Змеиный полет (Snakes On A Plane) (2006)

  • Змеиный полет
  • Snakes On A Plane (2006)
  • Режиссёр: David R. Ellis
  • В ролях: Samuel L. Jackson, Julianna Margulies, Nathan Phillips, Elsa Pataky
  • Еще несколько лет назад вряд ли кто из россиян слышал о таком явлении, как фанфик (фанатское творчество), теперь же фан фикшен цветет махровым цветом и количество людей, причастных к этому любительскому творчеству растет в геометрической прогрессии. "Виновником" сего опять же является развитие сети Интернет, ведь фанфик не ориентирован на коммерческую выгоду, это - способ самореализации и самовыражения, позволяющий выразить свою бескорыстную любовь и приверженность тем или иным героям. Кого-то не устраивает финал произведения-оригинала, кто-то мечтает о том, чтобы его любимый герой выжил, а кто-то хочет развить побочную сюжетную линию (здесь уместно вспомнить о, так называемых, спин-офф фильмах - например,"Женщине-кошке" как побочном продукте "Бэтмена"). В итоге самодельные тексты такого рода выкладываются на соответствующих интернет-ресурсах и доступны для ознакомления всем желающим. Страшно подумать, что будет, если этими "желающими" окажутся воротилы кинобизнеса... Впрочем, тайны здесь уже никакой нет - будет "Змеиный полет", сценарий которого откровенно потакает фанатским бредням, почерпнутым в Сети.

    Молодой паренёк Шон, отдыхающий на Гаваях, становится случайным свидетелем жестокого убийства прокурора крутым мафиози Эдди Кимом. Ему бы спрятаться и дождаться, пока бандиты уйдут, но Шон решает иначе: он резво вскакивает на свой мотоцикл и, уезжая, являет себя убийцам во всей красе. Герой понимает, что его собственная жизнь теперь напрямую зависит от того, удастся ли ему засадить Кима за решетку, дав свидетельские показания. Под опёкой двух агентов, ФБР отправляет Шона в Лос-Анджелес обычным пассажирским рейсом (правда в салоне первого класса), но вездесущая китайская мафия, жаждущая убрать очевидца смерти прокурора любыми средствами, ухитряется погрузить в самолет контейнер с цветами, где помимо растений находится огромное количество ядовитых и не очень змей. Змеи оказываются не только опасными, но и сверхагрессивными: представленные в картине гады - настоящие машины для убийства, бросающиеся на всё, что движется, и даже умудряющиеся наносить серьезный вред оборудованию самолета. Как известно, подобная агрессивность им от природы не свойственна, поэтому проблему пытаются решить на сценарном уровне - дескать, змей опрыскали особыми ферромонами, от которых они и взбесились. Звучит не особо убедительно, но спишем это на то, что художественные картины по определению полны условностей.

    До просмотра "Змеиного полета" я был твердо уверен, что лидером по производству гибридных по жанру фильмов является компания Nu Image, многие детища которой находятся на стыке хоррора, фантастики и экшена. Теперь же пальму первенства решила оспорить New Line Cinema, выкинувшая на рынок такую картину, которую иначе как жанровым винегретом и не назовешь. Традиционный для боевиков мотив защиты важных свидетелей, ужасающие последствия змеиных укусов (распухшие части тела всех цветов радуги, пена изо рта), немотивированная демонстрация брутальных сцен (например, упавшему пассажиру во время паники наступают каблуком аккурат в ухо), обнаженка, никем не управляемый самолет, теряющий высоту над морем, ряд откровенно комичных персонажей - всё это схлестывается в "Змеином полете" в аляповатую мозаику. Не менее чудовищно выглядит и представленная в картине галерея действующих лиц. Складывается такое впечатление, что создатели фильма решили здесь представить полное собрание типажей, характерных для современного американского кинематографа: два агента ФБР - один молчаливый и серьезный, другой же отличается балагурством и панибратским стилем поведения, мало соответствующим занимаемой должности; рэппер, страдающий звездной болезнью и излишним чистоплюйством с двумя имбецильными охранниками; красавица стюардесса мило воркующая с Шоном; специалист по боевым искусствам; стюард нетрадиционной (или скоро уже одной из традиционных.) ориентации; вечно раздраженный толстяк-бизнесмен; любвеобильная парочка, тут же улизнувшая в туалет, чтобы заняться сексом и т.д. Ах да, какой же фильм без детей и без животных - и те и другие присутствуют.

    Стандартное для американской кинопродукции поверхностное знакомство с набором персонажей выявляет даже не их "дубовость", а стереотипность мышления зрителей, ведь режиссер "Змеиного полета" специально ходил по фанатским сайтам, посвященным своему детищу, подмечал интересные отзывы пользователей и претворял их в жизнь. И, пардон, если в итоге получилось такое, то американской аудитории впору ставить диагноз - "острая заштампованность индивидуального сознания". То, что нам предлагает режиссер Дэвид Эллис уже было неоднократно испробовано: периодическое дураковаляние персонажей, существующих исключительно парами (классика - "Смертельное оружие"), бардак на борту самолета ("Турбулентность"), озверевшие животные, пресмыкающиеся, насекомые (нужное подчеркнуть) с непременным появлением в финале "босса"-переростка... Специфика "Змеиного полета" лишь в том, что ОТДЕЛЬНЫЕ вещи, которые зритель мог видеть каком-либо ОТДЕЛЬНОМ фильме, здесь смешали вместе... Хотел бы я написать "воедино", но, увы, никакого единства в картине наблюдается - соединение ингридиентов разных жанров не дало ни нового самобытного "вкуса", ни ощущения цельности происходящего, но родило некое подобие неудобоваримой бурды (а порой при просмотре и вовсе кажется, будто на тебя выливают ушат помоев) по мотивам доброго десятка фильмов.

    В свете вышеописанного совсем удручающей представляется позиция сценариста Джоша Фридмана, режиссера Дэвида Эллиса и других, заявляющих, что "Змеиный полет" - это своего рода концепт, что это честное, качественное и где-то даже серьезное кино (более подробно ознакомиться с тем, как создатели позиционируют свой фильм можно в журнале Total Film 10, 2006). Такие характеристики "Змеиного полета" - типичного продукта массовой культуры, ничем не выделяющегося из общей массы, изрыгаемой Голливудом на общемировой рынок - печалят потому, что сами кинематографисты безмерно снижают планку качества. Если раньше они сами задавали эталоны и создавали образцы для подражания, то теперь воротилы кинобизнеса открыто обращаются к полупрофессиональному наивному творчеству среднестатистических зрителей, прикрывая отсутствие идей желанием быть ближе к потребителю; если раньше серьезность фильма измерялась исключительно теми вопросами, которые в нем поднимаются (а хоррор вполне может ставить такие), то теперь появились уникумы, утверждающие, что серьезность картины определяется гибелью в ней людей. Гм... девушку в туалете самолета за сосок кусает змея. Насмерть. Должно быть серьезно, но я почему-то от души веселился (тем более еще и змея компьютерная была).

    Конечно, основу "Змеиного полета" составляет такой поджанр фильмов ужасов, который иронично-обобщенно можно обозначить как "зверьё моё". Примочки из других жанров привлекаются для того, чтобы зритель на сеансе не уснул, ибо устроить напряженное действие в крайне ограниченном пространстве весьма и весьма проблематично. Разумеется, ожидать атмосферы и настоящего испуга от происходящего не приходится (что, впрочем, является общей чертой "звериного хоррора") - максимум, чем может развлечь нас картина: натуралистичностью смертей (грим и травмы местами получились ничего), динамикой действия (иногда получается, иногда драйв сильно провисает) и разнообразием нападений компьютерных гадов, вцепляющихся во всевозможные части тел пассажиров (одного даже за задницу укусят). Развеять сон зрителя призвана и порция MTV-шных шуток, щедро раскиданных по фильму, временами настолько отвратительных, что смотрящему впору от них кривиться (см., например, комическую диллему о том, кто будет отсасывать змеиный яд у негра, укушенного в зад). Зато посмеяться можно над придурковатостью сценария. Так, острый приступ веселья вызвало появление гигантской анаконды (не в свой фильм заползла.), которая не то, чтобы незамеченной на борт не смогла бы попасть, но и в контейнер вряд ли бы поместилась. Не менее забавно смотрится и гимн политкорректности, пропетый в "Змеином полете" - все негры и гомосексуалисты не просто выживут, но и сумеют посадить самолет, не имя необходимых навыков (виват Playstation делающей столь реалистичные авиасимуляторы, что по ним с легкостью можно посадить что угодно в реальности) .

    Подводя итог, скажу, что фильм получился композиционно навороченный, но по содержанию весьма и весьма примитивный. Типичная тянучка для мозгов, сделанная под поколение, выросшее на передачах MTV. Кривляющиеся актеры, обилие змей (компьютерные выглядят не слишком правдоподобно), неплохой грим и каскадерские трюки, хорошее название, позволяющее сразу понять, о чем фильм...Не то, чтобы совсем смотреть невозможно, и я даже был положительно настроен к созерцанию змей на борту самолета, но после фильма всё время хочется задать вопрос к тем, кто еще не добрался до него: "А оно вам надо." Может быть лучше отдохнуть под ужасы другого пошиба.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов