Техасская резня бензопилой (The Texas Chainsaw Massacre) (1974)

  • Техасская резня бензопилой
  • The Texas Chainsaw Massacre (1974)
  • Режиссер Tobe Hooper
  • В ролях: Marilyn Burns, Allen Danziger, Paul A. Partain
  • Группа подростков на фургончике едет отдохнуть в старый загородный дом. Этот дом принадлежит отцу главной героини - Салли (Marilyn Burns). Кроме ее парня Джерри (Allen Danziger) и еще одной приятельской пары вместе с ними едет и брат Салли Франклин (Paul A. Partain), который прикован в инвалидной коляске. Практически и самого начала поездка оказывается какой-то странной. На бензоколонке старик советует им туда не ехать, а затем они подбирают голосующего парня (Edwin Neal). Парень с дебильным лицом оказывается не просто кретином, но и весьма опасным. В начале он пытался продать им левую фотографию, которую сделал своим фотоаппаратом, а затем, одолжив у Франклина его нож, режет себе ладонь, и при этом безумно смеется. Затем он становится еще агрессивнее и начинает нападать на тех, кто его подвозит. После того, как его наконец вышвыривают из фургона, психопат мажет своей кровью дверь.

    Старый дом, в котором молодые хиппи решили отдохнуть, тоже не внушает особого доверия - он настолько ветхий, что кажется, будто сейчас же рухнет под их весом. Находится он черте где, в глубине сельской дороги, так что никаких соседей не видать, а под потолком поселился осиный улей. Но это не очень расстраивает молодежь, и Кирк (William Vail) вместе с Пэм (Teri McMinn) решают пойти искупаться. Франклин припоминает, что если идти по тропинке, то обязательно выйдешь к речушке. Вот только сам Франклин не был в доме дедушки довольно давно - мелкая речушка уже давно высохла. Еще немного погуляв, парочка натыкается на некий дом, где они решают одолжить немного бензина. Домишка странноватый, так как около него построен навес, под которым стоят старые, явно заброшенные автомобили. Да и изнутри домик выглядит не менее странно. Потом они натыкаются на Кожемордого психопата (в первой части его играл Гуннар Хансен/ Gunnar Hansen), который довольно быстро с ними разделывается. Собственно, это происходит настолько неожиданно, что когда убили Кирка я даже толком не понял, что же произошло. Мне кажется, что это самое неожиданное убийство в кино, что я когда-либо видел. Не было никакой подготовки, нагнетания напряжения, ничего!

    Далее по одному все подростки попадают в лапы Кожемордого и его психопатической семейки. Перед нами предстает вся картина их безумия - одна обстановка их дома чего стоит. Вообще "Техасская резня бензопилой" очень странный фильм, он совершенно не похож на обычные фильмы. От него веет какой-то реалистичностью. В свое время это был феномен на подобие "Ведьмы из Блэр" - заявлялось, что он поставлен на основе реальных событий (он и правда был навеян деяниями Эда Гейна, но этот маньяк стал основой для множества фильмов, и Техасская резня даже издали не похожа на пересказ жизни Гейна). И это самое ощущение реальности придавало этой легенде убедительность.

    Фильм очень неровный, его действие не четко вымерено до минуты, как в современных картинах, а урывочное. Начало кажется затянутым, потом куски бездействия сменяются стремительными событиями, и этот темп, сбивающий зрителя с толка, усиливает ощущение реалистичности. И при этом от фильма за версту несет безумием. И это не только безумие каннибалистической семейки, это безумие всего происходящего, всего фильма. Когда его смотришь, начинаешь сомневаться в психической уравновешенности его создателя. Извращенная мораль каннибалов, их шизоидное поведение придает действию особый оттенок. Сценарий, написанный Тобом Хупером и Кимом Хенкелем (Kim Henkel), наверное не стал бы таким страшным и впечатляющим, если бы не совершенно шизоидная режиссура самого Тоба Хупера.

    Отдельно стоит сказать об окружении. Все происходит в Техасской глубинке - выжженная пыльная земля, трава часто такого же серо-желтого цвета, редкие деревья и цепляющиеся кустарники с редкими листочками. Деревянные дома, чьи доски при ходьбе постоянно поскрипывают. Ну а дом каннибалов это своего рода шедевр! Он переполнен костями и кусками кожи, волос и обрывков одежды. Все это просто обильно свалено на пол, кости устилают шкафы, свисают на ниточках с потолка, он повсюду. Мне больше всего понравилась скамейка, сделанная из человеческих костей. Ну и конечно, визг бензопилы! Он становится символом атмосферы фильма.

    С какого-то момента главная героиня начинает вопить, и больше не затыкается - она орет постоянно, истошно и даже самозабвенно. В какой-то момент эти вопли начали меня нервировать. А сцена, где немощный дед при помощи заботливых внуков пытается молотком разбить череп девице вызвала у меня хохот. Могу сказать, что фильму присущи совершенно извращенная логика и странность сюжета. Он производит очень необычное впечатление. Не смотря на то, что это самая настоящая малобюджетка (140 тысяч долларов), фильм принес очень солидную прибыль (30 миллионов) и без сомнения заслужил названия культового. Но самое интересное, что фильм весьма бескровный. Вы не увидите, как на ваших глазах разрезают жертву, вам не покажут агонию и реки крови. Вам только намекнут на них - в кадре будет изредка появляться струйка крови, будет визжать бензопила и истошно орать жертва. ТРБ довольно жестока, но в отличии от Лучио Фульчи, вас не ткнут носом в агонизирующее тело, тут все сделано искуснее, и я бы даже сказал впечатлительнее - ведь нет ничего более страшного, чем человеческое воображение.

    Однозначно всем рекомендую. У нас это редко встречающаяся вещь, но если она попадет к вам в руки, то ее безусловно стоит посмотреть. Может быть вам она и не очень понравится, но сильные и необычные ощущения от просмотра вам точно гарантированы. Бессмертная классика ужасов стоит того, чтобы потратить на нее время.

    Особое мнение Андрея Г. Исканова:

    Одна из современных икон хоррора, это, безусловно, образ мускулистого психа в грубой маске из человеческой кожи и с бензопилой в руках. Этот фильм во многом определил образ хоррор-кино семидесятых годов. А начинался он как дешёвый авторский проект преподавателя Техасского университета Тоба Хупера. И надо же... Несмотря на очевидную грубость фильма, просмотр которого не более приятен чем открытки из скотобойни, он является официально признанным (!) шедевром искусства. Копию этой ленты приобрела Нью-Йоркская галерея современного искусства. Прообразы фильма, явно вдохновлённые серийным убийцей и некрофилом Эдом Гейном, выглядят серыми маловразумительными фигурами и, тем не менее, у фильма есть ощущение настоящего сдвига. Мрачная песнь криминальной шизофрении под мелодию включенной бензопилы звучит довольно пугающе и реалистично. Но этот фильм, не смотря на многие его достоинства, вряд ли способен стать излюбленным фаворитом, чьей либо видеотеки.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов