Hammer House of Horror / Дом ужасов Хаммера

О британской киностудии Хаммер можно говорить долго и интересно, через слово вставляя восторженные эпитеты. Собственно, у Смерти на сайте присутствует довольно подробное повествование об этом шедевре британской кинопромышленности. К сказанному добавлю лишь тот факт, что в 1980 году, стараниями Джека Гилла (Jack Gill) на телевизионные экраны вышел один из самых удачных (на мой взгляд) ужасняцких сериалов. Тринадцать ничем не связанных между собой серий сейчас невольно вызывают ассоциации с "Мастерами ужаса". И мне думается, это сравнение идет не в пользу последних. До России "Хаммеры" докатились значительно позже, показаны были глухой ночью по НТВ и мне не удалось тогда посмотреть все серии, но те, что я увидел были понастоящему страшными. Сейчас, конечно, впечатления уже не те, но даже трезвым и "натренированным" взглядом сериал смотрится великолепно. Итак, начнем.

  • Эпизод 1
  • Witching time
  • Время ведьмовства
  • впервые показан 13 сентября 1980
  • Режиссер: Don Leaver
  • В ролях: Jon Finch, Patricia Quinn, Prunella Gee
  • Жизнь Дэвида Уинтера (Джон Финч) плавно идет под откос. В прошлом талантливый композитор, получивший не одну награду за музыку к фильмам ужасов, теперь находится в глубочайшей депрессии. Работа идет из рук вон плохо, пристрастие к алкоголю сильно бьет по рассудку, а любимая жена Мэри (Прунелла Джи) изменяет с лучшим другом. Единственная радость принять хорошую дозу антидепрессантов и прогуляться во дворе с верной собачкой. В одну из таких прогулок разразилась страшная гроза, и Дэвид укрылся в сарае, где с удивлением обнаружил привлекательную молодую женщину, Люсинду Джессап (Патриция Куинн). После недолгих расспросов она сообщила, что является ведьмой, и сбежала в наше время из 17-го века от цепких лап инквизиции. Все попытки Дэвида убедится в реальности таинственной гостьи ни к чему не приводят. Из запертой комнаты она словно растворяется, каких-либо следов ее пребывания не остается, да и вообще оказывается, что в тот день не было грозы

    Эта серия не открывала абсолютно ничего нового даже в восьмидесятом году. Типичная история про ведьм с намеком на мистическую загадку. Плюс к этому совершенно предсказуемый, я бы даже сказал банальный финал. Нельзя сказать, что получилась ерунда, просто весь сериал в целом на несколько голов выше. Можно считать, что этот эпизод своего рода предисловие к грандиозному действию. Моя оценка 3 из 13.

  • Эпизод 2
  • The Thirteenth Reunion
  • Тринадцатое воссоединение
  • впервые показан 20 сентября 1980
  • Режиссер: Peter Sasdy
  • В ролях: Julia Foster, Gerrard Kelly, Warren Clarke
  • В городе появилась новая организация "Мысли стройно", предлагающая всем желающим за чисто символическую плату избавиться от лишнего веса. Рут (Джулия Фос-тер), журналистке женской полосы популярного журнала, предлагают написать об этой компании статью. В конце концов, о чем еще мечтает каждая женщина, как не о похудании! Записавшись в группу, Рут обнаруживает мягко говоря странные методы ведения занятий. Инструктор орет благим матом на пришедших, называя их жирными коровами, отвратительными свиньями и вообще никому не нужными кусками сала. Правда одному из группы, Бэну (Уоррен Кларк), с которым Рут довольно близко сошлась, инструктор посоветовал есть все подряд, не заботясь ни о чем. Главное принять после еды волшебную таблетку. Дескать, выпил пилюлю и жир растворился. Бэн так и сделал, но в тот же вечер, возвращаясь на машине домой, он встретил на дороге... себя. И естественно разбился. Дальше больше. Хоронили тело в закрытом гробе, причем руководство кладбища отстранило от этой работы гробовщика, Эндрю (Джерард Келли), который, собственно, и должен был этим заниматься. Оказывается, это уже не первый случай подобных странных похорон. А параллельно в СМИ стали появляться сенсационные сообщения о хирурге, который творит чудеса. Слухи утверждают, что он может пересадить вместо поврежденной конечности абсолютно здоровую. В ходе журналистского расследования Рут выясняет, что между загадочной смертью и таинственным доктором существует взаимосвязь. Придя на прием к этому хирургу, она с ужасом узнает всю подноготную этих организаций.

    Сюжет серии интересен не столько основной, вышеописанной, линией, сколько своими ответвлениями. Где-то к середине эпизода я основательно подзабыл начало, постоянно переключаясь на новые загадочные повороты. Но в конце наступает долгожданный тупик, который и вносит окончательную ясность, отметая все "ненужные" части сюжета. К слову, концовочка бодренькая. Не часто в кино восьмидесятых годов встречаются такие. С визуальной стороны здесь все выполнено довольно просто (как, впрочем, и во всем сериале), но это нисколько не портит впечатления. (Хотя глюки Бэна за рулем просто великолепны). Главное в этой серии ожидание страшного. Непосредственно страшного толком и нет, но ожидание смерти, как известно, хуже самой смерти. Отличная серия, ее можно смело демонстрировать друзьям и знакомым как образец добротного ужастика. Ставлю 12 из 13.

  • Эпизод 3
  • Rude Awakening
  • Грубое пробуждение
  • впервые показан 27 сентября 1980
  • Режиссер: Peter Sasdy
  • В ролях: Denholm Elliott, James Laurenson, Lucy Gutteridge
  • К Норману Шенли (Денхолм Элиот) в небольшое агентство по торговле недвижимостью приходит клиент (Джеймс Лоуренсон), желающий продать загородный особняк. Старая добрая тетушка изволила отдать Богу душу, а племяннику наследство в виде дома. Предприимчивый молодой человек не стал заморачиваться и решил попросту продать эту рухлядь, единственная проблема он не знал адреса, но подробно начертил схему, как туда проехать. Норман, пофлиртовав с секретаршей (Люси Гаттеридж), типичной блондинкой, помчался к особняку. Карта-схема оказалась весьма точной и вскоре он уже парковал машину возле въезда во двор. Рядом с воротами, что примечательно, стояла красная телефонная будка. Внутри наблюдались все признаки заброшенности. Сантиметровый слой пыли украшает мебель, а дверные проемы затянуты паутиной. Прогуливаясь по дому, Норман вдруг услышал механический голос, доносящийся из недр лифта в стене, через который обычно спускают вниз грязное белье. Голос интересовался, зачем мистер Шенли убил свою жену. Вопрос повторился несколько раз, после чего дверца люка открылась и на пол выпало тело. Норман проснулся в холодном поту. Жена, целая и невредимая, лежала рядом. На работе та же любвеобильная секретарша, только в этот раз одетая как женщина-вамп. Про клиента она естественно ничего не знает, и все прошлые события можно было смело считать кошмарным сном, если бы не бумажка с картой-схемой, обнаруженная в кармане. Терзаемый смутными сомнениями, Норман мчится по знакомой тропе, но обнаруживает лишь пустое поле за воротами и до боли знакомый красный телефон-автомат, который в аккурат к этому моменту начал звонить. Из трубки донеслись привычные слова: "Зачем Вы убили свою жену?", после которых Шенли опять проснулся.

    Фактически, вся серия построена на бесконечных пробуждениях главного героя, что может навеять ассоциацию с "Днем сурка" (снятым тринадцатью годами позже). Однако же каждый новый сон представляет собой совершенно новый кошмар. Секретарша появляется в разных фетиш-образах, с героем творятся все более и более жуткие вещи и лишь странный голос остается неизменным. Приятно радует финал всего этого сумасшествия, во многом очевидный, но все равно приятный. Для сериала становится характерным отсутствие хэппи-энда. Эдакий фирменный стиль. В целом блеск. От начала и до самой последней минуты. Я оценил этот эпизод в 9 баллов из 13.

  • Эпизод 4
  • Growing pains
  • Растущая боль
  • впервые показан 4 октября 1980
  • Режиссер: Francis Megahy
  • В ролях: Barbara Kellerman, Gary Bond, Matthew Blackstad
  • Тэренс Мортон (Гарри Бонд) преуспевающий ботаник, разрабатывающий революционную протеиновую пищевую добавку, благодаря которой обычные кролики значительно прибавляют в весе. По мнению Тэренса это может избавить мир от голода, ведь накормить целую семью теперь сможет всего один кролик! Первые опыты (естественно неудачные) прошли на кролике по кличке Хорас, который скончался в страшных муках. Неудачный образец добавки под грифом "яд" был убран на полку. Но однажды ночью сын Тэренса, Вильям, приходит в лабораторию и нагло поедает запрещенный продукт. Его мучительная смерть завершает вступительную часть этой серии. Убитая горем мать, Лоренс Мортон (Барбара Келлерман), берет из приюта приемного сына, одного с Вильямом возраста. Юный Джеймс (Мэттью Блэкстэд) радует окружающих своими манерами, слывет круглым отличником и пай-мальчиком. Единственная странность он не расстается со своим плюшевым кроликом, которого зовет Хорес. Поселившись в особняке Мортонов, Джеймс оказывается в центре загадочных событий, в совершении которых обвиняют именно его. Вот, собственно, и все. Перед написанием этого обзора я специально пересмотрел этот эпизод еще раз в надлежащей обстановке (ночь, тишина, зловещее завывание ветра), но все равно не углядел здесь ничего ужасняцкого. Более того, я не углядел здесь вообще ничего. Как ни старался режиссер показать ужасы, демонстрируя то вышедшую из-под контроля машину, то кровь из плюшевой игрушки, то червяков в мясе, у него ничегошеньки не вышло. На экране разворачивается мексиканский сериал про несчастную жизнь десятилетнего мальчика, заброшенного родителями. Может быть налет романтизма кому-то и понравится, но я был крайне разочарован и присудил серии низший балл 1 из 13. Хоть убейте не понимаю, почему кадр именно из этой серии украшает обложку всего сериала

  • Эпизод 5
  • The house that bled to death
  • Дом, истекший кровью
  • впервые показан 11 октября 1980
  • Режиссер: Tom Clegg
  • В ролях: Nicholas Ball, Rachel Davies, Emma Ridley, Joanne White
  • Одним тихим ничем не примечательным вечером старик убивает свою старушку. Сначала подсыпает ей что-то в чай, а потом (для верности) снимает со стены здоровенный нож и делает, что называется, "контрольный выстрел". Долгие годы дом, в котором произошло это преступление, безнадежно пустовал. Наконец, когда цена снизилась до минимума, дом купила молодая семья Вильям (Николас Болл), Эмма (Рэйчел Дэвис) и их дочь София (большую часть эпизода ее играет Эмма Ридли, а потом, немного повзрослевшую, Джоанна Уайт). Практически сразу после переезда их начинает преследовать загадочная чертовщина. То кран подачи газа самостоятельно включается, то кровь течет из стены Правда кровью оказывается обыкновенная ржавчина, а в трубах уже давно нет газа, но зачастившая в гости странноватая соседка Джин (Пэт Мэйнард) рассказывает о произошедшей в этом доме трагедии и чертовщина обретает новый оттенок. Сначала обнаруживаются те самые ножи, потом погибает любимая кошка дочери, и чем дальше в лес, тем толще партизаны. Естественно, под подозрение попадает сама Джин, ибо все странности происходят исключительно при ее появлении. Если бы все было так просто Вот посмотрел я эту серию и понял: Хаммер это не просто студия, Хаммер это сила. Молот он и есть молот. Сериал буквально пробивает себе дорогу на вершину ужасняцкого олимпа. И этот эпизод один из мощнейших ударов. Нет, я понимаю, что расхваливаю буквально каждую серию, да и по большому счету этот выпуск далеко не идеален (на 7 баллов из 13), но здесь удар по-настоящему сильный. Именно "хаммеровский". Как и "Дети полной луны" (описание позже), этот выпуск идет в родном для этой студии ключе. Они взяли старый всем известный сюжет и показали посвоему. Вряд ли кто-то станет спорить, что это получается у них плохо. Вот есть тут какая-то особая атмосфера, изюминка если хотите. Отчасти мой восторг вызван тем, что эта серия идет после нестерпимо скучной предыдущей, но думать об этом не хочется. Забудем прошлую как страшный (вернее тоскливый) сон и внимательно посмотрим на текущую. Первое, что бросается в глаза это литры крови. Любители багровых фонтанов будут довольны. По-моему, весь кетчуп, закупленный на сериал, был вылит именно здесь. Во-вторых, не может не радовать изощренный сюжетный ход. И дело здесь даже не в фирменной концовке (хотя и она присутствует), а в их сочетании. В этом эпизоде наличествуют две концовки, причем если первая была интересной, то вторая стала для меня по-настоящему неожиданной. Заранее хочу попросить прощения у зрителей, которые не разделят моего щенячьего восторга по отношению к этой серии, но я не мог не поделиться своей радостью. Такие фильмы буквально украшают нашу "ужасную" жизнь!

  • Эпизод 6
  • Charlie Boy
  • Чарли
  • впервые показан 18 октября 1980
  • Режиссер: Robert Young
  • В ролях: Angela Bruce, Michael Culver, Michael Deeks
  • Три брата Майкл (Майкл Кульвер), Грэм (Лей Лоусон) и Фил (Майкл Дикс) одержимы идеей создать свою собственную кинокомпанию под не хитрым названием MGP (по первым буквам их имен). Старший брат, Майкл, в красках расписывал все преимущества этого предприятия, призывая братьев поскорее накопить денег на их семейный бизнес. Вскоре, при довольно странных обстоятельствах, гибнет их богатый дядя Джек и троим племянникам отходит по наследству кругленькая сумма. Сара (Анжела Брюс), подруга Грэма, прихватывает в счет наследства старинную куклу, с которой по легенде совершались обряды Вуду. Куклу назвали Чарли, поставили на полку и забыли. Грэм радостно вбухал свою часть денег в будущую компанию и побежал к братьям за оставшейся суммой. Однако же Майкл изволил передумать и, переманив на с вою сторону Фила, отказал в выплате средств. Грэм остался ни с чем. Деньги ему никто возвращать не собирался, мечта детства канула в лету, поэтому он, движимый праведным гневом, обратился к кукле. Вкратце ознакомившись с обрядом, он выяснил, что достаточ-но ткнуть ножом в фотографию обидчика, затем всадить этот нож в куклу и вскоре обидчика не станет. Грэм откопал старый фотоснимок, истерзал на нем лицо Майкла и от всей души воткнул нож в Чарли. На следующий день Майкл погиб от несчастного случая. Казалось бы, пей да гуляй, пой да танцуй, но не тут-то было. Вслед за Майклом гибнет Фил, а Грэм обнаруживает, что на том фотоснимке были изображены оба его брата, служанка дяди Джека, любимая подруга Сара и он сам. Идеальная во всех отношениях серия, оцененная мной в 13 баллов из 13. Финал эпизода как всегда на высоте, об этом даже и говорить не стоит, да и сама сюжетная развязка потрясла меня до глубины души. Это сейчас подобные попытки избежать неминуемой гибели навевают ассоциации с "Пунктом назначения", но тогда, в детстве, я переживал за героев, вцепившись зубами в подушку. Думаю, хватит уже восторженных эпитетов, ибо словами невозможно передать всей прелести этого эпизода. ЭТО НАДО ВИДЕТЬ!

  • Эпизод 7
  • The Silent Scream
  • Тихий крик
  • впервые показан 25 октября 1980
  • Режиссер: Alan Gibson
  • В ролях: Peter Cushing, Brian Cox, Elaine Donnelly
  • Чак (Брайан Кокс) только что вышел из тюрьмы. Полный надежд и уверенный в собственных силах, он возвращается домой, дав себе клятву, что никто и никогда больше не посадит его в клетку. Его жена Энни (Элейн Доннелли), вопреки досужим сплетням, дождалась мужа и устроила ему радостную встречу. Жизнь начинает налаживаться, жители их городка дружелюбно встречают бывшего уголовника, а владелец местного магазина для животных, престарелый Мартин Блюйек (Питер Кашинг), даже предлагает ему работу. Оказывается, любитель животных активно трудится над созданием универсального зоопарка, в котором животные сидят в открытых клетках. Выход наружу им преграждает специальное силовое поле, испепеляющее все, что пытается проникнуть через него. Мистер Блюйек собирается покинуть город на несколько дней и предлагает Чаку последить за животными за щедрое вознаграждение. И так как выбора особенно нет, Чак соглашается. В погоне за легкой добычей, он и представить себе не мог, что сам станет подопытным кроликом сумасшедшего старика. Что можно сказать об этом эпизоде? Блестяще, как и положено. С каждым разом Хаммеры затрагивают все новые и новые аспекты человеческого страха. Все мы боимся чего-то, это ни для кого не секрет. Помнится, Клайв Баркер в одном из рассказов "Книги крови" отдельно рассматривал концепцию индивидуального подхода к страху. В данном случае Чак фактически попал в клетку, хотя больше всего на свете боялся этого. Сложно понять мотивы человека, проводящего подобные опыты, но переживания героя понятны любому. Даже небольшой налет фантастики не портит ощущения присутствия рядом с Чаком, хотя подобного рода технические новинки смотрятся правдоподобнее различных монстров. Иными словами, Алану Гибсону удалось затронуть совершенно иную область страха, нежели его коллеги в других сериях. Да и в целом фильмы ужасов не часто балуют нас данной темой. Еще реже это получается удачно. Здесь же все превосходно. И не-ожиданные повороты сюжета, и фирменный финал и даже мораль (!), что не может не удивить. Оценил я этот эпизод десятью баллами из тринадцати, что вносит его в пятерку лучших серий "Дома ужасов Хаммера".

  • Эпизод 8
  • Children of the full moon
  • Дети полной луны
  • впервые показан 1 ноября 1980
  • Режиссер: Tom Clegg
  • В ролях: Christopher Cazenove, Celia Gregory, Diana Dors
  • Молодая супружеская пара решает провести медовый месяц в деревенской глуши, подальше от цивилизации. Но на половине пути к сельскому раю их машина, как водится, теряет управление и жизнь новобрачных висит на волоске. К счастью Том (Кристофер Казенов) не растерялся и сумел предотвратить катастрофу, сохранив себя и свою дражайшую супругу Сару (Селия Грегори). Правда, машина сбилась с намеченного курса и заглохла посреди леса. Деваться особо некуда, посему молодожены отправляются пешком вперед по лесной тропе. Спустя некоторое время им на глаза попадается старинный особняк. Хозяйка, миссис Арбой (Дайана Дорс) любезно приглашает гостей в дом, предоставляя к их услугам телефон для вызова помощи, а также полный рацион блюд и напитков. Тронутые заботой супруги решают остаться в особняке на ночь, ибо буксир сможет забрать их машину только с утра. Миссис Арбой выделила им самую шикарную комнату в доме, попросив лишь о маленькой услуге молодые не должны покидать ее всю ночь. Это якобы вызвано тем, что в доме живут еще восемь очаровательных детишек, а так как гости в лесной глуши появляются не часто, то новые люди могут сильно напугать малышей. К слову, детишки и в самом деле имеются, но выглядят они скорее заинтересованными, нежели напуганными. А одна из них даже зачем-то сфотографировала Сару. В добавок, Том попытался вернуться к машине и забрать вещи, но столкнулся в лесу с каким-то агрессивным животным, которое потом долгое время пугало округу жутким воем Не сочтите за жуткий спойлер, но на мой взгляд даже из названия понятно, что речь в этой серии идет об оборотнях. И как я уже ранее обещал, довольно своеобразно. Это не просто обыкновенная история о диком звере, кусающем невинную жертву, превращая ее в себе подобного мутанта. У Хаммеров получилось хитрее, любопытнее и даже где-то оригинальнее прочих историй. Занимая в общей массе сериала третье место с 11-ю баллами из 13, этот эпизод заставляет по-новому взглянуть на мир, так блестяще представленный "Воем" и "Американским оборотнем". Нет нужды отдельно выделять концовку, впрочем как и весь сюжет целиком (это уж точно будет спойлером). Думаю, это просто надо увидеть, дабы расширить представления о вервольвах.

  • Эпизод 9
  • Carpathian eagle
  • Карпатский орел
  • впервые показан 8 ноября 1980
  • Режиссер: Francis Megahy
  • В ролях: Anthony Valentine, Suzanne Danielle, Pierce Brosnan
  • Честно говоря, очень сложно писать обзор на эту серию. Первоначально я даже собирался ее пропустить, ограничившись парой фраз, но да ладно. Попробую. Писательница Натали (Сюзанна Дэниел) работает над новой книгой по мотивам местной "городской легенды" - Карпатский орел. Молва утверждает, что эта птица принимает облик молодой девицы, соблазняет мужиков и крошит их в постели специальным ножом. И кто бы мог подумать убийства начали происходить на самом деле. Писательница вместе с бравым полицейским Клиффом (Энтони Валентайн) начинают идти по кровавому следу, пока наконец судьба не сводит их вместе в одной постели. Ничего не напоминает? Я подскажу "Основной инстинкт". Но мое недовольство вызвано не схожестью сюжетов, а тем, что Голливудский шедевр был снят на 12 лет позже этой серии. Либо оба этих фильма базировались на одной и той же легенде, либо америкосы сперли идею. Но оставим эту тему специалистам, попробуем проанализировать данный британский шедевр. Начну с минусов основная сюжетная линия снята довольно просто. Я бы даже сказал неграмотно. Дело в том, что половину эфирного времени занимает детективное расследование полицейского, мы видим несколько основным подозреваемых, которые в равной степени могли бы совершать преступления. И это было бы довольно интересным, если бы нам в самом начале серии не показали лицо убийцы. Зачем они это сделали? Вот, мол, вам убийца, а мы пока представим остальных действующих лиц Детский сад, честное слово. Не смотря на это, серия не провальная. На 4 из 13. В ней присутствуют довольно ощутимые плюсы. Во-первых, финал, который приятно отличается от Голливудского. Если "инстинкт" был слизан, то не понятно, почему поменяли концовку. Во-вторых, если пропустить появление убийцы в начале фильма, то получается весьма отменный мистический детективчик, наполненный загадочными исчезновениями, подозрениями и недомолвками. Ну и в-третьих, в эпизодичных ролях здесь снялись Пирс Броснан и Морган Шеппард (он играл злобного дядюшку Эльвиры). Лично мне всегда приятно увидеть известных актеров в ранних ролях. Приговор: заурядный эпизод, который наверняка был шедевральным до 92-года.

  • Эпизод 10
  • Guardian of the Abyss
  • Хранитель бездны
  • впервые показан 15 ноября 1980
  • Режиссер: Don Sharp
  • В ролях: Ray Lonnen, Rosalyn Landon, John Carson
  • Таинственная секта собирается принести в жертву невинную девушку, дабы пробудить ото сна великого Абисса. Однако обряд имеет несколько жестких условий, главным из которых является добровольный приход жертвы к алтарю. Но девушка явно пришла не по своей воле, посему обряд терпит неудачу. В процессе ритуала она просто сходит с ума, посмотрев в таинственное черное зеркало, через которое и должен был вылезти могучий демон. Тем временем коллекционер антиквариата Майкл (Рэй Лоннен) со своей подругой приобретают на аукционе за бесценок точную копию того черного зеркала. Практически сразу же объявляется странный товарищ, желающий выкупить у них это сокровище за крупную сумму. Заподозрив неладное, Майкл решает поподробнее узнать об этом зеркале, дабы потом продать за его реальную стоимость. На пути домой к нему под колеса машины бросается Элисон (Розалин Лэндон), которая только что сбежала от сектантов и слезно просит о помощи. Благородный Майкл с радостью берется помочь незнакомке, не догадываясь о могуществе древнейшей секты и ее божества. Со всей ответственностью могу сообщить, что этот эпизод последний ерундовый в сериале (2 из 13). И в этом ее единственный плюс. Сознание того, что оставшиеся три серии не будут такими убогими, делает возможным просто-напросто забыть этого Абисса со всеми его сектантами. В принципе, для полноты картины эта серия была необходима. Ведь каждый из 13 выпусков затрагивает различные ужасняцкие клише, посему без вызова демона обойтись было нельзя. Но реализовано это крайне неудачно. Даже коронный финал не выглядит так остро, как должен был. Скорее логичное завершение. На что здесь, пожалуй, стоит обратить внимание так это на игру актеров. Рэй Лоннен в буквальном смысле источает обаяние, так что расплывающихся перед ним красоток можно понять. Однако же одним актерским талантом нельзя вытянуть откровенно слабый сюжет. Тем более, что тема такая богатая Приговор обычная серия, ничем не выделяющаяся из массы таких же "оккультных". Если смотреть сериал выборочно, то можно смело пропустить этот эпизод.

  • Эпизод 11
  • Visitor from the Grave
  • Посетитель из могилы
  • впервые показан 22 ноября 1980
  • Режиссер: Peter Sasdy
  • В ролях: Kathryn Leigh Scott, Simon MacCorkindale, Gareth Thomas
  • Однажды ночью в дом к Пенни (Кэтрин Лей Скотт) ворвался незнакомец (Стенли Лебор) и начал требовать деньги, якобы выданные в долг ее мужу, который в эту ночь как раз отбывал на работе ночную смену. Ясное дело, что Пенни ничего не знает об этих деньгах. Тогда гость попытался забрать долг натурой, но хозяйка оказалась не из робкого десятка и, вытащив из шкафа ружье, жахнула в мерзавца из обоих стволов. Гость рухнул на пол, а Пенни в обморок. На утро, когда ее драгоценный супруг Гарри (Саймон МакКоркиндейл) соизволил вернуться домой, тело загадочным образом исчезло, оставив правда на полу и стенах кровавые следы, которые уходили на улицу и дальше в лес. Именно там Гарри нашел его тело и, не долго думая, закопал. Машину гостя он скинул в болото, а всю кровь тщательно вымыл. Дело в шляпе, теперь никакая полиция ни о чем не догадается, главное убедить Пенни сохранять спокойствие и заставить ее забыть о произошедшем. И все бы ничего, но вот покореженная незапланированным убийством психика начала выдавать сюрпризы Пенни стала повсюду видеть своего убиенного. Идут они с мужем в магазин его отражение мелькает в витрине. Идут на вечеринку он во фраке разливает гостям напитки. И так далее, до тех пор, пока Пенни совсем не отчаялась и начала верить в то, что убитый ею человек вовсе не мертв. Режиссер Питер Сэсди, блистательно снявший второй и третий эпизоды этого сериала, явно начал сдавать. В общем списке эта серия получает лишь 5 баллов из 13. Главное, что обидно в этом выпуске есть все, что должно быть. И интрига, и напряжение и любопытные сюжетные повороты, но все-таки чего-то не хватает. Отчасти портит впечатление финал. Он конечно же фирменный, но уж больно предсказуемый. Видимо, Сэсди догадывался об этом, поэтому в последнюю секунду попытался подлить масла в огонь, добавив своеобразный "финал в финале", но вышло уж совсем наивно. Тем не менее, серия явно имеет право на существование и достойно представляет Хаммеров на международный суд любителей ужасов.

  • Эпизод 12
  • The two faces of evil
  • Два лика зла
  • впервые показан 29 ноября 1980
  • Режиссер: Alan Gibson
  • В ролях: Anna Calder-Marshall, Gary Raymond. Paul Hawkins
  • По безлюдной лесной дороге едет дружная семья в составе мама-папа-сын. Ближе к вечеру небо затянули тучи и разразилась страшная гроза. С трудом справляясь с управлением в условиях плохой видимости, глава семьи Мартин (Гэри Рэймонд) чуть не сбил одиноко стоящего на дороге человека в желтом дождевике с капюшоном, плотно закрывающим лицо. Решив, что этот человек просто голосует, Мартин сажает его в свою машину. Но далеко уехать не удалось. Промямлив что-то нечленораздельное, незнакомец вцепился в лицо водителю правой рукой, на безымянном пальце которой у него располагался отвратительный коготь. Машина теряет управление и терпит аварию. Жанет (Анна Алдер-Маршал), супруга Мартина, приходит в себя в больнице. Оказывается, ее сын Дэвид (Пол Хокинс) в полном порядке и дожидается маму в приемном покое, а вот мужу не повезло. Он в тяжелейшем состоянии и врачи борются за его жизнь. Полиция нашла рядом с машиной еще одно тело, которое, предположительно, и принадлежит попутчику. Но в лицо трупу Жанет глядеть не захотела, а правую руку, как назло, найти не удалось. Выйдя из больницы, не дожидаясь выписки, Жанет с сыном поселяются в арендованном домике неподалеку, дожидаясь скорейшего выздоровления папы. И случается чудо. Вскоре врачи привозят Мартина, изрядно помятого, но живого. У него плохо работают руки, ходит он с трудом, а главное у него пока не работают голосовые связки, так что говорить он не может. Но радость от возвращения любимого мужа полностью затмевает Жанет и она не обращает внимания на эти недостатки. Однако же, вскоре она начинает замечать за Мартином странные вещи, которые ее откровенно пугают, и возникает вопрос является ли ее вновь обретенный муж тем, за кого себя выдает? Помню, когда в детстве смотрел эту серию по телевизору, у меня не хватило духу досидеть до конца. Утром мама рассказала мне финал и я только обрадовался, что не видел его. Страшно было до чертиков. Сейчас естественно тех ощущений нет, но ностальгия приятно сердце теребит. Серия получает 8 баллов из 13 не из-за того, что она не очень хороша, а только лишь потому, что высшие оценки уже заняты. Здесь, также как и в "Безмолвном крике" рассматривается немного иная сторона страха, нежели в остальных сериях, и в этом полностью заслуга Алана Гибсона, благо именно он и снял оба этих эпизода. И хотя сюжет не блещет оригинальностью, он преподан так умело, что я до сих пор пугаю окружающих во время посиделок у костра именно этой историей.

  • Эпизод 13
  • The mark of Satan
  • Знак Сатаны
  • впервые показан 6 декабря 1980
  • Режиссер: Don Leaver
  • В ролях: Peter McEnery, Georgina Hale, Emrys James
  • Эдвин (Питер МакЭнери) работает санитаром в морге. Как-то раз к ним в больницу поступает тело безумца, покончившего с собой, просверлив дрелью себе висок. Врачи попытались спасти угасающую жизнь, но человек изрек "Оставьте мою душу в покое" и благополучно отдал Богу душу. Эдвину поручили зашить тело после вскрытия и поместить в девятую ячейку. А в начале дня ему заплатили за прошлую неделю девять фунтов, хотя должны были шестнадцать. Размышляя об этом, Эдвин уколол себе палец, впустив тем самым в себя порцию трупного яда. Коллеги конечно же обработали рану, но не проник ли в кровь помимо яда так называемый "вирус безумия"? Эдвин вдруг начинает осознавать, что девятки окружают его со всех сторон. Номер его дома, номер машины, порядковые номера букв его имени и даже номера глав и стихов из Библии, читаемые священником, - сплошь одни девятки. Число зверя, помимо очевидного превращения в девятку переворачиванием, дает также в сумме 18, что опять-таки девять. Эдвин подозревает, что вокруг него плетутся какие-то зловещие интриги, по радио серди помех можно услышать их тайные переговоры и практически все его окружение, включая соседку с младенцем (привет Лавкрафту), состоит в этом кошмарном заговоре, одной из целей которого является жертвоприношение ребенка. Странно, что этот эпизод не стоит девятым в общем списке, хотя и получает 6 баллов из 13, что тоже можно счесть девяткой :). Если серьезно, то эпизод, конечно же, хорош. Логично завершая демонстрацию поджанров безумием, одержимостью и священниками, Хаммеры выдалбливают жирную точку в своем повествовании. Не оставляя после себя ни сожаления о потраченном времени, ни боли от надежды на продолжение, "Дом ужасов" заслуживает шквал аплодисментов за умелый подход к делу. Но вернемся к эпизоду. Плавное превращение главного героя из лопуха в параноика показано как нельзя лучше. Девятки поданы действительно умело. Не так, что он вышел во двор, а там вдруг на асфальте кто-то нарисовал мелом закорючку, похожую на 9. Здесь мы видим именно то, что называют роковым совпадением. Эдак и в самом деле можно свихнуться, если придавать значение всем цифрам, которые встречаются на пути. Надо отметить, что Эдвин поступает крайне логично в рамках своего безумия, что тоже приятно радует. Хотя вновь немного сдает финал, который в силу заранее известного отсутствия хэппи-энда выглядит довольно предсказуемым.

  • Эпилог
  • Усердно раздавая оценки просмотренным сериям, я выстраивал их в порядке уменьшения моего интереса к ним. Теперь можно смело подвести итог, разбив сериал на три категории:



    1. Эпизоды, которые обязательно надо увидеть.

    CHARLIE BOY реж. Роберт Янг

    THIRTEENTH REUNION реж. Питер Сэсди

    CHILDREN OF THE FULL MOON реж. Том Клегг

    SILENT SCREAM реж. Алан Гибсон

    RUDE AWAKENING реж. Питер Сэсди

    TWO FACES OF EVIL реж. Алан Гибсон



    2. Эпизоды, которые неплохо бы глянуть.

    HOUSE THAT BLED TO DEATH реж. Том Клегг

    MARK OF SATAN реж. Дон Ливер

    VISITOR FROM THE GRAVE реж. Питер Сэсди

    CARPATHIAN EAGLE реж. Френсис Мегай



    3. Эпизоды, которые можно не смотреть.

    WITCHING TIME реж. Дон Ливер

    GUARDIAN OF THE ABYSS реж. Дон Шарп

    GROWING PAINS реж. Френсис Мегай



    К чему я сделал подобную разбивку? Дело в том, что в 1984 году блистательная студия Hammer выпустила еще один сериал "Hammer house of mystery and suspense". В нем тоже тринадцать серий, и добрую половину режиссирует Питер Сэсди, чей талант в полной мере раскрылся в "Доме ужасов". Плюс к этому, в новом сериале играют уже известные нам по первому блоку актеры, что также добавляет интереса к проекту. Правда, судя по тому, что на этом Хаммеры перестали "сериалиться", успех был не такой оглушительный, как с "Домом ужасов". Тем не менее, пока весь мир с нетерпением ждет выхода в свет второго сезона "Мастеров ужасов", британцы заранее подготовили материал для сравнения. И я практически уверен в успехе "Молота" на этом поприще. Думаю, что любители классики меня поймут и поддержат.

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов