Каталог фильмов ужасов subfocus.ru: Поворот не туда 2: Тупик рецензия на фильм

Поворот не туда 2: Тупик (Wrong Turn 2: Dead End) (2007)

  • Режиссёр: Joe Lynch
  • В ролях: Erica Leerhsen, Henry Rollins, Crystal Lowe, Texas Battle
  • Памятуя о рвении, с которым американские кинематографисты в последние 5-7 лет принялись за "доработку" и "переработку" оригинальных кинокартин, щедро снабжая их разного рода сиквелами, выходящими direct-to-video, факт выхода "Поворота не туда 2" мне крайне насторожил. Конечно, бывают и исключения, скажем, вторая и третья части фильма Mimic, несмотря на копеечные бюджеты, выглядят более чем прилично, но исключения только подтверждают правила... Надежда увидеть что-то, хотя бы отдаленно напоминающее оригинал "Поворота не туда" умерла довольно быстро...

    В глухих лесах Западной Вирджинии проходят съемки очередного реалити-шоу под названием "The Ultimate Survivor", где шестеро участников в условиях дикой природы борются за главный приз - 100 000 долларов. Как бы это глупо ни звучало, но съемки ухитряются устроить прямо в той местности, где обитает уже знакомая зрителю семейка мутантов-каннибаллов. Собственно всё: далее начинается бойня в режиме нон-стоп, ибо количество задействованных в сиквеле героев явно находится за гранью разумного (около десятка положительных героев и шесть мутантов) и не позволяет снять что-то более вразумительное, нежели "кишки, кишки и еще раз кишки".

    Во многом сиквел пытается следовать духу оригинала, но итог этих попыток печален, ибо "Поворот не туда 2" выглядит как беззастенчивое копирование удачных режиссерских находок и запоминающихся сцен. К примеру, вновь следствием секундного отвлечения водителя от трассы станет авария, а стрела одному из героев неожиданно попадет в глаз. Самое интересное, что сцена с автомобилем, которую условно можно назвать "хочешь жить - не отвлекайся от дороги" по большому счету является жанровым клише, которую Роб Шмидт, тем не менее, удачно обыграл, забросив обманку для зрителя, основанную на разведении во временном плане ожидания события зрителем и его непосредственной демонстрации в кадре. Таким образом, эмоционально-гормональная реакция у смотрящего на предвосхищаемое событие уже произошла ("Вот сейчас-то он и врежется!"), но само событие отодвинулось вперед во времени, благодаря искусно вплетеному кинематографическому "ингибитору"-замедлителю (см. эпизод с заевшим CD-проигрывателем). У Шмидта получилась отличная "игра" со зрителем, Джо Линч же в продолжении бездумно наштамповал массу жанровых клише, не только никак их не оформляя, но и воспроизводя далеко не самым удачным образом. Так, безлюдый лес почему-то упорно не хочет казаться таким уж страшным (не понять мне прелестей беготни по озаренным солнечным светом зарослям), интерьеры жилища маньяков-каннибаллов лишены того лоска запущенности и неухоженности, вершины которого были достигнуты в первом "Повороте не туда", а также двух последних фильмах о безумном семействе Хьюиттов ("Техасская резня бензопилой"). Самое любопытное, что режиссер данного сиквела сплагиатил наодки не только своего предшественника, но и коллеги по цеху Д. Либесмана, ибо сцена коллективной трапезы людоедов целиком и полностью заимствована из хоррора "Техасская резня бензопилой: начало" (заметьте, в обоих случаях имеет место даже молитва перед трапезой!).

    Несмотря на то, что в фильме постоянно кого-то убивают, хорошего драйва у его создателей не получилось. Замечу, что дело здесь отнюдь не в тематике реалити-шоу, обуславливающей использование, так называемой, субъективной камеры, когда зритель видит или "из глаз" героя, или через объектив закрепленной на нем миникамеры. С подобной особенностью съемок здесь не злоупотребляли настолько, как, скажем, в "Хэллоуине 8", а лишь ограничились парой-тройкой мимолетных зарисовок, отдав дань специфике трансляции событий в реальном времени. По сути, реалити-шоу - это во многом лишь предлог для создателей фильма, позволяющий вытащить довольно большую группу людей в лесную глушь и устроить там бойню. Беда "Поворота не туда 2" в неопытности режиссера и задействованных в нем актеров: один не смог захватывающе поставить сцены смертельных погонь, другие же не смогли изобразить ни леденящий душу ужас от того, что в нескольких метрах позади мчится урод, не ведающий жалости и пощады, ни отчаянную схватку за свою жизнь или за жизнь близких людей. В новом поколении слэшеров мы неоднократно видели и озлобленные расправы с обидчиками, и борьбу, и геройства, порой заведомо обреченные на провал для их исполнителя, но позволяющие выгадать столь драгоценное время для других (вспомним колоритную пробежку Скотта (Джереми Систо), спасающего раненого в ногу Криса (Десмонд Харрингтон) в первом "Повороте не туда"), типичные по сути, но поставленные четко и бескомпромиссно, а потому приятно радующие зрителя, согласившегося посмотреть эти фильмы. Актерский же состав данного сиквела - почти сплошной молодняк, успевший "засветиться" только в телевизионных постановках или же в блокбастерах на третьеплановых ролях, и картине остро недостает харизматичности Десмонда Харрингтона, энергичности Элизы Душку, колоритной игры Джереми Систо... Ближе к финалу, действие в "Повороте не туда 2" набирает обороты, что отчасти скрашивает общее унылое впечатление от увиденного, но весьма незначительно, ибо у фильма сверх перечисленного наберется еще не один недостаток.

    А режиссер картины тем временем уверенно решил покрыть все их несметным количеством тошнотворных сцен, которых, пожалуй, могло хватить и на два подобных фильма. Не случайно документальный фильм о съемках "Поворота не туда 2" назван "Больше крови, больше кишок". Не знаю, поставил ли Джо Линч своей целью отснять как можно больше сцен с gore-эффектами в одном фильме, или же надеялся заткнуть рот критикам большим куском бутафорских внутренностей, которые то и дело вываливаются из действующих лиц, но особого восторга при их просмотре я не испытал. И нельзя сказать, что эффекты выполнены похабно, отнюдь, проблема здесь иная: крови и резни много, но она настолько усредненна и однотипна, что совершенно не запоминается. В оригинале съемочная бригада старалась детально продумать каждую сцену убийства, сделать их жесткими, эффектными, отпечатывающимися в памяти, неожиданными и не идущими вразрез с характеристиками персонажей (скажем Скотт в первой части - это все же не типичный лузер-балагур, типаж, который едва ли не обязателен для слэшеров, ибо он погиб героем), в продолжении напротив, фонтанирующая кровь и прочая тошниловка превратились в самоцель. Забавно, но режиссер этим не ограничился и "разнообразил" действие демонстрацией сексуальной жизни каннибаллов: они совокупляются, маструбируют и даже рожают! И все в одном фильме. Противно и, что самое печальное, малооригинально (ценители хоррора и так в последнее время смогли стать свидетелями рождения одного из самых известных маньяков - Томаса Хьюитта, так что удовольствие смотреть на рождение какого-то безвестного захудалого уродца ниже среднего).

    Не обошлось в "Повороте не туда 2" и без попыток объяснить происхождение жуткой семейки. Ох уж эти американские кинематографисты с их вечным стремлением разжевать всё и вся: получилось традиционно архиглупо, наивно и с морализаторской экологической подоплекой. Заодно попытались пройтись и по проблематике реалити-шоу: рискну предположить, что в ближайшее время нас ожидает закат развлекательных передач подобного плана (бесспорно, их место в эфире займет что-то более изощренное), раз даже кинематограф предлагает среднестатистическому зрителю рефлексию по поводу зрелищ этого типа. "Поворот не туда 2", где герои, участвующие в реалити-шоу выведены моральными уродами, за исключением двух-трех человек, здесь не одинок - не так давно появился боевик "Приговоренные" (The Condemned), являющий собой осовремененную версию "Бегущего человека", щедро приправленную пафосом обличения жадной публики, стремящейся увидеть зрелище пожестче, поагрессивней и желательно в прямом эфире.

    Хотя продолжение "Поворота не туда 2" являет собой повествование все про то же и все про тех же (даже старика с бензоколонки в исполнении Уэйна Робсона вновь пригласили), выполнен фильм на несколько порядков хуже, чем оригинал. Планка качества сильно съехала вниз во всем, кроме gore-эффектов, а сама картина кажется сырой, недоделанной и непроработанной. Довольно примитивный сиквел пополнил армию недопродолжений к нашумевшим хитам, выпускаемых direct-to-video. Любителям оригинального "Поворота не туда" можно не беспокоится.

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов