Экстро (Xtro) (1982)

  • Режиссер Harry Bromley Davenport
  • В ролях: Philip Sayer, Bernice Stegers, Danny Brainin
  • На сегодняшний день в исскустве современного ужаса уже давным-давно сложился свой собственный авангард и мэйнстрим, сюрреализм и модернизм, новая волна и классики. Тем не менее очень многие бриллианты этого жанра не признаются даже самими почитателями и причины по которым это происходит ускользают от меня по сей день - могу лишь предположить, что большую роль играет недостаток зрительского "образования" и опыта. Этой мини-рецензией я хотел бы не только попытатся восполнить эти пробелы, но и отдать дань уважение одному из великих хоррор-фильмов непонятых до сих пор! Это низкобюджетный, английский фильм паранормального, даже сюрреалистического, ужаса не заслуженно забытый сегодня. Ищите и смотрите его с любым качеством - он того стоит!

    Энциклопедический словарь "Video movie guide" определяет его как "Гротескный, гнусный, научно-фантастический фильм ужаса с идиотским сюжетом, который переодически сменяет серия эффектов омерзительных пузырей." Одно из первых и самых авторитетных изданий по западному кино в нашей стране "Авторский каталог видеофильмов Сергея Кудрявцева" упрекает режиссёра "Экстро" в отсутствии чувства меры,недостатке осмысления страшных сцен и даже низком качестве фильма в жанре "фильмов-ужаса". Поверьте мне - это крайне неправомочные заявления!

    Сюжет этой арт-хаусной картины основан, очевидно, на тщательном изучении современного уфологического фольклора и индустриальных мифов. Вкратце он выглядит так: счастливый отец семейства (Филип Сэйер) неожиданно бесследно исчезает из своего дома в пригороде Лондона, зрителю при этом даётся намёк, что он очевидно похищен представителями инопланетного разума, хотя с таким же успехом это можно приписать и жителям четвёртого измерения - в этом фильме можно полагатся лишь на собственную интуицию! Три года спустя, тёмной-тёмной ночью мы видим жуткий, явно потусторонний предмет спускающийся на сельские лужайки. Вспышка света и вот уже отвратительная, окологуманоидная тварь ползёт по опавшей листве вдоль дороги - хотя её и показывают очень непродолжительное время, видно что Фрэнсис Коатес, придумавший её, был явным гением своего дела! Затем это существо случайно сбивает машина, и водитель отправляется в лес посмотреть, куда это исчезло тело. Надо ли говорить, что произошло следом. Он умер мгновенно! Следующей жертвой стала девушка сидящая в той же самой машине, а затем монстр отправляется на огонёк в близлежайший одинокий дом, где живёт только некая молодая хозяйка. То что происходит следом без содрогания принимают только самые верные адепты жанра хоррор! Существо нападает на женщину и отложив в неё свой эмбрион (вывод из контекста сцены) погибает. Придя в себя, несчастная, обнаруживает что забеременела - и больше того роды состоятся с прямо сейчас! Её живот раздувается до чудовищьных размеров, затем из причинного места брызжет густая, почти чёрная кровь, отдельные внутренности и на свет Божий появляется тот самый пропавший отец семейства, на сей раз соединённый пуповиной со своей новой "матерью".

    Эта сцена так понравилась режиссёру Энтони Хикоксу что он полностью воссоздал её в своём фильме "Warlock: The armageddon" (1992год), сняв вместо Филиппа Сэйера Джулиана Сэндза (правда, куда менее натуралистично), да и я сам не мог удержатся от цитирования этого фрагмента в своём последнем проекте!

    Затем наступает весьма любопытный момент, когда одевшись в костюм убитого, Сэйер прибывает в Лондон, пробует позвонить домой, но его голосовые связки, очевидно, ещё не сформировались до конца и говорить он не может. Под холодную, как сама Вселенная, и трагическую, как судьба, музыку он возвращается к жене и сыну. Его рассказ краток: он непомнит ничего, что с ним случилось и не знает где был всё это время. Но зрителю, методом намёков и догадок, подсказывается кем же он является на самом деле. Этот мрачный тип выпивает отложенные змеёй яйца и непрочь подышать бытовым газом, очевидно напоминающим его родную атмосферу. Вдобавок его довольно несложно уличить во лжи. Он входит к доверие к собственному сыну и таинственным путём обращает его в себе подобного, а вдобавок обучает телекинезу! И сынок начинает чудить по полной программе 10 летнего ублюдка! Для начала он материлизует игрушечного клоуна в настоящего, живого уродца (кто из классиков сказал, что нет ничего страшнее клоуна после полуночи.) вооружённого смертельным Йо-Йо, действующим по принципу серебрянных шаров из "Фантазма", а затем воплощает в реальность солдатика Джи Ай Джо, который выглядит и убивает не хуже знаменитого "Терминатора"!

    Пересказывать дальнейшее содержание этого фильма по моему крайне неблагодарное занятие ибо смотреть его то же, что и участвовать в гадании на картах Таро - зрелище увлекательное, таинственное и многозначительное. И в самом деле отвратительно, между прочим! Особенно когда няня мальчика Мэриам Д`Або (её первая роль в кино) превращается в Alien mate, и начинает откладывать те самые яйца-пузыри (никогда не догадаетесь из чего они сделаны!). Финал картины лишён и налёта политкоректности - гибнут практически все герои! И это вполне логично. Чудеса, они ведь бывают разные...

    Правда, я слышал, что для выпуска фильма на некоторых рынках (например, в Германии) было снято альтернативное, счастливое окончание - но мне оно никогда не попадалось. Филип Сэйер мало известный актёр, снимавшийся по большей части для телевидения (в его активе всего 11 работ, включая "Экстро"), с большим тактом и чувством играет своего героя, легко вдыхая жизнь в этот странный образ резидента из Внеземелья. Он умер 7 октября 1991 года в результате несчастного случая на дороге, в Лондоне. Для режиссёра Харри Б. Давенпорта это была вторая в жизни самостоятельная киноработа. До этого он поставил фильм "Шёпоты страха"/Whispers of Fear(1976год) и написал сценарий для картины "Полный круг"/Full Circle(1976год). После "Экстро" перерыв в его творчестве наступил на долгие десять лет. Одним из продюсеров фильма был Роберт Шей, который несколько лет спустя прославился фильмом "Кошмар на улице Вязов". Остаётся добавить, что фильм "Экстро" является одним из лучших представителей темы "внеземного вторжения" наряду с "Похитители тел" (The body snatchers) (1993 год), "Деревня проклятых" (Village of the damned) (1995 год), "Нечто" (The thing(1982год) и "Война миров"/The war of the worlds) (1953 год)!

    Автор сценария, композитор и исполнитель музыки, и режиссёр Харри Бромли Давенпорт/Harry Bromley Davenport

    Руководитель специальных эффектов и механические эффекты - Том Харрис/Tom Harris

    Эффекты "Существа" - Фрэнсис Коатес/Francis Coates

    Арт-директор - Эндрю Молло/Andrew Mollo

    Оператор - Джон Меткальфи/John Metcalfe

    Монтажёр - Николас Гастер/Nicolas Gaster

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов