Сканнеры (Scanners) (1981)

  • Сканнеры
  • Scanners (1981)
  • Режиссёр: David Cronenberg
  • В ролях: Jennifer O'Neill, Stephen Lack, Patrick McGoohan
  • Камерон Вэйл (Стивен Лэк) - бродяга, потерявший память много лет назад. О своей прошлой жизни он не помнит ничего, однако знает, что каким-то образом влияет на людей, читая их мысли и управляя их разумом. Доктор Пол Рут (Патрик МакГухан), консультант правительственной организации "КонСек" по психическим патологиям, называет таких людей "сканнерами", и считает этот дар врожденным. Для более детального изучения способностей этих одаренных людей, Камерона Вэйла отлавливают и помещают в некое подобие лазарета, где с ним и работает доктор Рут, пытаясь вывести к максимуму паронормальные способности ничего не понимающего бродяги. Однако вскоре Камерона начинают использовать по назначению, давая задание разыскать другого сканнера Дэррила Ривока (Майкл Айронсайд), являющегося главой тайной организации, члены которой желают создать новую империю, где властвовать будут специально выращенные для этого сканнеры. Постепенно впутываясь в череду интриг и предательств, Камерон понимает, что только ему под силу остановить зловещие планы Ривока.

    Пожалуй, не стоило бы упоминать о том, что фильм "Сканнеры" является самой известной работой режиссера Дэвида Кроненберга, по крайней мере, у большинства имя режиссера ассоциируется именно с этой картиной (реже называют "Муху" и "Экзистенцию"). Но достоин ли этот фильм, называться лучшей работой этого, без сомнения, талантливого режиссера. Попробуем разобраться. Сценарий, который написал сам Кроненберг, в целом выглядит довольно не плохо: загадочные люди с паронормальными способностями, секретные организации, таинственные препараты и харизматичный злодей с манией величия, - все это в фильме присутствует, и в начале на самом деле интригует, возбуждая у зрителя интерес. Но ближе к середине фильма сюжет скатывается в ту самую яму, где обычно находят пристанище голливудские поделки про супер-героев. Персонаж Стивена Лэка становиться оружием возмездия и защитником общества, обретая в процессе сражения с "темными" сканнерами любовь и свое место в очереди тех, кто горит желанием спасти народ от вечных безумцев. Правда, стоит отдать должное Кроненбергу, который не опустился до банального хэппи энда, а грамотно задал идею продолжения этой достаточно интересной истории, которую в двух последующих сиквелах к сожалению так и не смогли достойно реализовать. Не лишен сценарий и логических промахов, которые, ну, уж пару раз за фильм точно вызовут у внимательного зрителя несколько вполне естественных вопросов.

    Однако, не смотря на достаточно слабый сценарий, Дэвид Кроненберг вновь продемонстрировал любителям напряженных атмосферных триллеров с фантастическим уклоном свой талант в постановке таких фильмов, предоставляя зрителю достойную похвалы игру с цветовой палитрой картинки, выстроенную по всем законом жанра атмосферу саспенса и сногсшибательные (для того времени) визуальные эффекты и грим. Вообще, сцена с разрыванием головы у одного из сканнеров стала одной из самых запоминающихся кровавых сцен во всем хоррор-кинематографе, и спустя более 20 лет смотрится она не менее впечатляюще, и любителям ужасов стоит посмотреть "Сканнеры" Кроненберга уже только из-за этого момента! И хотя принадлежность данного фильма к жанру ужасов сомнительна, скорее это фантастический триллер, некоторые сцены в нем могут привлечь именно любителей кровавого хоррора.

    Актерской игрой фильм не блещет, правда, и не раздражает, да и характеры персонажей прописаны достаточно плохо, но не отметить игру Майкла Айронсайда было бы несправедливо, так как роли сумасшедших злодеев получаются у него лучше всего, и роль Дэррила Ривока не исключение. Стоит также упомянуть очень не плохую операторскую работу, и, разумеется, музыкальное сопровождение, коим заведовал Говард Шор, - замечательный композитор, известный сегодня по трилогии "Властелин Колец" Питера Джексона (за которую он, кстати, получил Оскара) и по фильму "Оправданная жестокость" того же Кроненберга. Конечно, нельзя с уверенностью назвать "Сканнеры" лучшим фильмом Дэвида Кроненберга (хотя он явно не и не худший), так как его последующие работы были более профессиональны в техническом и сюжетном плане, и ошибки, которые режиссер позволил себе допустить в этом фильме, больше им никогда не повторялись. За это мы и любим Кроненберга, потому и смотрим с удовольствием все его фильмы. Хотя, как известно, на вкус и цвет...

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов