Posted on

Третья матерь
(La Terza madre)
(2007)

  • La Terza madre (2007)
  • Режиссер Dario Argento
  • В ролях: Asia Argento, Daria Nicolodi, Cristian Solimeno
  • За оградой католического кладбища при проведении работ находят странно захоронение — на гробу был пристроен странный ларец. Кардинал отправляет этот ларец в Рим, своему знакомому директору музея Майклу (Adam James). Однако его сотрудницы Жизель (Coralina Cataldi-Tassoni, снявшаяся до этого в еще семи итальянских фильмах ужасов, в том числе ‘Демонах 2’ и ‘Опере’) и Сара (Asia Argento) решают открыть его сами. И конечно же из-за их неосторожности зло вырывается наружу, оживает треться матерь — Матерь Слез (Mater Lacrimarum). Ведьмы со всего мира начинают стекаться в Рим, который наполняется злом и насилием. Безумие охватывает все больше жителей и грозит вылиться в местный апокалипсис. Ведьмы уже грезят о начале новой эры ведьмовства. И только Сара, дочь могущественной ведьмы (ее играет настоящая мать Азии Арджено — Дарья Николоди) может этому помешать. Скрываясь от преследования ведьм и полиции, с помощью духа своей мамы, Сара должна разобраться в происходящем и попытаться убить инкарнацию Матери Слез.

    Уже многие и не надеялись увидеть окончание заявленной трилогии о трех матерях благо, после первых двух (Суспирия, 1977 и Инферно, 1980) прошло немало времени, как в 2006 году пришло сообщение, что Ардженто действительно собирается закончить трилогию! И вот в конце 2007 года фильм выходит в итальянский прокат. Фильм с самого начала радует поклонников итальянского хоррора. Та же (причем похожего уровня) легкая иррациональность сюжета, которая была и в первых двух частях трилогии, присутствует и тут. Игры с цветовой гаммой тут в этом фильме не столь явны и постоянны, как в более ранних работах мастера, но то и дело встречаются (самым ярким в этом отношении моментом является спуск по лестнице и следующее за этим посещение заброшенной обители третьей матери). В некоторых обзорах приходилось читать сетования на некоторую занудность, медленное развитие сюжета. Сложно спорить с тем, что особого задорного экшена в фильме не много — но не им славен Ардженто. А вот какую-то мистическую тягучесть, втягивание зрителя в безумный мир ведьм, общее гнетущее впечатление присутствует, выключать фильм совсем не хочется до самого конца.

    Множество в фильме и отсылок к предыдущим (причем практически ко всем) работам Ардженто, но отсылок ненавязчивых, не вызывающих вопроса ‘а это вообще зачем было вставлено.’. Не знакомые с творчеством Дарио этих отсылок и не заметят. Наверное даже можно сказать, что режиссер использовал стои старые находки и наработки. В том числе мелькнет и злобный желтый глаз из ‘Инферно’, который произвел не меня то же самое впечатление, что и ранее. Совсем с таром духе сняты и кровавые сцены, сразу вспоминаешь итальянские фильмы 80-ых годов. Уже первые убийства — например удушение собственными выпотрошенными кишками — настраивает на нужный лад. И это не единичный случай — кровь льется обильно и иногда достаточно оригинально. Мастер спецэффектов Серджио Стивалетти, старый друг Ардженто, не растерял своих навыков и выдает зрителю рубилово в новом, современном, качестве. К старым временам отсылает нас и великолепная музыка Клаудио Симонетти (одного из старых ‘Гоблинов’), которая на протяжении всего фильма держит в напряжении. И особенно мне запомнилась первая, вступительная тема фильма.

    Однако кроме похвалы фильму, нужно сказать и пару слов о его минусах. В фильме не хватает некоей внутренней цельности, которая была в первых двух частях трилогии. При этом нельзя сказать, что фильм распадается на бессвязные сцены, отнюдь, и внятный цельный сюжет, и единая атмосфера фильма не дают этому случиться. Но вот чего-то фильму не хватает для того, чтобы назвать его монолитным творением, очередным бриллиантом в короне магистра итальянского хоррора. При этом стоит отметить, что Ардженто действительно собрал старую гвардию и создал нечто, очень напоминающее произведение времен ‘золотого века’ итальянского хоррора. Фильм мне однозначно понравился, даже очень — не часто в последнее время испытываешь подобные чувства при просмотре новых фильмов. Он послабее первых двух частей трилогии, но сильнее чем ‘Синдром Стендаля’ и даже ‘Оперы’. На мой взгляд это самый сильный фильм мастера после ‘Феномена’. Правда не уверен, что людям, которые не так любят итальянский хоррор он придется столь по вкусу — все же зрелище достаточно специфическое. Но всем ностальгирующим по старому стилю Ардженто смотреть нужно обязательно — конечно это не чистая калька с его старых работ, но гораздо к ним ближе чем все, что Дарио снимал в последнее десятилетие.