Они! (Them!) (1954)

  • Режиссер Gordon Douglas
  • В ролях: James Whitmore, Joan Weldon, James Arness
  • В небольшом городке Нью-Мексико совершается несколько странных и зверских убийств. Полицейский Бен (James Whitmore), расследующий дело с самого начала особенно заинтересован в поимке убийцы, он считает себя виноватым в смерти своего напарника, которого оставил на месте преступления, и которого также убили. Вскоре к расследованию подключается и ФБР в лице агента Грэхема (James Arness). А странный след, оставленный у места преступления, приводит в Нью-Мексико и совершенно неожиданных людей - присланного департаментом сельского хозяйства доктора наук Медфорда (Edmund Gwenn) и его миловидную дочь Пэт (Joan Weldon). Именно они раскрывают тайну загадочных убийств - оказывается за ними стоят вовсе не люди, а огромные мутировавшие муравьи. Эти пугающие твари опасны не только для жителей маленького городка, в случае их успешного размножения они будут представлять опасность для всего человечества. Однако военный поход на подземный муравейник в пустыне не приводит к желаемому результату. Всех его жителей удалось уничтожить, однако две матки, недавно появившиеся на свет, уже улетели, чтобы основать свои собственные муравейники. И по всей стране начинается масштабный поиск огромных тварей...

    Они! - представитель второй крупной группы ужасняцкой фантастики 50-ых годов, посвященной мутациям. По сути это выраженный захватывающим киноязыком страх перед ядерными взрывами, радиацией и быстрым развитием науки. Не даром гигантские муравьи появились в Нью-Мексико, и причиной их появления был назван первый испытательный взрыв в 1945-ом. Именно в этих фильмах берет начало так называемая экологическая фантастика/ужасы, в которых причиной катастроф/мутаций и даже появления зомби называется и применение современного оружия, препаратов или истончение озонового слоя. Как ни странно, этот фильм практически не устарел, и сегодня мне было очень интересно его смотреть. Атмосфера пятидесятых, помноженная на загадку/преследование (в зависимости от части фильма), приличная актерская игра и интересный сценарий и в современных условиях делают фильм достаточно интересным.

    Самой удачной, на мой взгляд, частью являются первые 20 минут, когда полиция и ФБР пытается расследовать серию странных убийств. Ощущение мрачной и страшной загадки в этом куске очень сильно. Ряд странностей - вырванные стены, необычно убитые люди, оставленные деньги, необычные следы на месте убийств, странные звуки, слышимые на местах преступлений,убийство полицейского, совершенное за кадром - создают отличную атмосферу, которая со временем не поблекла, и ныне выглядит очень впечатляюще. Следующий кусок фильма - с прибытием профессора, а затем спуском в муравейник - по накалу страстей чуть слабее, однако благодаря открывающимся загадкам остается очень интересным, хорошо выверенным. Последняя часть фильма, с поиском сбежавших муравьиных маток, на мой вкус получилась самой слабой, но и она достаточно интересна. Нам дают своеобразный коллаж из кусочков длительного процесса, несколько разговоров и т.п. Чем отличается этот фильм (да и вообще все фильмы той эпохи) от современных, так это обилием диалогов. Его герои говорят часто и много, в большей части именно из диалогов строится сюжетная линия фильма, в то время как сейчас количество и продолжительность диалогов на порядок меньше и играет менее значительную роль. И это не очень хороший симптом нашей эпохи.

    Достаточно прилично получились и гигантские муравьи, по крайней мере для той эпохи. Пусть сразу видно, что это большая кукла, однако при их виде не возникает желание истерически смеяться (а ведь сделаны они были пол века назад!). Да и обилие самих муравьев радует, это показывает что при создании не поскупились и сделали достаточно много огромных макетов, а не обошлись одним и показывали его в разных ракурсах. Также достаточно неплохо получился и оригинальный муравейник, прогулка по которому также является одним из самых удачных отрезков фильма. Так что можно сказать, что фильм получился на славу, он действенен и захватывает внимание даже 50 лет спустя после съемок, а учитывая насколько сильно за это время поменялось у людей восприятие кино, можно сказать что он перерос свою эпоху, оставшись не просто ретро-воспоминанием. Всем поклонником истории жанра (увидите откуда пошли "Кинг Конг" и прочие гигантские твари), да и большинству любителей жанра рекомендуется (кроме тех, у кого аллергия на черно-белое кино).

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов