Сонная лощина (Sleepy Hollow) (1999)

  • Сонная лощина
  • Sleepy Hollow (1999)
  • Режиссер Tim Burton
  • В ролях: Johnny Depp, Christina Ricci, Miranda Richardson
  • Фильм Тима Бертона является экранизацией одного из самых известных готических рассказов Америки. Вашингтон Ирвинг приложил руку к тому, чтобы в США появилась готическая школа. Он написал несколько "страшных" и фантастических рассказов, но самым известным стала именно "Сонная лощина". Конечно экранизация Бертона довольно сильно изменила оригинальный сюжет, а дух фильма гораздо более сказочный и в то же время марчный, чем оригинал.

    Икабод Крейн (Джонни Депп/ Johnny Depp) нью-йоркский юрист, совершенно преданный науке - он считает, что все явления могут быть объяснены и доказаны с чисто научной точки зрения, все имеет свои естественные причины. Но он не просто в это верит, но и активно использует свои знания на практике, в своей работе, причем он сам является создателем массы оригинальных инструментов, которые явно обогнали свое время. Однако окружающие не очень восторженно относятся к методам молодого Икабода, и после очередного заседания суда, разозленный судья отправляет Икабода в ссылку, в глушь, расследовать преступления от которых несет мистикой. Как раз чтобы этот самоуверенный юнец сломал себе на нем шею. Речь идет о деревне голландских поселенцев под названием Сонная лощина, где в последнее время случился ряд зверских убиств. Пятерым жителям отрубили головы.

    Приехав на место Икабод, по приглашению местного высшего общества (хм, высшее общество в деревне, звучит потрясающе), сразу же приходит в дом Балтуса Ван Тасселя (Michael Gambon), местного богатея, который рассказывает посетителю из метрополии о местной легенде. Во время войны за независимость недалеко от этих мест проходили бои, и один из гессенских наемников английского короля на долго остался в памяти жителей. По какой-то непонятной причине этот гессенец (которого отлично играет Кристофер Уолкен/ Christopher Walken) начал убивать всех подряд и отрубать им головы. В конце концов его выследили и начали преследовать, и наемнику (судя по виду уже тогда личность почти инфернальную) возможно удалось бы уйти, если бы не две девочки-близняшки, которые своим шумом выдают его. Гессенцу отрубили голову. Одна из близняшек стала отшельницей-колдуньей, а вот личность второй - одна из основополагающих загадок фильма.

    Конечно же рассудительный Икабод считает, что все эти бредни о всаднике из головы, утаскивающем отрубленные головы в ад, это бабушкины сказки, которые сильно действуют на нервных крестьян. Ясно же, что это обычный человек, который умело использует деревенские страхи, чтобы мистифицировать свои преступления и замести след. И молодой следователь начинает действовать - доказательства он ищет в трупах предыдущих жертв, местах преступлений и даже у захоронения гессенского наемника. Последующие события все же докажут ему, что не все происходящее в Сонной лощине связано с миром живых.

    Очень неплохо вплетается в фильм и любовный треугольник - между богатой наследницей Картиной Энн Ван Тассель (Кристина Риччи/ Christina Ricci), заезжим констеблем Крейном и местным буяном и сорвиголовой Бромом Ван Брантом (Каспер Ван Дьен/ Casper Van Dien). При этом занятно видеть, как бравый и прогрессивный Икабод панически боится крови. И этот довольно нервный столичный тип должен не только притереться в деревенской общине, но и решить весьма запутанную загадку, замешанную на мистике.

    Сценарий написал Эндрю Кевин Уолкер (Andrew Kevin Walker) и вышло это у него великолепно. Классическая история была переделана так, что узнать ее довольно трудно. Вплетенный детективный сюжет, реальность потустороннего всадника (да и сама личность Икабода) настолько меняют содержание истории, что просто диву даешься. При этом, на мой взгляд, переработка вышла на порядок лучше оригинала (хотя все же они слишком разные - у них различные цели). Режиссура же Бертона превратила все это в совершенно бесподобную сказку, настолько радующую глаз, что смотреть ее можно регулярно.

    Сюжет и действие, это конечно здорово, но в этом фильме они второстепенны, на первый план выходит именно визуальная сторона фильма. Именно ее сине-фиолетовый тон во многом создает готическую атмосферу "Сонной лощины". Ощущение холода и нереальности присутствует на протяжении всего фильма. А какие потрясные готические пейзажи переполняют экран - буквально каждая сцена выдержана в строгом соответствии со стилем фильма. В итоге получилась совершенно удивительная мистическая сказка для взрослых в весьма мрачном антураже. Но сказка просто потрясающая и затягивающая! Конечно, это не ужасняк, по крайней мере в том смысле, что вряд ли этим фильмом можно кого-нибудь напугать. Но его атмосфера и места действия настолько близки хоррору, что обойти этот фильм стороной я не мог. Если кто-то из вас по какой-то причине его еще не видел - не пожалейте времени и денег и посмотрите этот современный шедевр! Конечно, в кинотеатре эффект от просмотра выше раза в два, но если вы пропустили кинопрокат, то посмотрите хотя бы на видео - оно того стоит.

    Странно, что в Голливуде на создания "Лощины" дали аж 65 миллионов долларов. Тем более, что фильм очень не похож на стандартное американское производство, наполненное штампами, стандартными типажами и не менее стандартными поворотами сюжета. Он очень оригинален и изобретателен. И при этом очень атмосферен и не обычен. А это риск. К счастью фильм был совершенно адекватно воспринят зрителями, которые были от него в восторге. Картина стала не только популярной, но довольно быстро стала даже культовой (особенно в среде готов и иже с ними). В США фильм собрал более 101 миллиона долларов и почти 10 миллионов фунтов в Великобритании. А в Германии фильм постигла довольно занятная участь - фильм сочли слишком жестоким и для того, чтобы попасть в категорию "после 12" его немного порезали. Оригинальная версия вышла на виде со знаком "только старше 16" - и чего они там криминального нашли, ума не приложу.

    "Сонная лощина" - величайший готический фильм последнего десятилетия, у него настолько мощный визуальный ряд, что он еще долгое время будет затягивать зрителей в свой призрачный мир сумрака, где обитает Всадник без головы.

    До создания "Сонной лощины" уже было пять экранизаций рассказа Ирвинга, причем первые три - 1908, 1912 и 1922 годов были немыми черно-белыми лентами. Затем на долгое время киноиндустрия забыла о всаднике без головы, пока в 1980 году не был поставлен фильм "Легенда Сонной лощины" ("Legend of Sleepy Hollow"), комедия с элементами ужаса. И наконец в том же 1999 году вышла еще одна версия рассказа - созданная по заказу телекомпании Холмарк - "Легенда Сонной лощины". Этот фильм я как-то случайно посмотрел. Про отсутствие малейшего сходства с фильмом Бертона я молчу, но он по духу не похож даже на оригинальное произведение! Конечно, там гораздо точнее отражены события, но ничего не осталось от готичности и напряжения. Этого фильма лучше не видеть.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов