (The Reaping) (2007)

  • Жатва
  • The Reaping (2007)
  • Режиссёр: Stephen Hopkins
  • В ролях: Hilary Swank, Idris Elba, David Morrissey, Anna Sophia Robb
  • Складывается впечатление, что любой американский хоррор, где так или иначе прослеживается религиозная проблематика, непременно выстраивается вокруг центрального героя, который некогда был посвящен в духовный сан, после крупной трагедии в жизни утратил веру в Бога, но события, разворачивающиеся непосредственно на экране, помогают ему вновь утвердиться в вере. Не стал исключением и новый фильм достаточно маститого режиссера Стивена Хопкинса, знакомого зрителю по пятой части "Кошмара на улице Вязов", "Хищнику 2" и трем эпизодам сериала "Байки из склепа", под названием "Жатва".

    Катерина Уинтер в самом начале миссионерской деятельности потеряла мужа и дочь: по просьбе отца Костигана она отправляется в Африку, исполненная самыми благими намерениями, желая проповедовать Слово Божие среди местных племен и помогать становлению их на путь цивилизации, но аборигены-язычники связали невиданную по продолжительности засуху с приездом белых людей и, пытаясь вызвать дождь, принесли в жертву семью Катерины. Это событие самым радикальным образом трансформировало ее жизнь: из верующей героиня превратилась не просто в убежденную атеистку, но в человека, направившего всю свою энергию на разоблачение религиозных чудес. Катерина путешествует по всему миру, опровергая "сверхъестественное" при помощи последних достижений науки, чем, собственно, и открывается фильм. За каждым сверхъестетвенным явлением, по мнению героини, можно обнаружить зерно рационального, а люди из стран третьего мира, бедствующие в экономическом плане, готовы едва ли не что угодно принять за чудо. Итак, 48 разоблаченных псевдо-чудес, изданная книга по теме, курс лекций для студентов - серьезные, казалось бы, достижения, но довольно скоро Катерине придется осознать, что над миром действительно существует Высшее начало, неподвластное обычной логике и природным законам.

    Дело в том, что Катерину и ее напарника Бена приглашают в небольшой городк Хэйвэн, где местная река внезапно приобрела цвет человеческой крови. Дальнешие присшествия в виде падающих с неба жаб, внезапного мора абсолютно здорового скота и т.д. все явственней наводят на мысль, что объяснение происходящему может быть дано только одно - на город обрушились 10 казней египетских, описанных в Ветхом Завете. Попутно развивается довольно запутанная сюжетная линия, связанная с семейством МакКонелл, жизнь которых окутана плотным ореолом тайны и всевозможных слухов. Так, во все больше погружающемся в хаос Хэйвене (жители Библию читали и прекрасно понимают, что вода, ставшая кровью - это еще "цветочки" по сравнению с тем, что ожидает город в дальнейшем) судачат об отправлении языческих ритуалов в доме МакКонеллов, а их маленькую дочку Лорен обвиняют в недавней гибели собственного брата...

    Любопытно, что "запутанная" интрига в фильме оказывается в итоге довольно простой, если не сказать примитивной. Сложность сюжетных построений первой половины картины заключается не в особых хитроумных и непредсказуемых ходах, но в избыточности информации, предлагаемой зрителю. Сценаристы Кэри и Чед Хэйс обрушивают на зрителя такое количество фактического материала, что при первом просмотре отличить важное от несущественного вообще не представляется возможным. Избыток деталей и мелочей, ставящих в тупик зрителя, который слабо понимает, на чем ему сфокусировать свое внимание, и рождает минмую "навороченность" сюжета. Помимо этого в "Жатве" присутствует приличное количество знамений, которые, однако, почти не несут смысловой нагрузки, а лишь должны способствовать выбору Катерины, главная задача которой в фильме - отличить ложь от истины, добро ото зла, от чего и будет зависеть исход событий в Хэйвене. Проблема истолкования вызывает стойкие аллюзии к эпизоду "Pro Life" Джона Карпентера из второго сезона "Мастеров ужаса", забавно демонстрирующего последствия выбора неверной линии поведения . По сути, перед нами - классический вариант борьбы Добра со Злом, где героиня выступает в качестве некоего связующего звена, действия которой и решат исход конкретного сражения. Именно конкретного, ибо сценаристы, разумеется, не стали брать на себя ответственность за финал, в котором в глобальном масштабе однозначно побеждает Зло или Добро, сделав концовку по возможности максимально политкорректной и удобоваримой для всех слоев американской публики. Финальный штрих из серии "а гад-то оказывается все еще жив", воспринимающийся зрителями как неотъемлимая составляющая жанра хоррор, также присутствует, оправдывая ожидания целевой аудитории, смотрящей подобные картины. Безоговорочный хэппи-энд в фильме ужасов равносилен финансовому самоубийству. Поэтому неважно, насколько логически осмысленным и уместным будет последний штрих в виде намека на продолжение (хотя не факт, что об оном вообще помышляют), создатели хоррор картин буквально обязаны его ввернуть перед финальными титрами.

    Что касаетя динамики развития персонажей, то здесь все обстоит еще хуже, чем в особенностях построения сюжетных линий, ибо оно происходит по самой упрощенной и избитой модели, постоянно реализуемой в голливудских триллерах. Более того, мы уже могли видеть нечто подобное в другом фильме компании Dark Castle под названием "House Of Wax". Развитие персонажей в "Жатве" абсолютно не связано ни с сомнениями, ни с исканиями, ни с какими-то бы ни было психологическими состояниями вообще. Просто ближе к финалу они вдруг начинают менять свои характеристики на проивоположные: минус становится плюсом, а плюс - минусом. Видимо, подобное должно было внести эффект неожиданности, но скорее внесло легкое недоумение, ибо герои, которые по сути есть монолитные истуканы, внезапно и довольно неуклюже поворачиваются к зрителю другой стороной, оставаясь такими же монолитными. В плане психологии персонажей "Жатва" стериальна - характеры большинства действующих лиц либо не раскрываются вообще, либо раскрываются одним-двумя штрихами, легким и ни к чему не обязывающим наброском. В этом плане мне было куда более приятно смотреть "Конец света" Питера Хаймса (кстати, затрагивающий ту же самую проблему, что и "Жатва"), который, несмотря на всю свою развлекательность, впечатляет довольно слезливым финалом, совершенно не свойственным такого рода постановкам. Последнее сравнение было приведено для того, чтобы показать - эмоциональной нагрузки "Жатва" никакой не несет, во время просмотра этой картины невозможно ни расплакаться, ни рассмеяться. Эмоциональное состояние здесь сводится лишь к одному - занятно и интересно.

    А интересно здесь смотреть на 10 казней, на кинематографическую реализацию которых не пожалели бюджета (ну разве что на десятую средств чуть-чуть не хватило) и оформляли их до мельчайших подробностей, которые, конечно, не могли не порадовать глаз. Технически грамотно и многоуровнего выполнена первая казнь: нам показывают не просто реку, где цвет воды поменяли при помощи фильтров и компьютерной графики с естественного на красный, но роскошные общие планы, где поверх кровавой воды продолжают расти ярко зеленые водоросли. Не менее занимателен эпизод с цаплей на заднем плане, которая ныряет головой в воду, после чего перья птицы окрашиваются в красный цвет. Огромное количество дохлой рыбы, всплывшей кверху брюхом, усеянный жабами болотистый лес, массовое сжигание туш скота, пораженного моровой язвой, бегающие по голове вши, полчища саранчи, облепившей дом МакКонеллов - такие реалистичные эффекты, поданные с известной долей самолюбования, увидишь далеко не в каждом фильме, что обеспечивает интерес к происходящему (по крайней мере, при просмотре в кинотеатре), хотя он основывается на довольно примитивной платформе: "Ну, чего еще покажете. Чем побалуете."

    Видимо, длительный перерыв в постановке полнометражных фильмов сыграл отрицательную роль для Стивена Хопкинса - он словно напрочь забыл, как создавать атмосферу в картине. Вроде бы в "Жатве" все компоненты присутствуют: сценарий обеспечивает появление атмосферных сцен, периодически звучит тревожная музыка, нагнетающая напряжение, с красивыми в визуальном плане картинками тоже все в порядке (скажем, ночной дом, где остановилась Катерина, ветренной ночью очень хорош). Задача режиссера заключалась в том, чтобы свести все эти компоненты воедино, задать им симфоническое звучание, но Хопкинс откровенно халтурит и поэтому мы можем наблюдать, по большей части, их какофонию. Скажем, звучит очень эффектная напряженная музыка, но визуально ничего особенного выделить нельзя, равно как и в событийном плне ничего экстраординарного не происходит. Нет в "Жатве" той режиссерской энергетики, которую Хопкинс вложил, скажем, в сиквел "Хищника"... Нет здесь лихого драйва, нет испуга и, выражаясь обыденным языком, картина в этих смыслах не цепляет.

    Еще одной особенностью фильма, которая не добавляет ему плюсов, стала тотальная вторичность сюжета. В "Жатве" отчетливо чувствуются отголоски "Экзорцистов", "Омена", "Стигмат", и, хотя речь не идет о прямых отсылках к вышеперечисленному, ее авторы явно вдохнолялись широким кругом картин близкой тематики.

    Строго говоря, "Жатва" интересна только своей визуальной стороной, которая действительно получилась нестандартной, но не более. Смею предположить, что ее создатели задавались целью подействовать на зрителя целым комплексов страхов (темноты, насекомых, кладбищ (по местам захоронений герои будут неоднократно блуждать), смертельных болезней и т.д.), но, увы, испугаться не получилось ни разу. Равно как и прочувствовать атмосферу, которая лишь изредка прорывается в отдельных сценах. Стандартные герои, стандартные ситуации, стандартные сюжетные перипетии (при очень неплохой общей задумке), стандартная режиссура дали вполне стандартный продукт, рассчитанный на показ в кинотеатрах. Одноразовый фильм, запомнившийся лишь экранным воплощением десяти казней египетских, описанных в Библии. Наглядное пособие, так сказать. Несмотря на довольно жесткую критику, фильм отнюдь не ужасен, но пересматривать "Жатву" или приобретать ее на dvd не тянет. При отсутствии свободного времени советую ограничиться просмотром трейлера - все эффектные моменты в нем собраны.

    Особое мнение

    Безусловно самое впечатляющее в этом фильме, это ландшафты, место в котором действие происходит. Совершенно потрясающе выглядит кроваво-красная река с болотами, в которых из воды растут деревья, покрытые свисающим мхом. Очень впечатляет сцена с нашествием саранчи, мило выглядит старая разрушенная церковь и ее склеп (последний особенно изнутри). Да и в целом атмосфера странного южного заброшенного городка удалась. С примитивностью персонажей спорить сложно, но на мой взгляд это вещь второстепенная. Возникающее местами напряжение сделано грамотно, а общая интрига хоть и достаточно проста (особенно для человека, в жанре поднаторевшем), но неподготовленного зрителя вполне может и обмануть. В любом случае, в подобных фильмах выбор вариантов ограничен (по сути бинарен, третий вариант практически не появляется, а если его и с натугой выдумывают, то он крайне неправдоподобен), вариант окончания фильма в любом случае не будет для подготовленного зрителя сюрпризом (оба варианта в кино не раз реализовывались), а чуть более внимательный зритель уже с середины фильма будет точно знать какой из двух вариантов развязки выбран в данном случае (по мелким, но четко на это указывающим намекам). Главное, чем мне фильм понравился, это внятностью и неплохой атмосферой (фильм я смотрел в кинотеатре и вполне мог им прочувствоваться). Не шедевр, в анналы хоррора вряд ли войдет, но если бы все середнячки были столь же крепкими, я был бы безгранично рад. Радует и то, что компания "Dark Castle" снова снимает вменяемые фильмы.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов