Разъединенный (Severed) (2005)

  • Разъединенный
  • Severed (2006)
  • Режиссёр: Carl Bessai
  • В ролях: Paul Campbell, Julian Christopher, Sarah Lind, JR Bourne
  • Я ранее никогда не обозревал фильм, испортивший мне настроение. Испортивший не качеством - фильм определенно заслуживает высокой оценки - но тем, что в нем показано. Есть довольно узкая прослойка хоррора, рождающая после просмотра распирающее грудь чувство безысходности и щемящей тоски, тревожащая и беспокоящая зрителя мутными и неясными переживаниями, заставяющая его постоянно обращаться к одной и той же мысли: "Почему все закончилось именно так." Уверен, что эти немногочисленные фильмы ужасов ("Мэй", Ginger Snaps и ряд других) особенно ценны, ибо выступают не просто как развлечение и времяпрепровождение, но способны расширить и углубить внутренний мир человека - "Я" зрителя после увиденного уже не будет равнозначно его "Я" до просмотра картины.

    Некая крупная компания, занимающаяся заготовкой леса, проводит генетический эксперимент с целью ускорения роста деревьев. Ее ученые разработали препарат GX 1134, представляющий собой модифицированный гормон, который вводится в грибки у основы дерева и заставляет стволовые клетки усиленно делиться. Эксперимент протекал благополучно до тех пор, пока в одном из секторов леса не произошел несчастный случай: GX 1134 в считанные минуты вступил во взаимодействие с кровью лесоруба, повредившего плечо, превратив его в кровожадное зомбиподобное существо...

    В компании обеспокоены внезапно прервавшейся связью с лесорубами, связывая причину этого с деятельностью "зеленых" из Комитета по защите леса, возглавляемого довольно фанатичной активисткой Ритой Хоффман. Глава компании отправляет своего сына Тайлора в злополучный сектор разобраться в ситуации. Конечно, отец мог отправить вместо Тайлора кого-то другого, но в данном случае ему важно привить сыну, страшно далекому от всех производственных дел, интерес к предприятию, ведь Тайлор в перспективе преемник всего того, что было создано за 30 лет. Прибыв на место, Тайлор обнаруживает разгромленный лагерь экологических активистов, а на лесопилке происходит первая стычка героя с зараженными. К этому моменту уже практически все рабочие и борцы за сохранение природы стали кровожадными зомби, охотящимися за немногочисленными выжившими. Ситуация осложняется тем, что на помощь им рассчитывать не приходится: совет директоров компании во избежание огласки изолирует территорию от остального мира. Все дороги перекрыты, расстояние до ближайшего населенного пункта не менее 200 миль, а в небе над лесом периодически появляются вертолеты, открывающие огонь по всему, что шевелится. Герои остаются один на один с голодными зомби, заполонившими лес...

    С одной стороны, фильм довольно сильно напоминает картину "28 дней спустя" - как поворотами сюжета, так и чисто "техническими" моментами. Например, в "Разъединенном" ближе к финалу герои оказываются в пределах укрепленного и довольно неплохо защищенного лагеря лесорубов, озверевшие обитатели которого, правда, ничуть не лучше зомби за его пределами (сравните с группой отморозков-военных, с которыми пришлось столкнуться персонажам хоррора "28 дней спустя"). В обоих фильмах любая рана, а тем более укус зомби, ведут к моментальному заражению (укушенный не только не имеет шансов на спасение, но даже не может пафосно сказать: "Пока я еще не стал зомби и нахожусь в сознании, я могу вам пригодиться"), внешний вид зараженных также имеет много общего (налитые кровью белки глаз, рычание). Что касается технических моментов, то в "Разъединенном" явно позаимствовали манеру операторской работы, заявленную в "28 дней спустя". При любом появлении в кадре зомби, оператор напрочь забывает о существовании штатива: картинка трясется, дрожит, нервно подергивается. Впрочем, происходящее на экране вполне различимо, поэтому вряд ли можно утверждать, что подобными съемками пытались прикрыть недостатки финансирования. Грим зомби незамысловат (пепельный цвет лица, проступающая через кожу сетка вен, окровавленный рот), но выполнен довольно неплохо, сцены поедания людей также выглядят весьма натурально (запомнился позвончник, выступающий из обглоданной спины одной из жертв). Своеобразная операторская работа помогает зрителю вжиться в происходящее на экране, увидеть события как бы своими глазами: если Тайлор бежит по лесу, спасаясь от зараженных, то зритель будто бежит вместе с ним, периодически спотыкаясь и падая, как и герой, а потому и видит объекты соответствующим образом, а не статично-отстраненно и с наилучших позиций.

    С другой стороны, в "Разъединенном" четко прослеживается связь и с классикой зомби-хоррора, а именно с фильмом Дж. Ромеро "День мертвецов". Людей мало, зомби много, бежать некуда... Остается только выживать и бороться - с зараженными, друг с другом и со своим собственным отчаянием. Порой складывается впечатление, что смотришь некий трансформированный вариант "Дня мертвецов", перенесенный в довольно необычную локацию (в прокате США фильм даже получил под-название Forest Of The Dead) Здесь есть и исконно ромеровский мотив о людях, во много раз более страшных, нежели все зомби вместе взятые, который из-за многократного повторения имеет тенденцию к превращению в заезженный киноштамп; своеобразный "отлов" зомби (правда цель этого действа в "Разъединенном" иная - чистое развлечение); имеется и персонаж, сознательно впускающий зомби на безопасную территорию лагеря.

    Таким образом, новаторского в картине не так уж и много - принципиально новая локация (серьезного и смотрибельного хоррора про орудующих в лесу зомби, я не припомню) и специфическая манера съемок, несущая ярко выраженную смысловую нагрузку. Нетрадиционное место действия зомби-фильму пошло только на пользу: лесные дебри, наспех сколоченные деревянные постройки, лесопилка с рядами сложенных на земле бревен и досок, разбухшая от дождя земля, превратившаяся в хлюпающую грязь - все это придает фильму особый колорит, выделяющий его из линейки подобной продукции. При создании "лесного" хоррора существует риск превратить картину в заунывное, малоинтересное и лишенное динамики действо ("Саблезубый", "Clawed: The Legend Of Sasquach" и т.д.), так как напряженные моменты в лесу создать гораздно труднее, нежели, скажем, в заброшенном доме. Велика опасность увлечься и псевдопугающими моментами, где воздействие на зрителя (порой весьма эффективное) происходит благодаря резким и громким звукам или внезапному появлению в кадре того или иного объекта (скажем, стрела, вонзившаяся в дерево в одном из эпизодов "Поворота не туда", заставила подпрыгнуть в кресле добрую половину присутствующих в кинозале, в том числе и меня). В данном случае режиссер Карл Бессаи сумел избежать и того, и другого: фильм получился неспокойным и напряженным, каждая сцена буквально пропитана атмосферой нависшей опасности. Конечно, героям периодически удается сделать передышку, заснуть, но чувство беспокойства, тревоги и осознание того, что они здесь один на один с зараженными, героев не покидают на протяжении всего действия. Даже оружие в руках не дает стопроцентной уверенности в своей защищенности (см., например, эпизод с Картером в лагере лесорубов) .

    Интересно, что герои фильма борются в большей степени не с друг другом (хотя этот элемент безусловно присутствует), а с собой. Практически все основные персонажи помещаются режиссером в ситуацию, когда их оватывает отчаяние, когда они готовы сломаться. Карла Бессаи интересует, может ли человек преодолеть подобное состояние и как это возможно. Драматический элемент нарастает к финалу, не вытесняя при этом хоррор-составляющую. Эпизод, где зомби, проникают в лагерь лесорубов темной дождливой ночью, ковыляя по разбухшей земле к спящим людям, - пожалуй, один из самых страшных за весь фильм, равно как и следующая за этим непродолжительная беготня по лесу. Апофеоз нарастающего чувства безысходности - кадры, завершающие картину: отец Тайлора идет по слабоосвещенному коридору своего дома, держа в руке почти пустой графин коньяка. Он идет без цели, идет в никуда, еще достоверно не зная, но уже отчетливо догадываясь о том, что могло случиться с его сыном в страшном лесу. А зрителя не покидает ощущение неправильности происходящего: один не знал, другой сделал, третий бездействовал, потому что у него фактически были связаны руки. Но почему именно так. Интуитивно хочется придумать иную развязку, счастливую, чтобы выжил тот и вот этот герой... Только вот парадокс: будь у "Разъединенного" хэппи-энд, фильм бы не вызвал у зрителя всплеска эмоций, он продолжал бы прозябать в самоуспокоенности, ни о чем задумываясь, а личность зрителя до и после просмотра была бы тождественна самой себе.

    На imdb.com жанр картины определен как ужасы/триллер/драма. За драматизм и эмоциональную насыщенность "Разъединенного", за умелый кастинг, я готов простить даже довольно серьезную вторичность ряда сюжетных ходов. Грустное послевкусие, оставленное "Разъединенным" в чем-то сближает этот канадский хоррор с английскими фильмами ужасов, поставленные такими режиссерами, как Нил Маршалл и Майкл Дж. Бассет, но, если англичан в большей степени интересует внутренняя драма коллектива, то здесь упор сделан на внутреннюю драму каждого героя. Многие детали, которые могли бы раздражать (та же трясущаяся картинка и большинство брутальных сцен, которые не попадают в кадр полностью) преподнесены так, что к ним привыкаешь и впоследствии они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, как неповторимая особенность картины. Нам никогда не покажут процесс отрезания головы зараженного бензопилой, не покажут измельчение зомби, попавшего в лесопилку, демонстрируя лишь фонтаны кровавых брызг, заливающих в основном лицо героя (добрая половина персонажей "Разъединенного" станет из-за этого "краснолицей"). Тем не менее, сознание зрителя в состоянии самостоятельно дорисовать картину происходящего за кадром (вернее даже не за кадром, а чуть правее/левее, чуть ниже пространства, которое объемлет камера) и потому брызги крови, заливающие здесь лицо и одежду героя не имеют ничего общего с теми ведрами крови, котрые выливаются на актеров и расположенные поблизости предметы в бредовых трэшаках.

    Подводя итог, можно сказать только то, что "Разъединенный" определенно состоялся как фильм. Серьезный и крепко сколоченный, несмотря на небольшой бюджет, "лесной" зомби-хоррор, в равной степени страшный и драматичный, рекомендуется к просмотру всем любителям картин подобной тематики. Исключение может составить только категория зрителей, физически непереносящая трясущееся и дергающееся изображение в фильмах.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов