Дрожь (Tenebrae) (1982)

  • Режиссер Dario Argento
  • В ролях: Anthony Franciosa, Christian Borromeo, Mirella D'Angelo
  • Питер Нил (Anthony Franciosa) - известный американский писатель, который приезжает в Италию рекламировать свой новый роман "Дрожь". Но кто-то не очень рад этому приезду, некий маньяк начинает убивать людей и запихивать им в рот страницы из нового романа. И конечно же не обходится и от угроз в адрес самого писателя. Первое убийство выполнено захватывающе - своеобразные маленькие римские дворики создают настрой некой тайны, странный преследователь пугает, а затем следует жестокая расправа - бритвой по горлу и струя крови. Очень впечатляющая сцена.

    После допроса полицейского, с писателя сразу снимается подозрение - убийство было совершено еще до его прибытия в Рим. Однако на этом убийства не заканчиваются (иначе это не было бы фильм Ардженто). Маньяк копирует роман "Дрожь", а также шлет угрожающие письма Нилу. Полиция не в состоянии словить маньяка и защитить писателя, поэтому он решает самостоятельно выяснить, кто же его терроризирует. Большая часть фильма это и есть детективное расследование, сдобренное мощнейшим напряжением и жестокими кровавыми убийствами. Финал фильма один из самых кровавых у Ардженто (насколько я помню), а сцена с отрубанием руки определенно является самой кровавой сценой подобного рода.

    Актерская игра в целом не очень впечатляет, но в таких фильмах она не является главной составляющей, нужно чтобы актеры просто не портили фильм переигрыванием и делали то, что им укажут. И в этом отношении все в порядке. Также порадовало появление на второстепенной роли такого ветерана ужасов как Джон Сэксон (John Saxon) в роли литературного агента Нила. Также на втором плане появляется Дарья Николоди, жена Ардженто, без которой не обходятся ранние фильмы мастера. Действие фильма происходит как бы в будущем (не очень ясно на сколько отдаленном), поэтому большая часть сцен снята в новейших районах Рима. Правда легкая "футуристичность" двадцатилетней давности сейчас выявить практически невозможно - если об этом не знать, то сам ни за что не догадаешься.

    "Дрожь" особенно интересна тем, что она в чем-то биографична. Конечно, самому Ардженто досталось не так как Питеру Нилу, да и преследователь у него был немного иного рода - его преследовал психопат, который считал, что фильмы Ардженто развращают и угрожал его убить. Непростые переживания автора превратились в занимательный сценарий. Так что за этот великолепный фильм мы должны благодарить безвестного психопата. А сценарий получился интересный и захватывающий, что-то в нем есть очень натуральное. По крайней мере первая половина фильма дает нам очень правдоподобно ощутить трудность положения писателя, почувствовать атмосферу преследования и убийства (это, на мой взгляд, и есть главное в джиалло). Детективная интрига фильма захватывает, правда в конце Ардженто немного мухлюет, представляя довольно запутанное объяснение (вернее не сколько запутанное, сколько вымученное, слишком много всего навалено в последние минуты). Не обошлось и без излюбленной темы Ардженто - игры с человеческой памятью, и на этот раз одно из действующих лиц мельком видело разгадку убийств, но никак не могло осознанно вспомнить.

    Как и во всех фильмах Ардженто, особое значение играет визуальная сторона фильма. В этом фильме он использовал электрическое освещение - яркий белый свет, с частотой пульсации сорок колебаний в секунду. По словам самого Ардженто "Это вносит новое ощущение, очень страшное". Оно вроде как немного стирает различие между днем и ночью. Откровенно говоря, ничего особенного в освящении я не заметил, но это никак не портит сам фильм. Цветовое оформление в нем, как обычно, оставляет сильное впечатление, особенно красный цвет, который используется редко, но метко - обильная кровь, красное платье убийцы. Ну и куда же в фильме Ардженто без потрясающей музыки, которая очень сильно влияет на настроение зрителя.

    В общем, "Дрожь" это классическая работа мастера, с одной стороны схожая с остальными, но при этом имеющая свой собственный настрой, свой личный шарм. Отличный захватывающий джиалло порадует всех поклонников Дарио да и этого великолепного жанра вообще.

    Особое мнение Dark:

    Американский писатель Питер Нил приезжает в Рим с рекламой нового романа. Но сразу же после его приезда в городе начинают совершаться жестокие убийства женщин. Причем неизвестный убийца набивает рот жертв страницами нового романа писателя. После каждого убийства Нил получает записки от убийцы, а затем неизвестный угрожает ему по телефону. Писатель вынужден начать свое расследование, чтобы остаться в живых... "Дрожь" - это классический джиалло, сделанный в лучших традициях жанра. Фильм по праву относят к "золотому" периоду творчества Дарио Ардженто. В этом фильме все чуть ли не идеально: и сценарий, и режиссура, и саундтрек, и великолепная операторская работа. Выдержанный в непревзойденной стилистике Ардженто, он приковывает к себе внимание от первого и до последнего кадра. Вообще классические джиалло Ардженто нравятся мне больше, чем "сверхъестественные". Так закрутить детективную интригу как Дарио Ардженто не умеет никто. Догадаться, кто убийца практически невозможно (в этом отношении фильм близок к другой работе режиссера - "Травме"). Мне очень запомнился эпизод, когда одна из героинь убегала от собаки - очень реалистично. Да и концовка в фильме хороша: вроде бы все как всегда - убийца мертв, одна из главных героинь выжила -, но назвать это хэппи-эндом язык не поворачивается, в заключительных кадрах "Дрожи" счастья вы не найдете. Многие поклонники Ардженто считают этот фильм лучшим в карьере режиссера и я один из них. Потрясающе красивые съемки и великолепно закрученный сюжет. Кроме того в этом фильме меньше сюрреализма, чем в некоторых других лентах, поэтому он легче для восприятия. Я бы рекомендовал начать знакомство с творчеством этого режиссера именно с "Дрожи".

    Особое мнение Андрея Г. Исканова:

    Начать надо с того, что слово Tenebre переводится вовсе не как "Дрожь", а как "Тьма". Головоломная история безумного маньяка ненавидящего женщин, знаменует собой переход "раннего Ардженто" к "Ардженто позднему", настойчиво уклоняющегося от барочного мистицизма в сторону циничной Американской готики. Не знаю, заметил ли кто, но фильмы Ардженто можно с лёгкостью рассматривать как глянцевые альбомы по истории современного искусства. "Суспирия" и "Инферно" например посвящены барокко и постмодерну, а "Tenebre" является буквально одой авангарду и абстракционизму. Повсюду разбросаны крупные планы металлических авангардных скульптур (от одной из них в финале и погибает убийца) а действие развивается от одного конструктивистского интерьера к другому. Отношение Ардженто к выбору стиля и предметов искусства в своих фильмах, едва ли не пересекает грань его утончённого подхода к демонстрации насилия. И не один подлинный фанат хоррора не вправе упускать это из виду.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов