Песочница сатаны (2005)

(Satan's Playground)

  • Песочница сатаны
  • Satan's Playground (2005)
  • Режиссёр: Dante Tomaselli
  • В ролях: Felissa Rose, Ellen Sandweiss, Edwin Neal
  • Семейство Бруно полным составом (глава семейства Фрэнк, его жена Донна и их взрослая дочь Пола со своими детьми - психически больным Шоном и мальшом Энтони) с не вполне понятной целью путешествует на личном автомобиле по штату Нью-Джерси. Причем их путь пролегает по таким безлюдным и неприветливым дорогам, плутающим среди соснового леса, что один их вид способен вызвать у зрителя нервную дрожь. Уныло-депрессивные пейзажи, давно заброшенный придорожный магазин, встречающий путников широко распахнутой дверью, хлопающей на ветру, исцарапанные каким-то животным стены и полное отсутствие людей (ни встречных автомобилей, ни пешеходов) недвусмысленно намекают: герои в этих неприветливых краях явно лишние. Помимо этого, над дорогой постоянно летает какое-то существо, обнаруживающее себя только звуком хлопающих крыльев, и по всей видимости следующее за машиной... Но герои упорно продолжают свой путь и под вечер ухитряются свернуть на какую-то совсем глухую и разбитую проселочную дорогу (зачем.) где их автомобиль, как и следовало ожидать, плотно увязает в грязи. Не предпринимая особых попыток самостоятельно вызволить машину из грязевого плена, например, подложив что-то под колеса, Фрэнк отправляется за помощью, ибо, по его словам, он где-то неподалеку видел дом.

    Уж сколько раз твердили: в домах, что стоят одиноко посреди леса или поля, лучше не искать телефон, техпомощь и вообще ходить туда явно не следует... Но тщетно... Вопрос заключается только в том, с чем столкнутся герои: с одичавшими психопатами или с какой-нибудь нежитью. На этот раз приветствовать гостей в доме будет очередная семейка ненормальных - старая гадалка миссис Лидс, ее дочка-дебилка и не менее дебильный сынок, которые не прочь обагрить руки кровушкой незнакомцев. Кроме того, окрестности дома, облюбованного придурошным семейством, давно стали местом сборищ местных сатанистов, проводящих под покровом ночи свои ритуалы... Не будем забывать и о таинственной твари, которая постоянно носится над лесом... Удастся ли семейству Бруно выжить в этом кошмаре.

    Замечу, что фильм "Песочница сатаны" любопытен не столько сам по себе, сколько в контексте творческих устремлений режиссера, поставившего эту ленту. Итак, знакомьтесь - Данте Томаселли. Режиссер, сценарист и композитор итало-американского происхождения, приходящийся кузеном Альфреду Соле - человеку, подарившему миру "Alice, Sweet Alice" в 1976 году. Томаселли не достиг каких-то сверхвысот в Голливуде, зрители не носят его на руках, о чем свидетелствуют крайне низкие баллы у его картин на imdb.com, однако этот человек продолжает упорно продвигать собственную концепцию съемок фильмов ужасов, что и вызывает неподдельный интерес к его творчеству.

    Начнем, пожалуй, с разговора сильных сторонах картины. Прежде всего, это потрясающе сделанная атмосфера. Безупречные локации в виде чахлого леса, подернутого пеленой тумана, четко выверенные ракурсы камеры, цветовое оформление кадра, мягкое акцентирование внимания зрителя на ярких мелочках, вроде гигантского ствола дерева, раскинувшего в стороны десятки корявых и иссохших ветвей. Томассели прекрасно умеет пользоваться возможностями кинематографа как синтетического искусства, способного вобрать в себя достижения живописи, музыки, театра. Мрачные цвета в кадре настолько рельефны, туман настолько плотен, что кажется, будто их можно осязать, потрогать руками. Это касается и саундтрека, в которым парадоксальным образом сочетается примитивность и мелодичность. Мелодии, написанные Томаселли для "Песочницы сатаны" просты и незатейливы, однако они поражают своей естественностью, в них нет фальши; создается странная иллюзия, что в фильме звучит не музыка, сочиненная композитором, а музыка, написанная самим страшным лесом, стуком сердца человека, убегающего от неведомой летучей твари. Пожалуй, все это стало возможным только благодаря тому, что сценаристом, композитором и режиссером здесь является один человек. То, что Томаселли "увидел", работая над сценарием, он сумел поставить, находясь в режиссерском кресле и обрамить соответвующей музыкой, выступая как композитор. Таким образом, была снята проблема адекватного понимания одной и той же идеи людьми разных профессий. В "Песочнице сатаны" идею на разных уровнях "продвигал" один человек, что и позволило выразить ее с максимальной полнотой.

    Другая забавная деталь творческого пути Томаселли - навязчивое желание работать с актерами, засветившимися в классических хоррор-лентах. Так, в "Песочнице сатаны" мы можем увидеть Эллен Сэндвейс ("Evil Dead"), Фелисию Роуз ("Sleepaway Camp"), Эдвина Нила ("Texas Chainsaw Massacre" (1974)), Рона Милке ("Friday The 13th"). Не могу сказать, что это всегда идет на пользу картине, ведь Донна в исполнении Фелисии Роуз внешне выглядит не как жена Фрэнка, а как его дочь (!) Также отчетливо заметно, что картина наполнена многочисленными реверансами (у американцев они именуются как "homage") в адрес "Техасской резни бензопилой" Хупера и "Зловещих мертвецов" Рэйми. Увы, с оными Томаселли меры также не знает, а потому бесконечные пролеты камеры по лесу а ля Evil Dead под конец фильма, честно говоря, утомляют. Кстати, режиссер признавался, что мечтал бы заманить на съемочную площадку Джейми Ли Кертис, но с таким "успехом" его работ, вряд ли Томаселли когда-нибудь получит эту голливудскую звезду. Поэтому ему приходится вытаскивать из кинонебытия менее именитых актеров, как например Эллен Сэндвейс: "Песочница сатаны" стала ее первой (!!!) работой после съемок в "Зловещих мертвецах" в далеком 1981 году.

    Грамотной позиции Томаселли придерживается и в отношении спецэффектов. "Компьютерная графика хороша тогда, когда у вас на руках есть бюджет в сто миллионов долларов как у "Властелина колец". С другой стороны, она все равно выглядит слишком мультипликационно. А когда я хочу посмотреть мультфильм, я сажусь и смотрю именно его", - говорит Томаселли. И потому режиссер объяснит зрителю, что за тварь кружит над лесом, но ни разу не покажет ее саму. Будут показаны убийства in progress, тень от существа и не более. С подобными доводами не поспоришь, ведь сколько раз нам приходилось наблюдать как впечатление от мощных в плане саспенса постановок смазывалось похабной компьютерной графикой. Не извиняет Томаселли, пожалуй, только то, что убийства в "Песочнице сатаны" выглядят крайне убого. Открещиваясь от специалистов по компьютерной графике, он почему-то проигнорировал и труд постановщиков gore-эффектов. Только одна кровавая сцена в фильме получилась достойной - момент, где одному из подростоков-туристов тварь перерезает когтем горло... Все. Убийства в доме, выполненные по принципу "колотушкой по макушке" (без смеха - деревянная колотушка - излюбленное оружие сбрендившей семейки) вызывают хохот, поставлены из рук вон плохо и как раз напоминают пресловутую гротескную мультипликацию ("Том и Джерри" и пр.), где рисованные герои впечатывают друг друга в землю огромными кувалдами и т.д. и т.п. Разница только в том, что в мультфильмах все происходит без вреда для жизни, а в "Песочнице сатаны" как раз наоборот.

    Итак, мы плавно перешли к анализу недостатков фильма... Главный из них - это отсутствие сколько-нибудь вменяемого сюжета. Центром повествования является дом, куда герои (не только члены семьи Бруно) будут ходить поодиночке и почти все с одним и тем же тупым вопросом: "Простите, а у вас есть телефон." Ближе к финалу этот кретинский вопрос, прозвучавший около десятка раз, становится настоящим надругательством над мысленной активностью зрителя. Также, оглядываясь на более ранние фильмы ("Horror", 2002; "Desecration", 1999) можно говорить о задвинутости режиссера на оккультно-сатанинской и наркоманской тематике, которая, честно признаться, в "Песочнице сатаны" вообще ни к селу, ни к городу. Совершенно непонятно, какую смысловую нагрузку несут кадры с сатанистами, совершающими ритуал у старого дома. Для чего нам показывают, что старая гадалка нюхает кокаин. Складыватся впечатление, что это показ ради показа, являющийся то ли самоцелью, то ли способом растянуть экранное время (все фильмы Томаселли, кстати, довольно короткие). Если принять во внимание, что сюжет фильма во многом основан на дружественных реверансах и навеян более ранней картиной "Тринадцатый младенец", то оригинального в плане содержания мы здесь не найдем решительно ничего. Добавим сюда легкий налет глупости, проявляющийся в сцене, скажем, когда офицер полиции, входит в крайне подозрительный дом с оружием, но через пару минут убирает револьвер в кобуру (!), чтобы помочь подняться упавшей девушке. Увы, милая безбашенность 80-х явно не вдохновит современного зрителя, ожидающего увидеть на экране более-менее приближенные к реальности действия героев.

    Что же мы имеем в результате. Фильм с потрясающей атмосферой, великолепным визуальным рядом, но с абсолютно невменяемым сюжетом. В плане сюжета "Песочница сатаны", кстати, напоминает "Хиллсайдских каннибалов", где герои также толклись около жилища людоедов, бессмысленно бегая взад-вперед... Homage Томаселли занятен, но явно избыточен. Сильно портит общее впечатление и сишком уж гротескная семейка придурков в доме... Одним словом, Томаселли - не бесперспективный кинематографист, но только как специалист в области визуального... а вот помощь талантливого сценариста ему бы однозначно не помешала. Перед просмотром "Песочницы сатаны" рассчитывайте на красивое, атмосферное, но дико бессмысленное и тупое кино...

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов