Волчица (Wilczyca) (1983)

  • Режиссер Marek Piestrak
  • В ролях: Krzysztof Jasinski, Iwona Bielska, Olgierd Lukaszewicz
  • В начале мы видим дом, к которому подъезжает Кацпер - главный герой фильма (Кшиштоф Ясиньски/ Krzysztof Jasinski). У порога его встречает брат Матеуш (Ежи Пражмовски/ Jerzy Prazmovski), который и сообщает, что его жена при смерти. Марина (так зовут жену) умирает с проклятиями - она прямо ненавидит своего мужа (правда я как-то не понял за что), отказывается от ксендза, а вместо распятия в холодеющих руках сжимает волчью лапу. Прокляв мужа в последний раз, она умирает. Кацпер и Матеуш везут ее хоронить на местное кладбище. Все занесено снегом и санки заворачиваются на труднопроходимой дороге. Тогда Матеуш окончательно решает, что невестку нужно успокоить навеки - для этого он у ближайшего куста срубает ветку и строгает кол. (Кстати, интересный момент - ведь четкое различие между оборотнями и вампирами существует только в современном кино, в оригинальных преданиях вампиры и оборотни существа весьма схожие и обладающие почти теми же особенностями, а у многих народов это вообще смесь этих двух стереотипов, они вообще не разделены на два рода. И в этом фильме тоже самое - в одном из снов Кацпера Марина похожа не на оборотня, а именно на классического вампира).

    После последнего обряда над могилой жены-ведьмы, который заключался во вбивании кола ей в сердце (ксендз отказался прийти на ее похороны) Кацпер уезжает из родного дома. По прошествии нескольких лет мы видим его в услужении польского графа, одного из участников освободительного движения (действие происходит не далеко от Кракова, на территории Австро-Венгерской империи где-то в середине 19-го века). В это время стало известно, что графа собираются арестовать, поэтому приходится организовать его побег. Кацпер же после успешного побега должен вернуться во дворец и приглядывать за порядком. Также в особняке графа остается и его молодая жена Юлия, которая презирает своего старого мужа и терпеть не может его повстанческую деятельность. Кроме того, она очень похожа на умершую жену Кацпера (их на самом деле играет одна и так же актриса - Ивона Бельска/ Iwona Belska), что вселяет в Кацпера очень нехорошие подозрения.

    Поездка графа за рубеж - один из самых приятных моментов фильма. Метель, какие-то странные тени и звуки, даже миражи в пурге, дикий злобный смех - все это окружает едущих в сумерках. Их остановка в странном заброшенном доме, хозяина которого недавно убили, все это сделано очень атмосферно, и греет душу каждому поклоннику хоррора. После странной поездки Кацпер возвращается в особняк. Вскоре в округе появляются австрийские войска, которые должны были арестовать бежавшего графа. Руководит ими офицер Отто (Ольгерд Лукашевич /Olgierd Lukaszewicz), который еще раньше встречался с Юлией в столице, и где был ее любовником. Теперь он возобновляет старый роман с графиней, что естественно очень не нравится патриоту Кацперу. Впрочем, всем остальным польским дворянам это тоже не нравится - на организованный Юлией бал никто из приглашенных поляков не явился.

    А подозрения Кацпера относительно адского происхождения своей хозяки крепнут. И окончательно он прозревает на охоте, когда ему удалось подстрелить лапу волчицы, и погнавшись за ней по кровавым следам, в конце концов выбежал к сидящей на коне Юлии, перевязывающей кровоточащую руку и хищно улыбающуюся своему преследователю. С этого момента фильм становится совсем интересным - Кацпер начинает думать, что же делать с оборотнем. Наконец решившись на расправу, при помощи местного ведуна-алхимика он отливает серебряную пулю (обряды окончательного выявления сущности графини и отливания пули одни из лучших в фильме) и убивает волчицу (а за одно и австрийского офицера). В конце концов самого Кацпера убивают солдаты.

    В конце фильма появляется сам беглый граф, который приказывает перезахоронить свою жену - какая она ни была, но все равно принадлежит роду. Могилу раскопали и вытащили гроб, в котором оказался скелет волка. Этот момент все же довольно важный, так как весь фильм нет ни одного прямого указания на происхождение Юлии - это вроде как последний штрих, подтверждающий, что Кацпер был прав.

    Фильм вполне ничего, но при этом в нем все же слишком мало действия. Добрую половину фильма (если не больше) занимает обычная жизнь польского дворянства с очень легкими вкраплениями намеков на потусторонние события. Это конечно очень хорошо передает настроение и ощущение того времени, но местами кажется затянутым. Подобным грешит и русское кино (кстати, по духу фильм очень сильно напоминает русский "Пьющие кровь"). Да и "ужасняцкая" часть фильма скорее готически-атмосферная. Я с трудом представляю, что бы такое зрелище напугало даже не видавших ужасняков жителей СССР. Заинтриговать фильм может и сейчас - но для этого человек должен благосклонно относиться к историческому кино и хорошо переносить затянутости. Наверное по жанру фильм скорее больше исторический мистический фильм, чем ужасняк. Но я не пожалел потраченного времени - хорошая игра актеров и весьма убедительная атмосфера 19-го века, плюс мистические вкрапления сделали для меня "Волчицу" достаточно интересной. Также назвать его фильмом про оборотней тоже сложно - ни одного обычного атрибута жанра тут не присутствует (ну, разве что кроме убийства серебряной пулей).

    Резюме - фильм довольно специфически, причем явно на любителя. Посмотреть его стоит, хотя бы за тем, что бы увидеть иной стиль съемки фильмов. Любителям чисто атмосферного кино также очень рекомендуется.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов