Каталог фильмов ужасов subfocus.ru: Последнее пророчество (Сад) рецензия на фильм

Последнее пророчество (Сад) (The Garden) (2006)

  • Режиссёр: Don Michael Paul
  • В ролях: Lance Henriksen, Brian Wimmer, Adam Taylor Gordon, Sean Young
  • Фильмы, выпускаемые direct-to-video на данный момент - это, пожалуй, та единственная область кинематографа, где режиссеры имеют хоть какие-то возможности для проведения собственных киноэкспериментов и реализации новаторских задумок. Direct-to-video постановки - это сфера, для которой в гораздо большей степени свойственно стремление рисковать, в сравнении с тем же мэйнстримом, опирающемся всецело на законы социальной психологии. Риск, ошибка и провал не ставят здесь креста ни на режиссере, ни на студии-производителе (сравните хотя бы с банкротством кинокомпании Carolco после того, как высокобюджетный фильм Верховена "Шоугёрлз" был запрещен цензорами к прокату в кинотеатрах), зато неожиданный успех свидетельствует о рождении нового шедевра. Возможно поэтому я пытаюсь отыскать шедевры или хотя бы просто самобытные и врезающиеся в память фильмы именно в этой среде, где, на мой взгляд, процент их появления гораздо выше. В данном обзоре речь пойдет о весьма любопытном, хотя и не лишенном изъянов хорроре The Garden. Отмечу, что фильм был выпущен компанией VOX на лицензионных носителях под названием "Последнее пророчество", хотя не менее распространенной является и пиратская версия кинокартины от "Мега-видео" переведенная дословно - "Сад".

    Сэм - еще совсем ребенок, однако он страдает от весьма недетских кошмарных видений, которые усугубляются бессознательным стремлением к членовредительству: во время приступов Сэм легко может покрыть все свое тело множеством мелких порезов. Отец мальчика, Дэвид, сейчас не лучший ему помощник, ибо сам погряз в не менее серьезных проблемах - после развода с женой, герой все чаще стал прикладываться к бутылке в надежде залить горечь расставания. Путешествуя по стране в конце лета, отец с сыном попадают в аварию, причиной которой стали очередные видения Сэма, но на помощь им довольно быстро приходит фермер Бен, живущий неподалеку. Бен не просто выходил пострадавших героев, но и великодушно предложил им остаться в своем доме на неопределенное время, когда Дэвид узнал, что их собственное жилье находится в зоне, закрытой на карантин (звучит не слишком убедительно, но допустим). Кто же мог подумать, что под маской пожилого фермера скрывается сам дьявол, решивший изменить задуманный Богом ход событий и заставить человека совершить второе грехопадение.

    Сюжет фильма достаточно прост, хотя его нельзя упрекнуть в тривиальности и "заштампованности", ибо разработка проблемы "Добро vs. Зло" преподнесена здесь достаточно самобытно, по крайней мере в деталях, так как ничего подобного я ранее не встречал. Конечно, "Последнее пророчество" далеко не единственный фильм, сюжет которого вращается вокруг таких категорий и мотивов, как "искушение", "Апокалипсис", "грехопадение", "визионерство" (я имею ввиду visions of hell в первую очередь) и т.д., но даже налет самостоятельности в решении каких-либо смысловых или эстетико-художественных вопросов в эпоху тотальной идейной вторичности кинопродукции, явно заслуживает похвалы. Основная сюжетная коллизия разворачивается между Сэмом и Беном: это поединок интеллектуальный (ср. с эпизодами, где герои играют в шахматы) и, конечно, духовный. Отец же мальчика, тонко искушаемый дьяволом, в этом противоборстве отходит на второй план. Самое интересное, что, если зрителя в какой-то момент оторвать от просмотра фильма и попросить изложить события, происходившие за последние 10-15 минут экранного времени, он, скорее всего, не сможет ответить ничего вразумительного. И это не случайно, ведь в этой кинокартине мы наблюдаем не столько за событиями, сколько за героями. В "Последнем пророчестве", где и без того действующих лиц довольно мало, все кинематографическое пространство сжимается до трех основных персонажей: Сэма, его отца и Бена. Следует отдать должное создателям картины: кастинг был произведен блестяще, ибо актеры не просто хорошо смотрятся в фильме, они органично вписались в него. Актеры подходят для своих ролей и внешне (Брайан Уиммер даже одним своим видом может сообщить зрителю, что он, пусть и не совсем идеальный, но заботливый и искренне любящий отец), и способностью передавать различные эмоциональные состояния (что, на мой взгляд, является важнейшей составляющей фильма), и умением работать не по сценарию, а со сценарием, так как ни одна реплика главных героев не выглядит заученной, но, напротив, звучит очень естественно.

    Отдельно следует отметить тот факт, что здесь Ланс Хенриксен в кои то веки появляется на экране не в качестве актера второго плана, обеспечивающего кинокартине поддержку своим именем, а в качестве исполнителя полноценной роли, несущей значительную смысловую нагрузку. Зло в его исполнении получилось очень нетипичным для кинематографа. В нем нет той холодно-инфернальной сущности, как, скажем у Пинхеда, нет того кривляния и балагурства, которое характеризует Джинна ("Wishmaster"), травестийного, по сути, персонажа, переворачивающего "верх" и "низ" и исполняющего людские желания самым неподходящим для этого способом. Более того зло здесь пассивно, в то время как зритель привык видеть это начало и тех, кто его воплощает совершенно в ином ключе - вспомним хотя бы такие фильмы, как "Омен", "Чернокнижник", "Конец света". Там злое начало активно вторгается в мир человеческой повседневности и твердо идет к намеченной цели, сея смерть и разрушения. В "Последнем пророчестве", как бы это парадоксально не звучало, сам дьявол принимает облик фермера, прозябая в сельской глуши. Он существует, имея конечную цель (обратить Апокалипсис вспять), но идет к ней настолько неспешно, будто сам уже подчинился законам размеренной и неторопливой человеческой (!) жизни. Одним словом, в данном фильме дьявол слишком антропоморфен. Разумеется, он обладает силой, но далеко не всегда прибегает к сверхъестественным способностям: первое убийство Бен совершает топором, а рты своим жертвам зашивает исключительно вручную. В этом персонаже нет той инфернальности, которая обычно воспроизводится в кинематографе как некий архетип (в конце концов, вы можете себе представить, чтобы Дэмиен кого-то зарубил топором.), напротив, Бен гораздо более соотносится с образом падшего ангела, который отошел от Бога и от этого ему как-то не по себе, плохо и тошно. Что-то терзает дьявола, он весь пронизан декадентскими настроениями и, желая хоть как-то от этого избавиться, Бен хочет навредить человечеству и обернуть Бога против неустойчивых в вере и неспособных сопротивляться искушениям людей. Чтобы было плохо не только ему, но и всем. И у Хенриксена очень хорошо получилось создать образ неактивного дьявола-искусителя, философа-декаданта, желющего всем навредить, но глубоко внутри страдающего от разрыва с Богом (обратите внимание на ряд сцен ближе к финалу, в особенности на слова Бена о том, что он хочет еще раз увидеть Божественный лик, и кульминационую сцену, завершающую появление четырех всадников Апокалипсиса).

    Примечательно, что сюжетный замысел блистательно подчеркнут средствами выразительности, прежде всего элегантной операторской работой и мастерством дизайнеров-оформителей, которые сумели преподнести жилище Бена как дом, где застыло время. Интерьеры его старомодны, полны морально устаревших, но сохраненных в идеальном состоянии вещей, по которым, однако, нельзя определить в стиле какой эпохи выдержано жилище. Подчеркивается только его несовременность, дом как бы выпал из естечственного течения времени, что полностью отвечает концпеции фильма. Работа оператора в "Последнем пророчестве" настолько филигранна, что становится интересной даже сама по себе: четко выверенные композиции, пристальное внимание к деталям, умелое чередование крупных и общих планов, безупречные пейзажные зарисовки, восхитительное сочетание цветов и тончайшая работа с тенями - все это передано с таким мастерством и люовью, что не может не вызвать восторженных отзывов. Более того, картинка в фильме выглядит настолько отточенной, что забываешь о том, к какой категории относится "Последнее пророчество". Благодаря операторской работе, а также добротно поставленным спецэффектам, фильм не выглядит как среднестатистический представитель B-movies. Довольно выразительным в этой кинокартине является и музыкальное сопровождение: от ненавязчивых партий на пианино до напряженного стука в такт биению сердца, появляющегося в ряде напряженных моментов.

    Конечно, зритель может сказать, что "Последнему пророчеству" остро не хватает динамики происходящих событий, однако я сомневаюсь, что она вообще предполагалась изначально. Этот фильм является крайне нестандартным хоррором как в плане замысла, так и его реализации. "Последнее пророчество" - неторопливый, медиативный фильм, где концентрация зрителя должна произойти не столько на событиях сколько на самих героях, их переживаниях и внутреннем мире. Это фильм-настроение. Вряд ли он обеспечит серьезный испуг у зрителя (хотя несколько очень неплохих моментов будет, правда не слишком оригинальных и, скорее всего, позаимствованных из постаноки братьев Пэнг под названием "Глаз"), но зато подарит ему катарсис.

    Вторая работа режиссера Дона Майкла Пола получилась весьма изящной и тонкой, как в плане содержания, так и реализации замысла. За исключеним наличия ряда пробелов в сценарии, выглядящих не слишком убедительно, можно говорить о единстве всех компонентов фильма, выполненных к тому же на гораздо более высоком уровне, чем можно ожидать от кинокартин, выпускаемых direct-to-video. Ненавязчивая, трогательная и неглупая разработка библейских мотивов в сочетании со спецификой жанра хоррор дала весьма неожиданный результат: "Последнее пророчество" получилось довольно сильным, эмоциональным и цепляющим за живое фильмом. Рекомендуется к просмотру серьезному, подготовленному зрителю, всем интересующимся техническими сторонами процесса съемок, а также тем, кто относит Ланса Хенриксена к числу своих любимых актеров .

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов