Остановка (Rest Stop) (2006)

  • Остановка
  • Rest Stop (2006)
  • Режиссёр: John Shiban
  • В ролях: Jamie Alexander, Deanna Russo, Joey Mendicino, Curtis Taylor
  • Молодая девушка Николь, решив, что она вполне самостоятельная и вольна распоряжаться собственной жизнью как пожелает, сбегает из дому. Теперь она направляется вместе со своим парнем Джессом навстречу неизведанным впечатлениям, навстречу новой жизни - в Лос-Анджелес. И есть только она, ее любимый человек, черный кабриолет, лирические песни по радио, бесконечность шоссе, размеченного желтой краской, легкий ветер, чуть треплющий волосы, и собственные мысли героини. Николь размышляет о том, что движет ею в выбранном направлении, мечтает о моменте, когда попробует свои силы в кинобизнесе... Настоящую философию трассы преподносит нам режиссер. Впрочем, в этом порыве Николь к свободе видна и ее почти что детская наивность: выехав на шоссе она тянется к мобильнику - позвонить семье и сообщить, куда она направляется, чтобы те не волновались. Однако столкнувшись с первым серьезным препятствием идиллический ход событий разрушается. Кузен Джесса сообщает, что не может предоставить парочке свое жилье по причине внезапной болезни жены. Николь же своим путешествием пыталась доказать себе и окружающим степень собственной независимости, но никак не предполагала, что останется без крыши над головой в незнакомом городе. И вот уже между героями вспыхнула ссора...

    Но мог ли Джесс в порыве гнева бросить свою девушку одну на пустынной остановке в незнакомой безлюдной местности, когда та на несколько минут зашла в дамскую комнату. Вряд ли. Тем более, что до этого в кадре начал чревычайно часто мелькать желтый потрепанный пикап с номером "KZL 303"... Дальнейшие мелочи, демонстрируемые в фильме, только подтверждают самые худшие опасения Николь: телефонная будка, увешанная несколькими десятками объявлений о пропаже людей, надписи в туалете о том, что "меня преследует автомобиль с номером KZL 303", датированные даже началом 1970-х годов! Цепочка творящихся здесь злодеяний уходит далеко в прошлое, а остановка давно стала ареной действия местного маньяка. Или маньяков. Скажу честно, определиться с количеством отрицательных персонажей, действующих в фильме несколько проблематично. Не менее туманной и малопонятной является и общая сюжетная линия картины .

    Первая полвина "Остановки" - типичный современный маньячный хоррор, где сохранена вся атрибутика данного поджанра: безлюдное захолустье, заблудившиеся герои (Джесс и Николь действительно потерялись, хотя особый акцент на этот факт режиссер не делает), довольно мерзкого вида локации, несущие на себе печать тотального запустения, значительное внимание к сценам пыток и высокий коэффициент брутальности в целом. Над телом здесь будут измываться довольно традиционно, хотя и весьма натуралистично: сверлить дрелью бедра, отрезать кусачками язык, переламывать ноги колесами пикапа, травмировать пальцы. Жилище маньяка производит весьма положительное впечатление: это старый школьный автобус, где единственным источником света является елочная гирлянда, а стенки салона которого щедро увешаны ржавыми орудиями пыток. Разве что банок с заспиртованными человеческими внутренностями не хватает. Не менее отталкивающе выглядит и общественный туалет на стоянке, исписанный, затхлый и "начиненный" насквозь проржавевшими туалетами и раковинами. Своей визуальной стороной "Остановка" как нельзя лучше подпадает под данную категорию фильмов. Событийно также всё сходится: героиня становится объектом игры некоего психопата, орудующего здесь с незапамятных времен, хотя ему, по всей видимости, куда интересней поизмываться над жертвой не только физически, но и психически, наблюдая как человек впадает в истерику, боится, отчаивается, паникует...Более того, ближе к середине фильма режиссер вводит новых действующих лиц - психованную семейку, живущую в доме на колесах, члены которой весьма различны по степени умопомешательства и физических уродств, что также вполне отвечает законам поджанра. (Впрочем, Шибан как вводит этих героев, так и выпускает их из поля зрения зрителя практически до самого конца)

    Однако где-то на 45-ой минуте логика в картине начинает стремительно разрушаться: бесследно исчезают трупы (причем настолько стремительно, что не под силу сделать никакому человеку), оживает после смертельного ранения полицейский, а финал и вовсе грозит поставить всё с ног на голову. Но... никакого вразумительного объяснения происходящему Джон Шибан не предалагает! С одной стороны, ясно, что "Остановка" - не обычная история о кровавой резне в американской глуши, но, с другой стороны, проблема человеческого сознания в картине также не затрагивается, как, например, в "Тупике", "Идентификации", "Рикере". Режиссер явственно вводит в фильм мистические нотки, но не считает нужным их не то, чтобы объяснить, но даже снабдить некоторым комментарием. В американском хорроре за последнее время уже сложилась добрая традиция никогда не объяснять или объяснять мимоходом, буквально в паре фраз, происхождение тех или иных отрицательных персонажей. Зритель сталкивается уже с их наличием: они есть и это данность. Логическому осмыслению подлежит лишь то, что будет происходить непосредственно в фильме, а над тем, что выносится за его рамки предстоит размышлять (или же не размышлять) зрителю. Осознать происходящее в картине Шибана целиком невозможно: в какой-то момент режиссер разводит происходящее в "Остановке" на два плана - реальный и ирреальный. Предпочтение отдается реальному, но приоритет ему целиком не принадлежит. Таким образом, зритель оказывается в полном замешательстве, какой из двух планов является истинным, а режиссер не только ему не помогает, но запутывает еще больше, попеременно указывая то на один, то на другой. До самых финальных титров "Остановка" балансирует между реальным и не-реальным, после чего рождается всего лишь один, но очень существенный вопрос: "Что это было."

    Этот факт является, пожалуй, наиболее серьезным недостатком фильма - я готов простить хоррору массу условностей, но не откровенную бессмыслицу. Вторым существенным недостатком картины является тот факт, что напряжение в фильме постоянно разбавляется продолжительными и заунывными диалогами. Вместо драйва погони, ощущения настигающей смертельной опасности (скажем, эпизод в римейке "Техасской резни Бензопилой", где Кожанное лицо преследует жертву, пробираясь среди простыней с бензопилой наперевес, способен заставить зрителя замереть в кресле в напряженном ожидании исхода погони) мы вновь и вновь возвращаемся в обшарпанный туалет, погружаемся в созерцание эмоционального состояния Николь или ее диалога с умирающим рейнджером. Нет, конечно, эмоциональное состояние героини, которая потеряла любимого человека, лишена всякой информации о нем, чувствует, что случилось неладное, передано неплохо (наиболее выраительным примером нарастающего чувства беспокойства является фильм "Chasing Sleep"), но у Джона Шибана отсутствует всякое понятие о мере, а сильно заметный перекос в психоэмоциональные характеристики героев, плюсов "Остановке" не добавляет. Впрочем, пресловутая малобюджетность здесь также сыграла свою роль: хоть картина и вышла не под лейблом неизвестной компании, а под эгидой Warner Home Video, недостаток финансов остро чувствуется в из раза в раз повторяющихся локациях. Порой создатели умело обыгрывают этот факт, порой искусно скрывают. Шикарный пример - фильм "Тупик", где аллея в парке чуть ли не в центральной части города стала основой нескончаемого ночного шоссе. Но здесь зрителя постоянно возвращают на остановку, с которой и началось страшное повествование, Николь вновь бежит в придорожный туалет, ибо только там можно укрыться от маньяка, забаррикадировав входную дверь выломанной стенкой кабинки, что начинает довольно сильно утомлять.

    Вообще очень странный хоррор, будто бы сырой, недоделанный, страдающий ничем не оправданной недосказанностью. "Остановку" можно было бы развернуть, конечно, не в гениальный, но вполне в смотрибельный образчик жанра, но, увы... Я не люблю смотреть фильмы, апроиори не являющиеся интеллектуальными, но почему-то недоступные полноценному пониманию зрителя. Да и остальным тоже не советую.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов