Каталог фильмов ужасов subfocus.ru: Зобми 2 рецензия на фильм

Зобми 2 (Zombi 2) (1979)

  • Режиссер Lucio Fulci
  • В ролях: Tisa Farrow, Ian McCulloch, Richard Johnson
  • Сложно писать про столь значительный для жанра фильм. Ведь это один из лучших фильмов про зомби. До того как я сам его посмотрел, читая подобные обзоры (в которых также есть определенные описания сюжета), мне казалось что это некоторая натяжка - ведь определенно ничего нового фильм не изобретает. Да и фабула немного простовата. Но после просмотра мое мнение изменилось. Это и правда один из величайших фильмов про зомби, стоящий рядом с фильмами Ромеро. Называние "Зомби 2" было взято после очень успешного поката итальянской версии "Рассвета мертвых", которую Ардженто назвал "Зомби". Собственно первоначально фильм Фульчи тоже должен был называться просто "Зомби", но так как название было уже занято, то Лучио решил просто приделать цифру "2", что могло только улучшить кассу фильма. (Позже в США фильм выйдет под первоначальным названием "Зомби", что положит начало дикой путанице среди поклонников зомби).

    К берегам Нью-Йорка приплывает дрейфующая яхта. На полицейский, прибывших его обследовать нападет вылезший из трюма зомби. Как оказалось, это яхта некого доктора Боулза. Загадочное исчезновение доктора и еще более таинственное появление яхты (и живого трупа на ней) волнует не только дочь доктора Анну (Тиса Ферроу/ Tisa Farrow, сестра амерканской кинозвезды Мии Ферроу), но и пронырливого журналиста Питера Уэста (Ian McCulloch). На охраняемой полицией яхте они находят письмо доктора, в котором тот ссылается на некий остров в Карибском море, где работает его друг доктор Менард, и куда он вроде бы собирался. Наняв у некого Браяна (Al Cliver) яхту, пара вместе с ним и его подружкой Сьюзен (Auretta Gay) направляются к зловещему острову, надеясь найти там отца Анны.

    А тем временем на самом острове происходит нечто ужасное - мертвые не хотят просто лежать в могилах, но норовят оттуда вылезти и нападать на живых. Короче, остров наводнен зомби. Единственный белый мужчина на острове - доктор Дэвид Менард (Richard Johnson), который пытается лечить местное население и одновременно изучает этот феномен. Что же за напасть поразила остров так до конца и не ясно - местные жители считают, что это проявление вуду (ведь эпидемия началась относительно недавно с одного человека, вернее мертвеца). Таким образом Фульчи легонько связывает современную концепцию зомби с классической вудуистской. Однако рационалист доктор Менард считает, что это скорее какой-то странный вирус (современный взгляд на зомби, присущий части фильмов). Но в итоге это так и остается загадкой (что делает фильм сродни другим зомби-фильмам, в которых причины не особенно и рассматриваются, да и, собственно какая нам разница, важен результат - зомби бродят по острову и убивают людей!).

    Прибыв на остров (не без приключений) вся компания встречается с Менардом и узнает о печальной участи доктора Боулза, которого также поразил странный недуг, а также и о самой загадочной эпидемии. Группа сперва немного скитается по острову (целью поездки было навестить жену Менарда Паолу (Olga Karlatos), которая уже успела стать жертвой прожорливых мертвецов), попутно то и дело наталкиваясь на бродячих трупов, а в конце вступает с ними в последнюю конфронтацию. Тут мне понравилась "сообразительность" прибывших американцев - доктор Менард четко им объяснил, что мертвяки окончательно умирают только если им выстрелом разнести мозги (кстати, экзекуция трупяков, возвращающихся к жизни выглядит впечатляюще). Однако нет, бравые америкосы не в состоянии послушать чужого совета и исступленно палят зомби в тело. После 2-3 выстрелов они наконец решают выстрелить в голову, и о чудо! зомби сдыхает. Но видимо такой урок слишком сложен для героев и они продолжают на каждом идущем мертвяке испытывать старый способ, и продолжают палить в туловище. Такая тупость героев показалась мне излишне натянутой.

    Зомби, созданные в фильмах Фульчи (и в этом в первую очередь) многими признаются самыми лучшими и реалистичными зомби в кино. Они на самом деле выглядят весьма натуралистично, гниющая плоть, куски мяса и пустые глазницы выглядят будто их буквально недавно выкопали из земли. Грим и специальные эффекты этого фильма просто потрясают (всем этим добром руководил Джианетто де Росси/ Giannetto De Rossi). Зомби Фульчи отличаются от большинства других киношных кадавров именно своим гниением, тем что они явно не первой свежести. Ведь обычно на актеров просто накладывают синий грим и этим ограничиваются, но тут, это надо просто видеть. Уже за такое отношение к живым мертвецам Фульчи достоин титула их короля.

    В целом фильм производит странное впечатление - с одной стороны он мне очень понравился (по настоящему крутой зомби-фильм), но с другой у фильма есть ряд серьезных недостатков. Весь сюжет в общем подчинен одной идее - показать как можно больше зомби и различного рода зверских убийств. Так что можете сразу судить, стоит ли вам это смотреть. Можно сказать, что это экстракт фильмов о зомби с преувеличенными как положительными, так и отрицательными качествами. Например сцена единоборства акулы и зомби никак не влияет на сюжет, но насколько она интересна и впечатляюща! (Идею сцены Фульчи почерпнул из фильма о Джеймсе Бонде "Шпион, который любил меня"). Я даже слабо себе представляю, как поставить такую сложную с технической точки зрения сцену. Ну и конечно Фульчи не был бы самим собой, если бы в фильме не было какой-нибудь зверской сцены с выкалыванием глаз. И такая сцена есть - жертвой в ней является жена Менарда (ее играет Ольга Карлатос), которую зомби, ухватив за волосы, медленно притягивает к здоровой дверной щепке (дверь расколотил тоже зомбяк), и прямо нанизывает ее глаз на торчащую деревяшку. От этой сцены у меня прямо мурашки по коже пошли (ха, для меня и лекарства какие-нибудь в глаза закапать огромная проблема, а тут так зверски глас выкалывают). Что еще интересно, фильм не только кровав и жесток, но в нем есть и соответствующая зомбяшная атмосфера. И это в общем радует.

    Бюджет этого фильма был суммирован от трех независимых кинокомпаний, и был довольно мал. Сценарий для фильма написала Элиза Бриганти (Elisa Briganti) (при помощи вечного участника проектов Фульчи Дардано Сачетти, который не указан в титрах), и ее в основном вдохновили фильмы как "Я прогуливался с зомби"(I walked with a zombie), "Остров вуду"(Voodoo island) и "Ходячие мертвецы"(The walking dead) (по официальной версии, хотя мне кажется что метод убийства зомби четко выдает еще одного вдохновителя - "Ночь живых мертвецов"). А название, связывающее фильм с трилогией Ромеро вызывает в среде фанатов разные предположения. Все прекрасно понимают, что это не сиквел "Рассвета мертвых", однако финал фильма заставляет предположить, что это его приквел, т.е. предыстория всей ромеровской трилогии.

    Итог - фильм смотрелся просто великолепно, на одном дыхании. Это настоящая классика зомби! Но я сомневаюсь, что людям, не любящим кровавой резни и вырывания внутренностей он понравится, ведь именно на этом фильм и основан. Атмосфера наполненного зомбями острова есть, но она все же находится на втором плане. Кроме того это малобюджетка, и местами это заметно (хотя и никак не отразилось на спецэффектах). Всем поклонникам ходячих трупов - СМОТРЕТЬ! Остальным по вкусу.

    Комментарий Андрея Исканова:

    Стоит отметить, что как всегда у Фульчи, Зомби делались в жутко нервозной обстановке, ибо маэстро имел привычку крыть крутым итальянским матом, тех кто не понимал его с первого раза. Тем не менее, как только съемки были окончены, Фульчи объявил своей команде, что они только что сделали классику фильмов ужаса и что фильм не может быть успешным, если он не сделан в атмосфере сильной нервной напряжённости. Финал фильма снимался почти одновременно с прологом, на натуре в Соединённых Штатах, где Фульчи работалось труднее чем под водой с акулой. Денег как всегда не хватило, и для финальной, спешно снимаемой сцены, прохода зомби по мосту, над оживлённой автострадой мегаполиса, режиссёр заставил встать в кадр всех свободных от работы членов собственной группы.

    Грим (кстати говоря, на взгляд профи, довольно грубый, ибо в паре крупных планов отчетливо видны белые полосы не растушеванной белой пасты, на шее одного из мертвецов) был на скорую руку сделан Джино прямо в автобусе группы. А затем, съемка была произведена почти скрытой камерой, что-бы не платить больше ни цента за занимаемую аппаратурой территорию. По команде Фульчи, статисты побрели вдоль моста, все спиной к камере, ибо у большинства из них грима на лице вообще не было! В заключении рассказа о фильме "зомби" стоит наверное привести целиком цитату самого Фульчи о собственном творчестве:

    "-Будучи Католиком, разве Вы не верите в Добро и Зло.

    -Это может казаться странным, но я более счастлив чем кто-то, подобный Луису Бунюелю, кто говорит, что он ищет Бога. Я нашел Его в страданиях других, и мое мучение большее чем у Бунюеля. Поскольку я понял, что наш Бог - это Бог страдания. Я завидую атеистам; они не имеют всех этих проблем. Истинно, что все мои фильмы являются ужасно пессимистическими. Но юмор и трагедия всегда присоединяются, так или иначе, к пессимизму. Если они подчеркивают трагическую сторону вещей, это может иметь смешной эффект. Суммируя, всё выше сказанное, срежиссировав так много комедий, когда я начал мою кинокарьеру, оказывается, очень полезным для моего истинного кино. Кино Фантастического."

    

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов