Интервью с Андреем Искановым:

Андрей Геннадьевич Исканов. Родился в 1976 году в Хабаровске. В 1987 году начал серьёзно заниматься специальным гримом и специальными эффектами. В 1989 года начинает пробовать себя в фотографии. Тогда же он снял свой первый фотофильм (фильм сделанный в форме отдельных статичных снимков), очень "черную" комедию "Новости из морга". В 1997 году получил диплом по рекламной фотографии, в категории "Имэйджевая съемка". Неоднократно выставлял свои авторские работы на персональных выставках в России, и выставлялся за рубежом (Китай, г. Харбин).

В 1994 году имел продолжительный и неудачный опыт общения с режиссером Доном Коскарелли (автор фильмов "Фантазм") в целях получения работы в его компании "Starway international". Некоторые из дизайнерских разработок эффектов и грима А. Исканова, тем не менее, можно увидеть в фильме "Фантазм 4", без упоминания в титрах. В 1996 году работал в Гонконге, при поддержке независимого продюсера с российской стороны Д.Верхолата, над низко бюджетным gore-триллером, на основе собственного сценария в качестве сорежиссера, актера и создателя эффектов. С 1998 по 2000 годы был занят съемкой и созданием монументальной и дорогостоящей дилогии фотофильмов "Запах крови", по одноимённым романам собственного написания, которые сегодня планируется перевести в кино формат, в замороженных кадров "Взлётной полосы" Криса Маркера. Практически в то же время, был одним из отцов основателей отечественных журналов-фэнзинов "Твой соблазн" и "Клуб XXX"; работал внештатным фотохудожником газет "Аргументы и Факты - Дальинформ", "Амурский меридиан"; занимался созданием портфолио и фото тренингом для отечественных и зарубежных фотомоделей...

В 2002 году окончательно ушел на вольные хлеба. А в 2003 году Андрей Г. Исканов поставил и снял два фильма для независимого сериала "ГаллюЦиноГеНнН". "Гвозди" - социальный арт-хоррор, в стиле фильмов "Eraser head" Линча , "Liquid sky" Цукермана и "Tetsuo iron man" Цукамото. А также, "Angst" - сверхестественный, психотронный фильм ужаса отвечающий авторской концепции "фильма-сна" и посвященный ранним фильмам Ардженто и Давенпорта. (О которых сегодня и пойдет речь).

СМЕРТЬ: Что тебя побудило заниматься специальными эффектами, а затем фотографией?

ИСКАНОВ: Если в двух словах - атмосфера страны, в которой мы все тогда жили. В СССР единственной возможностью самовыражения для подростков почиталось рисование на соответствующих школьных уроках по заранее заданным темам. Вдумайтесь, какое это страшное слово "Заранее заданные" темы

Хотелось выйти за эти узкие рамки. Выпрыгнуть, превзойти, перешагнуть!

И я нашел себя в том, что не делал тогда никто. Никто, пожалуй, и не мечтал

Можете не верить, но замечательная книга Юрия Ханютина "Реальность фантастического мира" попала ко мне в руки, когда я ещё не умел читать. Я рассматривал множество иллюстраций и постеров к зарубежной кинофантастике и хоррору и мечтал.У нас такого не было. Был соцреализм. И все. А в постерах из книги Ханютина было всё, что бы взбудоражить воображение советского подростка. С этого все пошло. Точка отсчёта ясна.

СМЕРТЬ: Каким был первый толчок твоего творчества?

ИСКАНОВ: Фильм "Родственник/The kindred Стивена Карпентера и Джеффри Оброу, увиденный в 1987 году. С эффектами специального грима Мэтью Мангла и специальные существа Майкла Джона МакКрэкена Они поразили, и надолго захватил меня. И я основательно задумался о монстрах вползающих под человеческую плоть. Это впечатляло. Я понятия не имел о том, как это сделано, чем кем и где. Но я начал активно экспериментировать. Косметика, краски и клеи плюс пластилиновые модели

А ещё, пиратский видео салон. Рубль за вход. Вот каким был мой билет в мир хоррора. Без него, многое, наверное, сложилось бы иначе. Но не слишком.

Вторым моим фильмом ужаса стали "Челюсти". У меня было 40 рублей (немалые деньги по меркам среднего школьника конца 80-ых годов) и я 38 раз ходил на этот фильм. Точно помню, что не сорок раз-два рубля я все-таки на что то истратил. Вы не удивитесь, если я скажу, что знаю этот фильм наизусть?

СМЕРТЬ: Ты написал дилогию "Запах крови", которую потом превратил в фотофильм. Как ты пришел к написанию романов? Легко ли давалось написание этих вещей?

ИСКАНОВ: Я начал что-то писать, едва только научился держать ручку. Мы: перо и тетради были неразлучны. Я писал постоянно. Кажется, в пятом классе учительница литературы торжественно зачитала моё сочинение перед всем классом и с искреннем изумлением все повторяла и повторяла, что её собственно сочинение на институтских выпускных было куда как хуже.Не помню, что вдохновило меня на роман "Запах крови". Помню, что хотел сделать, что то в основе своей готическое, как роман Шарлоты Бронте "Джэйн Эйр". Это было, чуть ли не единственное, что публиковалось при Союзе из английской готической литературы.

Если говорить о хоррор-литературе то, лично я изначально учился писать её по фильмам, которые смотрел в видео салонах пиратской поры. Аналогов того, что я хотел выразить в отечественных публикациях не было и, я стал учится выражать словами визуальные зрелища.

Позднее, я решил уйти от нарочитого натурализма, предпочтя воспользоваться любимым правилом Хичкока: "Догадываться-интереснее, чем догадаться".

Не знаю, удивитесь ли вы, но эта схема отлично работает и сегодня и не требует никакого бензина кроме некоторого умственного сосредоточения.

Но моим любимым писателем был и остаётся Александр Грин. Бог литературных образов. "Как его звали? По имени? - переспросила меня как-то одна немолодая уже журналистка "Комсомольской правды" дабы процитировать в своей статье имя моего любимого писателя.

СМЕРТЬ: Я читал только первую роман "Запах крови" и охарактеризовал бы ее как литературный дарк-импрессионизм, в ней нет классически четкого и тщательно выписанного до мельчайшей детали текста, многое остается недосказанным, дается на суждение и воображение читателя, и при этом превалирует желание создать атмосферу, настроение, что так характерно для импрессионизма. И одновременно чувствуется твоя первичная (если не по времени, то по призванию) стихия - кино и фотография, отдельные выписанные кадры как бы выхватывает фотовспышка, отдельные сцены будто бы ведет камера. А как ты сам воспринимаешь свои вещи? Насколько твое внутреннее видение отличается от моего внешнего?

ИСКАНОВ: Нет - фотография здесь если и чувствуется, то не более того. Любой фотограф скажет вам, что суть фотосъемки совсем НЕ в сумме точных технических операций. Выбор камеры, чувствительность плёнки, экспозиция, мягко рисующая оптика или жестко рисующая, длиннофокусная или короткофокусная. Всё это не более чем набор технических аксессуаров и терминов. Не они делают фотографию (фото на паспорт в расчёт не принимается). Снимает не камера - снимает фотограф

Другое дело в том, что если вы профессиональный фотограф, вы постоянно общаетесь с огромным количеством самых разных людей. Это накладывает свой отпечаток-вам легче моделировать характеры и словарный запас своих героев.

Все дело в воображении. В его яркости, изощрённости или уж сами придумайте в чем.

Не знаю, помогает ли моему литературному стилю как таковому то, что я много лет провел за камерой. Неуверен. Иногда на то что бы написать пол страницы у меня уходит день мучительных раздумий (я просто сижу и перебираю свой словарный запас, рождая все новые и новые сочетания, пока не остановлюсь на том, что мне кажется наилучшим на тот момент) так что схваченная образность тут плохой помощник. Я верю в слова-ассоциации. Слова, которые работают как ключи, открывая сюжету и героям самые интимные уголки вашего воображения. Они проникают в вас, и вы начинаете видеть их едва ли не наяву, все предельно чётко и ясно.

По-моему это отличительный знак хорошей литературы. Кино, которое работает только в вашей голове и только для вас. Именно из за этой особенности слов и человеческого сознания литература обречена на бессмертие.

Вернемся к тому, как я пишу: иногда важен оригинальный взгляд на вещи, но никогда не стоит забывать про просто трудолюбие. У почти каждого хоть раз да бывают очень оригинальные мысли. Но кто, скажите, берет на себя труд записать их на бумагу?

Стоит знать, что начать роман или даже простой рассказа - самое лёгкое - самое сложное, это закончить его.

Написать, слово "кровь" или "любовь" самое простое, что можно сделать, назвавшись писателем, НО вам придется ОЧЕНЬ постараться что бы с помощью миллиона совершенно разных слов и понятий доказать читателю, что кровь и любовь действительно присутствуют в сюжете и имеют над его героями реальную власть.

По поводу нелинейного сюжета моих произведений: кому интересно читать книгу, зная чем она закончится, а с чем можно столкнутся уже на двадцатой странице?

СМЕРТЬ: Прежде чем перейти к собственно вопросам о снятом кино, хочу спросить (и как ты понимаешь не без внутренней улыбки, так как ответ мне известен) каким образом родилась серия "ГаллюЦиноГеНнН"? То есть, каким образом ты познакомился с исполнителем главных ролей обоих фильмов? Как выглядели первые шаги в российском кино бизнесе?

ИСКАНОВ: Кино проект "Некро" впал в кому кажется год назад. Москвичи-инвесторы оказались не теми ребятами, на которых можно было положится. И роскошный, многоуровневый проект накрылся медным Тазом. И тогда я решил сделать нечто более простое и очень дешевое. Но так, что бы дешевизна производства с лихвой компенсировалась концепцией и общим визуальным рядом. Нечто, настолько недорогое для обычного кинофильма. Что должно принести прибыль при практически любом раскладе. Таком, как отсутствие рекламы, имен звезд в титрах и плохой дистрибьюции

В англоязычной части сети я наткнулся на описание нашумевшего мини-сериала снятого на видео в Японии: "Guinea pig". Несколько разных фильмов объединенных в общий тематический сериал. Фильмы были сделаны за гроши и запрещались к показу во многих странах мира, но это не помешало им прославится,, и стать своеобразным мини-культом.

Замышляя " ГаллюЦиноГеНнН" я не видел ни одного фильма из сериала "Guinea pig", только читал рецензии. Но его подача материала показалась мне крайне удачно и нетрадиционной. Всё было построено на графическом натурализме и сюрреалистических сюжетах. Как в серии "Русалка из канализации" где художник находит в канализации русалку и приносит домой, что бы написать её портрет. Ближе к финалу, он убивает её и расчленяет тело. Всё просто как две копейки, но меня окрыляют такие сюжеты. В сюжете "Русалке из канализации" волшебное и реальное было сведено самым обыденным образом-в вонючем подземном отстойнике а романтический порыв художника, закономерно завершился кровавой баней. Окрылённый, я взялся разрабатывать ряд сюжетов для будущих фильмов подходящих под определение "ГаллюЦиноГеНнНости".

Смесь сказочного, гротескного, романтического и жестокого, помноженного на экстравагантность это достаточно сложно. Но именно таковой является концепция моего сериала. Кстати, уже после съемок фильма "Гвозди" я получил из США DVD с фильмом "Русалка из канализации" и был безгранично рад, что не видел его до того, как разрабатывал свою концепцию. В этом и другом фильме из сериала "Guinea pig" - "Он никогда не умирает", было по большому счету плохо всё Слабая режиссура, практически полное отсутствие музыки, банальные эффекты, плохая операторская работа, хроническая нехватка световых или декоративных изысков. Как источники вдохновения-эти фильмы годились только в плохом пересказе. Как я познакомился с актером и композитором моих фильмов "Гвозди" и "Angst" - Александром Шевченко? В сети. Он написал мне письмо после того как прочел мой обзор фильма "Экстро", который оказался его любимым фильмом. Там же, в интернете я встретил и СМЕРTb и Алекса Ростова (исполнительного продюсера "Гвоздей" с Латвийской стороны. Все мы очень энергично общались, включая международные телефонные переговоры (особенно на стадии проекта "Некро") так что когда очередь дошла до пилотного фильма будущего сериала, мы все довольно хорошо знали друг друга. В том числе и внешне, по фото и видеоматериалам.

Мои первые шаги в российском кино бизнесе? Не помню такого. Наоборот, я всегда был в андерграунде российского кино бизнеса. Когда я только начинал, (в середине 90-ых) меня причислили к питерским некрореалистам-паралельщикам и, много лет никто не верил в то, что я способен снимать качественно что-то ещё кроме разложения и упадка Я много общался с теми, кто и в застойное время делал свое кино, как ответ системе. Смотрел их работы-немые или плохо озвученные фильмы 20-30 летней давности. Но единственное, что хоть как-то имело отношение к российскому кино бизнесу, куда я был в итоге допущен-это написание сценариев к порно фильмам на заказ. Мой друг и актер, работающий в Питере, предложил мне написать для их продюсера порно сценарий на "хоррор" тему. Причем НЕПРЕМЕННО по проверенному литературному источнику. На выбор давались следующий темы: "Вий", " Мастер и Маргарита" и "Семья вурдалаков". В ответ я сказал, что вообще никогда не понимал и не понимаю за каким чертом порнофильму нужен сценарий вообще? И литературный сценарий в частности. Я сказал, что уверен в том, что достаточно технического плана, где будет перечислено: кто, где когда, с кем и как именно. Мне посоветовали не умничать и поскольку мне были ОЧЕНЬ нужны деньги на производство "Некро" (хотя бы начальный капитал) я выбрал "Вий" для адаптации на заказ. Два прочих классических произведения я отверг сразу же, сказав что поставить "мастера и Маргариту" ДАЖЕ в порно-версии у Питерцев не хватит денег.

Забегая вперед, замечу, что денег у них действительно не хватило - зато хватило наглости и фильм "Мастер и Маргарита" был снят и выпущен на видео. Писать порно по классической художественной литературе, к тому же отмеченной подлинным мрачным привкусом-мне не хотелось. Хотя бы потому, что трансформировать его в описании череды разнообразных половых актов занятие само по себе гнусное и психологически неприятное. В итоге, я пошел иным путем. Я написал вольную адаптацию "Вия" перенеся действие в наши дни, в мир новых русских, кафельных моргов и косметологов по мертвой плоти. Так сказать, "Вий" но иной так сказать по мотивам. Там было, хватало альтерантвиной образности и ярких героев. Не было только одного. Там не было порно сцен. Вообще. Я принципиально не стал их писать. Когда сценарий был завершён, я попросил своего старого друга, искушенного знатока порнофильмов, взять этот сценарий и наполнить его до отказа его любимыми сценами. "Вставляй их где угодно, на какой угодно странице и с какой угодно фразы" - сказал я. - "Это не будет иметь никакого значения". И он с энтузиазмом взялся за дело-за неделю превратив мой сценарий в бодрое расписание забегов на выносливость элитного траходрома. После чего, я исправил то, что получилось, и отправил заказчикам.

Надо ли говорить, что они были в полном восторге. До сих пор меня уверяют, что это лучший сценарий, что был у них в руках. НО.. .его сочли слишком дорогим для производства (так мне по крайней мере заявили), апеллирующим к некрофилии (а что вы хотели увидеть в "Вие"?) и вообще слишком сложным В итоге, кто-то из их же круга написал им свой сценарий. По которому и сняли порно - "Вий", за который лично я, естественно не получил ни копейки. И честно говоря, когда я посмотрел этот двухчасовой порно-эпос отбивающий эрекцию сразу на полгода, я был счастлив, что не причастен к его созданию. Тем не менее, если ваш сценарий не берут даже для производства порно фильмов, самое время задуматься.

СМЕРТЬ: Почему у Героини в "Гвоздях" такой странный голосок?

ИСКАНОВ: У неё голос действительно подчёркнуто "кукольный", нереально детский. Диссонирующий с её сутью. Мы старались принести в эстетику фильма больше примет из других жанров. Например, из аниме. Героиня сознательно выдержана в японской эстетике "девочек-веточек" с автоматическим пистолетом в школьном ранце. Вспомните, например, аниме "Кайт-девочка убийца" или "Нуар". Детский голос, детское лицо, форма одежды, словно приглашающая на секс-марафон и атрибуты профессионального убийцы. Наша героиня в "Гвоздях" выглядит и существует, как красивая механическая игрушка. Она убивает по приказу. Все прочее для неё не существует. Это её особенность вкупе с подкупающим невинно-детско-эротичным обликом (голос, разумеется, соответствующий) было едва ли не главным для отображения героини. Это сознательное цитирование стиля аниме.

СМЕРТЬ: Много ли странных предметов пришлось создать для "Гвоздей"?

ИСКАНОВ: Много. Честно скажу: там вообще не было нормальных предметов, только странные. :) Например, рука героя, превратившаяся в телефон. Я начал делать её задолго до начала съемок. Я хотел также, что бы кнопки на ладони светились в момент звонка, как у настоящего мобильного телефона. К сожалению, свечение кнопок оказалась мало эффектным - в фильм оно было практически незаметно. Поэтому я заменил его яркими вспышками света.

Или стальное крепление-маску, для раздробленных костей черепа, которое мы можем видеть на герое в конце фильма. Хотелось, что бы оно выглядело в духе первых хирургических экспериментов. Ужасающая конструкция из пластин и штифтов, жестко фиксирующая череп в заданном положении. Я попросил своего друга, практикующего хирурга, нарисовать эскиз такого устройства в стиле технологий 19-го века. Что он и сделал, но подошёл к вопросу со всей медицинской тщательностью. На эскизе были также разнообразные штативы, опоры и прочие детали, крепящиеся к пластинам на голове, что не позволяло герою двигаться и шевелить головой. К сожалению, от всех этих элементов пришлось отказаться по техническим причинам. Не было нужных металлических болванок. Создатель механических эффектов для фильма, инженер-электронщик, Виктор Силкин изготовил только лицевую маску. И поскольку, дополнительных элементов, предусмотренных эскизом, для удерживания её на голове, изготовлено не было, нам пришлось просто прибинтовать маску к голове героя в конце фильма. Что существенно разбавило её жуткий эффект, а герой стал напоминать "Человека-слона".

Или, например, смирительная рубашка... Я заказал её уже во время съемок и был уверен, что она не будет готова к нужному сроку, но обошлось... Сцена сверления черепа потребовала самых сложных приготовлений. Виктор Силкин создал специальное устройство, к которому подключалась настоящая электродрель, что бы исключить травму актера. Таким образом, у нас была гарантия, что работающая электродрель не просверлит лоб герою на самом деле, во время съемок. А такая опасность, разумеется, была... Также, были изготовлены особые сверла для этой дрели, которые мы применяли на разных стадиях съемки. Ну и разумеется, муляжи... Например, мы сделали два муляжа человеческого мозга. Один в натуральный размер, а другой увеличенный, для подробных сцен имитирующих макросъемку. Второй нам так и не понадобился и он до сих пор скучает у меня на полке. Надеюсь, что в следующем фильм я всё же найду ему применение. И разумеется, муляж головы героя.

Затем, лицо "Существа"... "Существо" в фильме, это вовсе не абстрактный монстр. Герой по сюжету обретает способность видеть вещи без иллюзий, такими, какие они на самом деле. И в результате, когда пелена сползает с его глаз, он обнаруживает, что его подруга лишена души в буквальном смысле слова. Поэтому, "Существо" - это подлинное лицо героини... По моему замыслу оно должно было выглядеть как некий оживший демонический манекен. С анемичным лицом, застывшей улыбкой и светящимися глазами. Было два вариант пластического грима --первый был жёстким и не позволял пользоваться мимикой, второй для сцены агонии существа, был отлит из силикона. Всего было изготовлено три или четыре лица "Существа". "Существо", кстати, отлично сыграл Святослав Ильясов, который затем блеснул в роли эксцентричного драг дилера в моём фильме "Angst".

Ещё из странного: для передачи атмосферы того мрачного, декадентского мира в котором существует герой, мы намертво затянули все окна в квартире особой плёнкой, не пропускающей иного света, кроме красного, розового или лилового в зависимости от времени суток. Звук она также не пропускала. В результате, через неделю обитания и работы в этой квартире, вся моя съемочная группа перестала отличать день от ночи... Когда после завершения съемок я снял эту плёнку, мне стало казаться, что все мы только что вернулись с Марса.

И это ещё не всё о странных вещах в фильме "Гвозди"...

СМЕРТЬ: Как делался мир "вампиров" для "Ангста"?

ИСКАНОВ: Их мир, это, прежде всего мир наших снов. Вернее, заглянуть к ним, в их реальность, можно именно во сне. В видении, в галлюцинации. В психоделическом трипе, наконец. Кстати, в основе фильма лежат именно подлинные, кошмарные сны. Этот мир должен был быть призрачно-красивым, даже нереально красивым. Что ещё более подчёркивает его жуткую нечеловеческую природу. Это что-то на грани волшебной сказки и кошмара. Что бы получить такой эффект, мир "вампиров" стал комбинацией из разных образов снятых в разное время и в разных местах. Макет сказочного замка я сделал ещё для "Запаха крови 2", застывший лес вокруг него, на самом деле - тщательно обработанная фотография ночного парка под моим окном. Яркие, пульсирующие огни и причудливые цвета непременный элемент такого пейзажа. И разумеется, звук! Кропотливая цифровая работа Александр Шевченко очень убедительно показывает зрителю эффект, как дверь в такой мир может открыться практически в любом зеркале. Но, руки совать туда всё же не следует... Наши реальности слишком разные. В первой версии фильма, мир "вампиров" занимает очень мало места. Полная версия, монтаж которой я заканчиваюв настоящий момент, посвящает демонстрации мира "вампиров" в пять-десять раз больше времени. Зритель сможет от души насладится атмосферой странных мест и ночных городов, которые он никогда не встретит в этой реальности. Я также более подробно визуализировал наркотические видения героев. Наблюдать причудливые "изменённые состояния" самому пребывая в состоянии нормальном и далёком от токсикации какой ни будь дрянью, просто отлично. Разве нет?

СМЕРТЬ: Почему "вампир" за окном в конце фильма не похожа на остальных, ранее появлявшихся?

ИСКАНОВ: Первоначально я хотел, что бы за окном, в кульминации фильма, вновь появился преследующий героя "Человек в чёрном" в исполнении Игоря Орлова. Но затем, ко мне обратилась журналистка Ольга Сербина, она собиралась снять обо мне небольшую передачу для своего ТВ-цикла "Арт-среда". И для демонстрации моей работы, попросила сделать ей "какой ни будь" специальный грим. Мы как раз приближались к съемке кульминационных сцен, когда герой фильма подвергается атаке этих странных существ. И немного поразмыслив, мы решили не просто загримировать её. А сделать ей тот же специальный грим "вампира" что и герою Игоря Орлова и вставить в кульминацию. Я подумал, что такой ход будет весьма неожиданным.Зритель будет ожидать увидеть там то же лицо, что он видел в фильме ранее. Оля Сербина обладала ярко выраженной азиатской внешностью и я решил воспользоваться этим, добавив в "Angst" отсылку к японскому фильму "Звонок".

Действительно, после того как мы подобрали ей парик и строгое чёрное платье ("принеси мне то, в котором ты пришла бы на похороны" - сказал я ей) она оказалась дьявольски похожа не - то на Садако младшую, не то на внучку "Снежной госпожи" из "Квайдана". Нужный эффект цитаты из японской классики был достигнут на все сто. Более того, я полагаю, что эта сцена одна из самых страшных в фильме. Я установил в кадре яркий нижний зелёный свет (зелёный свет в фильме - символ тайны и он всюду сопутствует "вампирам") но к сожалению, он полностью перебил эффект тонкого специального грима на её лице. Вся эта болезненная трупная бледность и синюшность, тысячи прожилок под кожей оказались не видны - но сцена все равно работает. И работает отлично. У Оли Сербиной в финале всего одна фраза. Но какая.... ОТКРОЙ ДВЕРЬ!!!! Что бы создать её жуткий, нечеловеческий голос - мы соединили в одно целое голоса нескольких человек и, А. Шевченко довёл его звучание до совершенства электронным способом. Кстати, кроме этой фразы я озвучивал голоса всех "вампиров" в "Angst", а также Существо в "Гвоздях". Вообще, "вампиры" как существа из иного мира в фильме, не обладают, какой то конкретной внешностью, а лишь копируют облик и манеры человека, когда им приходится прикидываться человеком. Поэтому в фильме можно наблюдать нескольких совершенно одинаковых "вампиров" - "людей в чёрном". Кстати, "люди в чёрном" не только герои знаменитого фильма, но и участники подлинного мистического феномена, который, я использовал в фильме. Драг - дилера и гота (благодаря наркотикам, открывшим свой собственный путь в неведомое) убивает иной тип "вампиров" (это более развернуто, показано в полной версии фильма) похожий на "чёрного рыцаря". Помимо этого, в фильме присутствуют и другие обличья "вампиров", включая такую экзотику как летающего "вампира". Всем этим я хотел сказать, что в отличие от однотипных монстров, обычно принятых в хоррор-кино, подлинный ужас многолик. И уж если я берусь за такую тему, как сны и ночные кошмары, надо попытаться уйти от стандартов и штампов как можно дальше.



© Сергей Могилевский subfocus.ru

© Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов