Вступление

Привет всем любителем фильмов ужаса, триллеров, мистических детективов (джиалло) и просто кровавой фантастики! Я, Андрей Г. Исканов считаю себя лучшим создателем ужасов в этой стране (образцы моего творчества и моя персоналия представлены на сайте - Spectrum of Fantasy)! Докажите мне, что я заблуждаюсь! Да, это вызов. Но дуэль будет честной! Для этого я написал для вас несколько дружеских советов и собственных рецептов, которые вы можете считать либо брошенной перчаткой либо протянутой вам рукой помощи. Кому что!

Данное методическое пособие, предназначено прежде всего тем, кто решился так или иначе приобщится к созданию вышеперечисленных форм искусства, но оно конечно же не может являться исчерпывающим справочным материалом для начинающих кинорежиссёров. Однако вам легче всего стать самому режиссёром и продюсером собственного грандиозного проекта, в виду того, что другого режиссёра или продюсера способного помочь или разделить ваши творческие планы, в нашей стране, скорее всего в ближайшие 5-10 лет просто не отыщется. Но это легкость - относительная. Осторожность при решении о создании собственного фильма надо соблюдать не меньшую, чем при вступлении в брак! Запомните несколько ниже следующих, стократно проверенных истин с которыми вам неминуемо придётся столкнутся, если вы решитесь взвалить на себя тяжкое бремя творца:

1. Процесс создания собственного фильма предоставит вам как минимум несколько прекрасных шансов крепко перессорится со всеми своими лучшими друзьями (с не лучшими, тем более)!

2. Первоначального бюджета (каким бы он ни был) вам всё равно ни за что не хватит для завершения задуманного!

3. Большая часть ваших знакомых неминуемо начнёт считать вас слегка тронутым, оставшаяся часть - патологической личностью!

4. Если вы изначально затеваете свой проект только в коммерческих целях - самое время остановится: он уже обречён на провал!

5. Возможно, что уже в середине производственного процесса, ваше здоровье будет (по целому ряду причин) серьёзно подорвано!

6. Вскоре, после начала съемок, вы обязательно пожалеете, что ввязались во всё это!

7. Очень вероятно, что для того что бы продолжать работу над фильмам, вам придётся влезть в огромные долги, унижаться, обманывать и, возможно, даже красть!

8. Если вы ждете быстрого успеха - запаситесь терпением: редко кому везёт в первые 5-8 лет!

9. Пьянство, наркотики, любовь, дружба, работа, учёба и творчество вещи абсолютно несовместимые!

10. Если вы полагаете, что все вышеперечисленное преодолимо вашим трудом и терпением, знайте, что вам ни хватит ни того, ни другого!

11. Если ваше шестое чувство подсказывает вам, что вы - гений, смело беритесь за дело (стоит предварительно убедится, что это не мания величия)!

Примечание: если вы всё ещё читаете это и без всякого содрогания готовы выполнить задуманное, Бог вам в помощь, но помните: только он один помогать и будет!

Сегодня я выпускаю только вступление, которое просто даст вам понятие о том, что же в этой рубрике будет выходить. Также в конце, после каждого из этих выпусков, я буду давать свой собственный комментарий (как это делаю и сегодня). В некоторых местах я не согласен с подходом Андрея и просто параллельно выложу свои собственные дилетантские соображения по этому поводу. Начнем. Для начала нужно сказать, что я принципиально не согласен с подходом Андрея - не мой взгляд, для того чтобы снять свой фильм вовсе не надо считать себя гением, иметь уникальную идею, влезать в долги и сориться с друзьями. Вернее, все это так, если вы хотите снять фильм, наподобие творений Фульчи, Ардженто или хотя бы рядового режиссера класса Б. Но если вы хотите снять неприметный трэш, в котором по мере сил хотите воплотить свою идею, и при этом не ожидаете коммерческого или творческого успеха, то всего этого можно избежать. Все вышеперечисленные трудности ожидают вас, если вы хотите снять серьезный ПРОЕКТ. Но если вы хотите повеселиться с друзьями и снять абсолютный стеб, который кроме этих самых друзей вряд ли кто-нибудь увидят - то тут не возникает никаких финансовых или моральных трудностей. А с техническими мы, надеюсь, научим вас справиться. Если вы хотите снять серьезный и качественный фильм - вам нужен путь Андрея, но если просто стебный дружеский трэш, то вам по пути со мной!. Именно исходя из этих предпосылок мы и будем дальше вести эту рубрике.

Часть первая: Идея

Любой сценарий любого фильма рождается из чьей то идеи. Если у вас она есть (и вдобавок кажется вам прекрасной основой для фильма), попробуйте развить её на бумаге, превратив в синопсис (краткий окололитературный вариант сценария с обязательной обрисовкой ключевых сцен и главных действующих лиц). Перед этим рекомендуется походить с ней в голове не менее 1 недели, иначе при написании, вы едва ли будете чётко представлять себе, чем она должна закончится.

Когда этот не слишком утомительный процесс завершён, следует дать прочитать синопсис своим друзьям и знакомым интеллектуалам (желательно хорошо осведомлённым о кино и не старше 40 лет). Тех, кто будет уверенно утверждать, что выбранный вами жанр к киноискусству отношения не имеет, смело посылайте в дальнюю дорогу (адрес все знают), а к мнению тех, кто будет говорить, что что-то подобное он уже видел или читал (слышал от других и т.п) стоит основательно прислушаться, дабы по незнанию не повторять чей то классический шедевр. Запомните главное: так или иначе, но к сегодняшнему дню все идеи, сюжеты и даже их многократные вариации использованы тысячекратно, каждым у кого был доступ к камере! Какой выход? Вы должны быть отличным знатоком кино (и не только современного, но и классического), что бы суметь из всех знакомых перипетий создать нечто новое и действительно, интересное. Ближайший пример, это возрождение в кино старых вампирских киномифов (по большому счёту о Дракуле) на новом техническом и драматургическом уровне (кто знал до "Дракулы 2000", что граф Влад Тепеш, никто иной как сам Иуда, который принудительно питает свой кровью некоего бессмертного антиквара?), но и не только.

Все ли знают, как в середине 60-ых годов Итальянский гениальный режиссёр Серджио Леоне взял за основу своей (ныне классической) "долларовой" трилогии сюжеты, героев и перипетии привычных Американских вестернов и пересказал их так, что открыл новый инфернальный жанр, похожий и на триллер и на драму и на притчу, но только не на банальную "лошадиную оперу". Кстати, тем кто этого не знал есть смысл ознакомится с вышеприведённым примером подробнее, а уж затем вернутся к данному вопросу.

Так что выход из ситуации, когда все темы вроде бы исчерпаны, как мы видим есть. И не надо забывать, что если вы и впрямь так хороши, как мы про вас думаем, вам всегда найдётся, что сказать в своём собственном кино!

Часть вторая: Сценарий

Для того, что бы написать гениальный сценарий вам не обязательно быть профессиональным драматургом. Вспомните яркий пример Квентина Тарантино, который в киноискусство пришёл прямо из видеомагазина, работая в котором он и написал свои лучшие сценарии, под прямым воздействием близости разножанровой классики на полках!

Самое распространённое мнение относительно написания сценария, это то, что пишет его один автор. Это верно, если судить по Американским примерам. Но Европейская школа кино говорит об обратном. В частности, Итало-испанские киносценарии создавались (и создаются) так называемым, "бригадным" методом-один человек пишет всю сюжетную канву, а другой сочиняет только монологи и диалоги героев. В наших условиях, этот метод вполне может быть взят на вооружение. Скажем, вы неплохо сочиняете действие, но в диалогах ориентируетесь слабо, оперируя избитыми или не жизненными фразами. Если это так, тогда вам лучше подыскать для написания диалогов в сценарии какого либо близкого друга серьёзно увлекающегося литературой или хотя бы изящной словесностью. Разумеется, вы, как автор проекта, всегда сможете вычеркнуть или скорректировать по своему, плоды его пылкого труда. Главное следите, что бы в речи героев не мелькали всяческие тупые англицизмы, вроде: "Вау! Это-кул!" или "Джон, передай мне свой шотган". Мы ведь говорим об искусстве в конце концов! И то, что оно ваше, ещё не означает, что можно столь некачественно подходить к этому тонкому процессу. Кстати, есть масса хороших фильмов в которых речь героев вообще сведена к абсолютному минимуму и никто не заметил что бы фильм от этого пострадал!

Однако требуется следит также и затем, что бы речь героев не была слишком заумна, специфична или же, наоборот, саркастична. Новую "Догму" от вас уж точно никто не ждёт! А "Солярис" и "Сталкер" уже снял некий Тарковский, поэтому придерживайтесь золотой середины. Тем не менее, учитывая, что ваше кино как не крути, а всё же авторское-следует обеспечить себе хотя бы небольшую оригинальность сюжетных поворотов. Скажем, главного положительного героя, на котором по инерции будет концентрироваться зрительское внимание, неплохо было бы ухлопать в самом начале-так поступал ещё Хичкок и всегда только выигрывал!

Если в финале, внезапно, погибают все-это тоже неплохо. Лучио Фульчи применял такой драматический эффект довольно часто и именно из за такого налёта апокалиптичности, его фильм "Зомби" стал одним из любимых фильмов Аркадия Стругацкого. А это кое что значит. Боритесь со стереотипами! Они-враг каждого автора! Побольше непривычного, неожиданного, но и не скатываясь в голый сюрреализм или чистый авангард, и конечно же не забывая о динамике развития сюжета.

Важно помнить: занимаясь написанием сценария не думайте о том как вам придётся потом воплощать всё это в реальность. Это проблема чисто техническая и не стоит из за неё накладывать на свой сценарий целый ряд определённых табу! Впрочем, если вы собираетесь снимать новую "Годзиллу" забудьте о том, что я только что сказал.

Как пишутся сценарии именно с технической стороны вопроса, вы всегда можете узнать, скачав из Интернета сценарий какого-нибудь знаменитого фильма. Во всяком случае, это настолько просто, что напоминает школьное "сочинение по плану", с той лишь разницей, что по правилам вам ещё и необходимо прикинуть поминутно сколько будет длится на экране та или иная сцена и где вступает, а где заканчивается музыка. Но всё это, в авторском, независимом кино как правило решается либо во время сьёмок, либо после-так что не забивайте себе голову!

В общем и целом я согласен с тем, что написано выше. Есть только пара комментариев. Например про написание синопсиса - на мой взгляд любой непрофессионал скорее всего будет довольно долго обкатывать собственную идею, буквально годами носить ее в голове и потихоньку совершенствовать, делая это не из-за самопринуждения (установив себе какие-то сроки), и по наитию, ради собственного удовольствия. Мне кажется это будет и продуктивно, и приятно. Второе замечание касается момента "не думайте о том как вам придётся потом воплощать всё это в реальность". Мне кажется, что при создании своего маленького трэша этот момент как раз безумно важен - можно придумать великолепную сцену с сотней бредущих по бескрайнему полю зомби или супер-вычурную тварь, на которой будет строиться весь сюжет, вот только вряд ли вам это удасться потом воплотить в жизнь. Нужно быть реалистами и использовать только то, что есть под рукой. Поэтому табу просто необходимы - например массовые сцены (разве что вы умеете их генерировать при помощи компа) или сложные спецэффекты. Упор нужно делать на простую историю. И еще - мне кажется, что при создании сюжета нужно опираться на знакомые места, в которых вы скорее всего и решитесь все это снимать. Не нужно писать про Венецию - туда вы вряд ли попадете. А около вас обязательно окажутся места, просто идеально подходящие для фильма ужасов, и они вполне могут даже влиять на сюжет, даже внести в него новую линию, а то и вообще повернуть на 180 градусов. Так что по больше прагматизма и реализма! Это делает создание вашего фильма более реальным.

Часть третья: Формирование бюджета

Честно говоря, эту главу правильнее было бы назвать - "где взять деньги?". Ну уж ладно! Если ваш сценарий полностью готов и выдержал несколько контрольных проверок независимыми и авторитетными лицами (к примеру ваши друзья и родственники) - самое время начать подумывать над тем, на чьи миллионы лучше всего сделать из всего этого настоящее кино. Между прочим, это не только ваша головная боль, но и всех остальных независимых кинодеятелей мира (включая тот же пресловутый Голливуд)!

В дальнейшем ваш успех формирования бюджета будет зависеть скорее от везения и Высшей воли (впрочем если у вас собственный свечной заводик в Самаре, к вам это не относится) чем от степени гениальности вашего сценария. Вы можете, например, обратится на местный независимый телеканал и предложить там свои услуги. Возможно, что вас не пошлют сразу подальше, а согласятся на собеседование. Тут мне трудно что либо советовать, общение с подобными дельцами от искусства всегда вещь не особенно приятная (тем более, если вам что-то нужно от них, а не наоборот) так что лучше всего действовать по обстановке. Вы можете, как угодно убедительно рассказывать тамошнему руководству о не качественности показываемого их каналом Американского ширпотреба и о поднятие их рейтинга собственным кинопроизводством, но легче уж выиграть на собачьих бегах, чем получит от них сумму даже в сто рублей! Максимум на что вы можете рассчитывать, это поддержка их технической базой. Скажем, вам могут предложить принести им ваш фильм когда он будет готов, а они, если фильм будет по их мнению того стоить, качественно смонтируют его, озвучат и снабдят соответствующими титрами в обмен на право одной или нескольких демонстраций. И это была бы несомненная удача! Разумеется, скорее всего это будет просто отговорка, но может и впрямь повести. Но более вероятно, что вам предложат какое-нибудь испытание (обычно крайне дурацкое и принципиально невыполнимое) - например написать сценарий первых двадцати серий для нового мыльного сериала, но на совковую тематику! А уж если нам понравится, тогда мол и поговорим....Как поступать в таких случаях? Если есть желание примерить эту бурлацкую лямку-милости просим, но если вы настоящий непризнанный гений просто немедленно покиньте помещение (можно по-английски).

Можно конечно, попытаться получить какой-нибудь "гранд", но это скорее из области научной фантастики, чем реальной жизни.

Помнится, Роберт Родригез заработал на бюджет своего первого полнометражного фильма "El mariachi" тем, что разрешил тестировать на своём организме новые лекарства. Ему повезло-он не только выжил, но и снял на те гроши потрясающее кино. Вот вам пример киногения, до конца преданного своей идее! Другое дело, что наше с вами тело не купят даже в районный морг для практики санитаров (а если и купят, то не за 1000 долларов!). Тем не менее, не стоит, к примеру, начинать торговать собственными органами, героином или ночью свинчивать подфарники с чужих автомобилей, на предмет решения вашей финансовой проблемы. Это всё излишние крайности, либо отъявленный криминал.

Например, если вы уже определили примерную сумму, которая понадобится вам для производства собственного кино/видео фильма самое время подумать о том, у кого её можно занять. Иногда, такое решение бывает просто идеальным. Кстати, это неплохой способ определить тех, кто вам на самом деле друг. Естественно можно набрать требуемую вам сумму и частями, что-то тут, что то там. Глядишь и бабушкина пенсия пригодится. И не надо улыбаться, в таком важном деле мелочей не бывает!

Важно запомнить: никогда не начинайте процесс съемок если у вас есть только половина требуемой суммы и вы рассчитываете набрать недостающее в самое ближайшее время! Это основная ошибка кинодилетантов или порок застарелых киноманов. Так как это не решение, а просто дополнительные трудности-процесс съемок неминуемо затянется на очень продолжительное время и кто знает, удастся ли вам его завершить.

И ещё кое что, ваш бюджет должен быть составлен соразмерно плану предстоящих расходов вашего кинопроизводства, а не наоборот!

Часть четвёртая: Подбор исполнителей

Если бы здесь шла речь о постановке студийного фильма, эту главу следовало бы назвать "Подбор актёров", но закон постановки Великого Независимого Кино гласит, что все главные роли обычно играют люди не имеющие с актёрством ничего общего!

Итак, у вас есть бюджет с предусмотренными отчислениями заработной платы, лицам, которые будут исполнять главные роли в вашем фильме (если нет, самое время об этом подумать!) - однако не стоит швырять эти деньги на ветер. Ваши друзья (если они и впрямь друзья) легко согласятся сниматься бесплатно, утешившись будущими дивидендами от вашей грядущей кинославы.

Любой подбор исполнителей прежде всего должен быть обусловлен соответствием или несоответствием, по крайней мере, внешности претендента вашему сценарному образу. То, что он не имеет опыта актёрской игры дело десятое - в конце концов, вы как режиссёр должны обладать определённой интуицией, умением увидеть его в ещё не отснятом образе и, соответственно, должны уметь думать, в такой ситуации, за него!

Подбор исполнителей на главные роли это, безусловно, крайне ответственная задача. Вы собираете фундамент будущего фильма-будьте же ответственны! Не стоит совать на главную роль вашего закадычного приятеля, только потому, что он ваш закадычный приятель. Исключением может являться разве что тот факт, что это будет роль трупа на месте преступления.

Легче всего подбирать исполнителей по схожести их характеров с образами героев, но это годится только тогда когда вы знаете претендента не один год. Опасайтесь иметь дело с малознакомыми людьми, доверяя им ответственные роли! Особенно если это лица женского пола! Опыт говорит, что скорее всего вас просто-напросто "кинут" вместе с вашим проектом, как только процесс съемок покажется им утомительным (а такое неминуемо произойдёт)!

Что же делать? Составьте текст "Соглашения" по которому в обмен на оговорённую денежную сумму, такое то лицо обязуется принять участие в таком-то проекте (необходимо уточнить, в каком и в качестве кого) с такого-то по такое-то число, такого-то месяца и года. Необходимо, также, определить возможные последствия (это называется "неустойка") и/или возмещение в результате необоснованного срыва съемок со стороны этого лица, а также учесть все возможные (и невозможные) форс-мажорные обстоятельства. Скрепите этот документ подписями и паспортными данными, а также подписями не менее двух свидетелей от вас и вашего оппонента. Теперь, по теории, "Соглашение" обретает законную силу и в случае чего, вы можете отстаивать свою правоту даже в суде. Правда, лично я, никогда не пытался выяснить на сколько это (к примеру, суд) действенный выход из критического положения.

Лучше всего, если у вас достаточно средств для того, что бы провести кастинг в одном из местных модельных агентств. Правда стоить такое удовольствие будет от 100 долларов в час (чем дальше от столичных центров, тем ниже).

В любом случае, запомните, что фраза "девочка хочешь сниматься в кино?" сказанная мало знакомому человеку, за пределами модельных и фотоагентств, полностью теряет свою привлекательность! В лучшем случае вас примут за банального сексманьяка, что по крайней мере, просто обидно.

Часть пятая: Декорации и интерьеры

Если вы уже определили кто будет играть в вашем фильме, самое время позаботится о том, где лучше всего отснять предстоящии сцены. Например, в вашей собственной комнате или же в лодочном сарае, где по счастливой случайности работает сторожом ваш закадычный друг. Из этих двух вариантов лучше выбрать первый-там будет легче всего соорудит декорацию. Впрочим, если вы собираетесь снять новую серию "Пятницы 13 ое" вам лучше остановится на лодочном сарае!

Я не могу даже и предположить, какие декорации и интерьеры понадобятся для воплощения вашего бессмертного замысла, но утверждать могу только одно: за исключением римского Колизея (и ещё пары-тройки вещей), вы можете воссоздать в своём доме практически всё что угодно! Вот пара простых, проверенных способов превратить своё жилище в очень качественную кинодекорацию. Способ первый: возьмите дешёвые бумажные обои (можно простую плотную бумагу подходящего размера) и наклейте их на все стены вашей жилплощади (наклеивание вам лучше производить исключительно при помощи скотча!), проследите за тем что бы они не провисали, а затем покрастье их в нужный вам цвет или покройте (если того требует ваш замысел) граффити. Таким декорированным стенам можно относительно легко придать структуру камня или грубой каменной кладки (применяя опять таки краску, крупную и мелкую крупу или зерно, и, лак для дерева) - учитывая, что вам вряд ли придётся показывать в кадре потолок а после завершения сьёмок, стены комнаты легко приводятся в первоначальное состояние!

Этот способ применялся в первом фильме серии "Фантазм", где обоями раскрашенными под мрамор обклеили фанерные перегородки декорации склепа. Я сам многократно пользовался этим способом и готов продемонстрировать полученные результаты.

Если по сюжету вам требуется что бы комнату отличали разнообразные архитектурные изыски (например, камин или маленькие подковообразные арки над дверью и окнами) их легко будет сделать, вырезав полностью или по частям из крупных кусков пенопласта (его можно найти в любой коробке из под телевизора). После неслишком сложного укрепления этих элементов в нужных местах (как именно следует крепить такие вещи к стене, лучше смотреть по обстановке)вам необходимо воспользоватся упомянутыми выше средствами (вроде гуаши и матового столярного лака) для придания требуемого внешнего вида. Если у вас есть знакомый профессиональный фотограф, вы можете заказать у него "фотодекорации", которые до самого недавнего времени были очень распространёнными и в отечественном кино и в зарубежном. Снимок какого либо архитектурного пейзажа или местности (или комнаты) печатается на фотобумагу, например, формата метр на полтора (чем больше тем лучше) и действует по принципу фотообоев - на такой "фотодекорации" очень удобно снимать, опять таки - например, крупные планы актёра или какой то натюрморт, а если вам будет нужно то и любой макет! Вообщем, всё что угодно - при условии, что вы сумеете правильно установить освещение при сьёмке!

А теперь совсем немного об интерьере. Это и впрямь целая наука и что бы заменить на сьёмочной площадке производственного дизайнера, вам надо, как минимум, отличать раннюю готику от постмодерна, а Энди Уорхола от Бориса Валледжо. Учтите, что самое важное в этом деле - это передача настроения посредством вещей и предметов интерьера! Настроение сцены, героя или даже всего фильма. Что бы окончательно понять что же такое искусство интерьера, вам необходимо внимательно посмотреть фильмы Дарио Ардженто - лучше него на эту тему нескажет никакой учебник!

Кадры из моего фильма подскажут вам наглядно, что такое эмоциональный окрас сцены посредством правильно выполненного интерьера.

Часть шестая. Реквизит и костюмы.

Костюмы и реквизит - это великая вещь! Именно благодаря им такие жанры и поджанры как "Историческое кино", "Фантастическое кино" и "Библейские кинопеплумы" смотрят по сей день! Реквизит и костюмы на 60-80 процентов создают оригинальную атмосферу этих фильмов! Важно помнить: если вы снимаете кино, вам не обойтись ни без костюмов (иначе ваши актёры будут выглядеть в кадре как беженцы с "Титаника" - кто в костюме-тройке, кто в свитере а кто то и просто в одних трико!), ни без реквизита! Кстати, фильмы без реквизита не снимали даже такие короли киномусора как Роджер Кормэн и Эд Вуд! Например, в практически безбюджетном фильме снятм при поддержке Кормэна "Чудовище с миллионом глаз" ("Beast with million eyes") (1955) крошечный космический корабль инопланетного чудовища был сделан самим режиссёром из барахла найденного в пустыне, на натурных съемках! Реквизит играет в анналах современного кинохоррора очень весомую роль - в фильме "Evil dead" Сэма Рэйми это изготовленная художником по гриму Томом Салливаном "Книга мёртвых/Некрономикон", в "Suspiria" это коллекционная зажигалка "Данхилл" со встроенными часами, в "Inferno" это загадочная книга под названием "Три матери", в трилогии "Omen" это набор артефактных стилетов, в "Warlock: the armageddon" это целая коллекция разноцветных ритуальных камней, в "Hellraiser" это кубик-головоломка впускающий Ад в твой мир и т.д и т.п! И это только примеры реквизита являющегося своего рода двигателем сюжета. А ведь восновном реквизит используется для придания убедительности той или иной сцене, герою, для обозначения места действия и тому подобное.

Мои снимки помогут вам понять как именно применяется реквизит для придания убедительности образу персонажа - (помимо ножа образ добавляет изготовленная лично мной маска и сшитый по моему эскизу плащ), (та же маска, тот же плащ плюс меч), (кожанная куртка, пистолет "Вальтер", тёмные очки, полуперчатки, чёрный берет с металлической эмблемой), ("золотой" купальник с перчатками, тот же пистолет, массивные "золотые" серьги), (виниловый жилет и рапира), 16 (кожанная куртка, кожанный жилет, кожанные перчатки, два пистолета "Вальтер").

Необходимо уточнить, что реквизит и предметы изготовленные специально для ваших сьёмок (например, фантастическое оружие пришельцев) это совсем не одно и тоже. Но поскольку вам суждено стать и автором и продюсером и режиссёром (а возможно, что и дизайнером, гримером, костюмером, оператором, звукорежиссёром, визажистом, пиротехником, художником-фотографом, исполнителем трюков и создателем специальных эффектов) своего проекта, я не вижу причин разбивать эту тема на отдельную главу. В настоящее время государственные театры в нашей стране находятся в очень бедственном положении - соответственно и их работники. Многие театры начали брать от частных лиц заказы на изготовление реквизита, а с бутафорами остальных театров при большом желании всегда можно договорится. Разумеется, если у вас или ваших знакомых есть друзья увлекающиеся производством моделей и макетов, считайте, что полдела сделано! Договорившись с профессиональным бутафором можно изготовить совершенно потрясающие вещи, например гроб образца начала века, чёрный как в рассказах Н. В. Гоголя и в рост среднего человека! Относительно более мелкого реквизита (как у Дарио Арженто например) можно совершенно твёрдо заявить: вы купите всё что вам может понадобится в магазинах недорогих сувениров и аксессуаров. На сегодняшний день, в каждом втором бутике продают совершенно экзоотичные и оригинальные вещи, (вроде коллекционных зажигалок, эксклюзивной графики в рамочках, шкатулок, флаконов из цветного стекла, настольных украшений и т.д) которые украсят любой "джиалло"! Модели для сцен где должно фигурировать огнестрельное оружие лучше всего искать в магазинах игрушек - на средних и общих планах они не отличимы! Кстати, вам надо бы знать что на сьёмках "Рассвета мертвецов" ("Dawn of the dead") режиссёр Джордж Ромеро пользовался услугами крупнейшего производителя игрушечных, пластмассовых пистолетов и автоматов компании "Plastic factory"! Как такие модели смотрятся в кадре можно увидеть помимо этого фильма. Разумеется для крупных планов лучше применять настоящее оружие, если ваш друг киллер или простой бандит с этим тоже не будет проблем. Я верю в друзей! Если же такого друга нет, тогда ситуация осложняется, но отнюдь не становится безысходной. Сегодня у всех есть вооружённые знакомые - попробуйте выпросить символ их безопасности хотя бы на время. На худой конец, оформите разрешение на ношение газового пистолета, купите ту модель которая будет выглядеть в кадре лучше всего и дело в шляпе! Впрочем, если вы не совершеннолетний, непрописаны по месту жительства, призывного возраста, привлекавшийся к уголовной ответственности, неработающий или состоящий на учёте в местном психдиспансере разрешение на оружие вам скорее всего не дадут. Если же вы всё это перечисленное сразу, подумайте ещё раз - стоит ли вам вообще снимать кино?

Ювелирную бижутерию и украшения можно купить в магазинах свадебных принадлежностей и подарков, галантерейных отделах универмагов, выпросить на время сьёмок у знакомых дам или заказать у отправляющихся за границу - там оно стоит гроши! Между прочим, у многих старых "совковых" люстр есть совершенно умопомрачительные хрустальные подвески. Если вы талантливый оператор, вы вполне сможете передать эффект "ювелирной роскоши" посредством даже обычных кусков стекла.

Относительно костюмов могу добавить, что многие так или иначе не дооценивают его роль в искусстве современного фильма. Фильм "Bram Stoker`s Dracula" благодяря постмодернистким костюмам женщины-дизайнера из Японии Эйко Ишиока обрёл редкое для ужаса полифоническое звучание. Фильм "The cell" убедительно доказал, что сегодня страшное кино можно снимать в клиповой манере и с костюмами в стиле нео или псевдобарокко (снова Эйко Ишиока). Фильмы серии "Scream" снова показали, что убийца в карнавальном, пародийном наряде может пользоватся колоссальной популярностью - даже у нас в стране эти завезённые балахоны скупаются на ура! Фильмы "The crow", "Hellraiser" и "Dark city" убедили всех, что персонажи одетые как стилизованные фетиш-садо-мазохисты и приверженцы готической культуры, могут быть даже героями мистической, ментально-депрессивной драмы! Но это всё в общем ключе, самое же главное, что дают костюмы фильму - это стиль! Вы можете создавать ауру утончённого, околосветского общества, атмосферу кровавой бойни или современной операционной, мистический облик обитателей кладбища, или шизофреническую красоту выходцев из иных миров. Запомните главное: деньги и время затраченные на подержанный костюм, неминуемо окупят себя с избытком в визуальном ряде вашего фильма! Где же их купить? Конечно же в вашем местном "Second hand"! Там столько изысканных вещей разных лет (плевать, что поношенны)n по совершенно бросовой цене, что из них можно было бы составить костюмы для героев всех вершин жанра кинохоррор за последнии 20-30 лет! Я сам периодически пользуюсь его услугами и моё мнение однозначно - там можно найти всё, что вам понадобится и даже больше. Достаточно проявить лишь немного вкуса. Многие вещи можно перешить в соответствии с вашими предпочтениями для задуманного. У нас страна просвящённая и шить умеют, слава Богу, многие.

Важно запомнить: никогда не стоит упускать из виду такие детали как обувь, перстни, кольца, наручные часы, серьги, кулоны, запонки, заколки для галстука и сам галстук, ремень, рубашку, носки, перчатки или шляпу! Кто сказал что они не стоят внимания? Уважаемый господин СМЕРТЬ в своих предыдущих комментариях неоднократно упрекал меня в чрезмерно академическом подходе к сьёмкам, нехватке прагматизма и реализма - всё это не совсем так. Я свято верю в высказывание Жана Люка Годара, который сказал: "Всё что нужно для того что бы сделать фильм, это - девушка и пистолет." Многие из уважаемых читателей могут, сославшись на замечания СМЕРТИ, решить, что всё что им нужно что бы сделать собственный фильм это, всего лишь "девушка" и пара драных халатов. Очень возможно, что это действительно будет смотрется, если только вы возьмёте на себя труд следить за тем, что бы шестизарядный револьвер стрелял в кадре без перезарядки именно шесть раз а не десять, а на ногах актёров одетых в модные пиджаки были не тапочки, а что то более подходящее. Я согласен с уважаемым СМЕРТЬ, что для абсолютной дружеской киношутки это не имеет принципиального значения, но если вы (перефразировав слова самого СМЕРТЬ) надеетесь на творческий успех своей идеи (о коммерции речь не идёт изначально и принципиально) то вам лучше поступать соответственно моим рекомендациям. Иными словами, цитата "всего лишь девушка и пистолет" предполагает ещё и минимальный уровень постановки и что то хотя бы отдалённо похожее на стиль, что в одинаковой степени касается и производства трэш-фильма и новых серий "Крика".

Часть седьмая: Специальные эффекты/глава первая.

Начну, пожалуй, с того, что никогда не позволяйте себе или своим близким произносить термин "специальные эффекты" сокращённо как "спецэффекты"! Это простительно разве что недоумкам, обсуждающим новый "Jurassik park" в подьездах, в перерывах между нюханьем клея и бензина!

Ибо само словосочетание "Специальные эффекты" в словаре как киноспециалиста, так и простого синефила подразумевает воистину нечеловеческие усилия и титанический труд по воплощению плодов фантазии в обьективную реальность. Сотни часов адского труда под палящим зноем ламп и софитов, головоломные ухищрения, сорванные нервы, метод тысяч проб и сотен тысяч ошибок, алхимическая закалка в духоте лабараторий и мастерских, незримые слёзы от рекордно низких бюджетов и всё это обильно сдабривается чёрной неблагодарностью зрительского забвения! Не усугубляйте же всё это оскорбительно кратким термином "спецэффекты". Что бы в полной мере оценить мою правоту, попробуйте сами воплотить в реальность относительно банальные специальные эффекты, вроде покадровой анимации (Stop-motion animation), двойной экспозиции (Double exposure) или хотя бы подкупляющего предательской простотой огнестрельного ранения в голову (Special Make-up effects)! Наплачитесь....

Для начала, вам надо бы знать, что термин "специальные эффекты" подразумевает прежде всего целую галлерею различных отраслей и профессий. Как на двух китах всё кино, всех времён и народов, стоит, прежде всего, на специальных визуальных эффектах (Special visual effects) и на эффектах специального грима (Special make-up effects/Special make-up/Make-up special efects), а уж затем идёт всё остальное: Механические эффекты Mechanical effects/Technical effects), Пиротехнические эффекты (Pyrotechnical effects), Звуковые эффекты (Sound effects). Лишь единичные гении-создатели эффектов (вроде Рэя Харрихаузена/Ray Harryhausen, Джона Ричардсона/John Richardson, Рэндолла Уилльяма Кука/Randall William Cook), владели всеми этими премудростями в степени достаточной для качественного воплощения в отдельном фильме! Откровенный любитель средней руки Пол Пепперман/Paul Pepperman, почитаемый фанатами "Хоррора" за "все" специальные эффекты в культовом фильме "Фантазм"/Phantasm (1978 год) не попадает под это определение категорически.

Стэн Уинстон, любимый всеми за "Терминатора", "Чужих" и "Хищника" давно уже не великий кудесник и гений (как полагают многие) а всего лишь удачливый коммерсант поставивший руками своей технической команды производство монстров на поток и почивающий на неувядающих лаврах былой славы. Художник-сюрреалист Х. Р. Джайджер и рядом не стоял с эффектами знаменитого "Чужого", он всего лишь набросал на бумаге его концептуальный эскиз. Том Савини, создатель специального грима, фигура имеющая ныне скорее культовое значение, чем профессиональный вес, преподаёт собственное исскуство бандам американских юнцов мнящих себя творцами и кажется весьма доволен этим. Отдавая непременную дань уважения этим и многим другим популярным адептам, считаю своим долгом заметить, что исскуство и историю современных специальных эффектов лучше всего изучать вдали от общепризнанных, подобных вышеперичисленным, идолов.

Сам я впервые заинтересовался эффектами в раннем детстве. Мой дед работал в здании цирка в составе технического персонала и я, естественно, не упускал случая войти в этот чудный мир, скрытым от глаз публики, "неофициальным путём". Тоесть, я имел возможность лицезреть то, что сегодня называют кухней зрелища. Никогда не забуду какой эффект оказали на меня иллюзии Кио и ту подчёркнутую секретность, которой были опутаны все его профессиональные тайны и атрибуты. Однако, именно тогда я осознал для себя одну простую и циничную вещь: НИКАКОЙ МАГИИ НЕТ! Лоск и таинство превращений и фокусов знаменитых иллюзионистов можно наблюдать лишь из зрительного ряда, вблизи же это просто запертые, охраняемые ящики со специальным реквизитом, оживающим в умелых руках! Я понял также и то, что зрителю всегда показывают только ТО, ЧТО ОН ДОЛЖЕН УВИДЕТЬ и НЕ БОЛЬШЕ ТОГО. Иначе, некий пытливый ум может действительно разгадать секрет постановки фокуса! Говоря другими словами: между фокусами иллюзионистов и любыми специальными эффектами нет никакой принципиальной разницы!

Пояснить тему можно ответом на заданный мне вопрос с форума СМЕРТи. Вопрос Азефа:

"Интересующая меня уже очень давно вещь, - каким образом до появления более-менее приличной компьютерной граффики удалось изготовить Серебряную Сферу-Убийцу из первого "Фантазма" (1979)."

Мой ответ: начну с того, что на самом деле "Фантазм" был снят в 1978 году и лишь выпущен на экраны в 1979 году. А что касается сферы-убийцы, вас элементарно обманули и здесь нет ни малейшей разницы с цирковым фокусом! Сконструированная давно покойным Уиллардом Грином "серебрянная сфера" на самом деле представляла собой пластмассовый шар обработанный в вакуумной камере для металлического зеркального блеска и стояла 763 доллара, вместе с мотором для сверла, системой лезвий, сменными полушариями, насосом и практическими разработками для использования в картине. Вот то, что вы видите в фильме: сияющий хромом шар на бешенной скорости мчится по полутёмным корридорам мавзолея, двигаясь практически исключительно в горизонтальной плоскости, исторгая угрожающий, низкий гул словно пикирующий истребитель. А вот как осуществлялась сьёмка этой сцены: пластмассовый шар подвешен при помощи тонкой лески к ролику, который ассистент находящийся над камерой, достаточно медленно перемещает по заранее проложенной под потолком декорации мавзолея, проволочной прямой, так, что бы шар плавно приближался (или удалялся) к заданной точке. Сьёмка ведётся на гораздо меньшей скорости, чем обычно (16 кадров в секунду вместо 24, или ниже) таким образом, шар можно заставить не только бешенно нестись по воздуху, но и, понижая скорость сьёмки разогнать его в фильме, снятом при стандарте 24 кадра в секунду, до скорости пули!

Не забывайте также о том, что фанерная декорация мавзолея равномерно задымлена, а источники света размещены очень тщательно, для того, что бы леска, на которой висит шар не дала блик в кадре и стала бы для вас практически невидимой. После того, как сьёмка завершена к изображению добавляется звуковой эффект, имитирующий гудение и свист шара во время полёта и полная иллюзия готова! Также добавлю, что компьютерная графика в фильмах ужаса практически никогда не применяется. Бюджет не позволяет поднятся до CGI-возможностей "Людей в чёрном". А те компьютерные образы, что мы иногда встречаем в "Хоррорах" на самом деле представляют собой лишь оцифрованные и приукрашенные реальные модели, макеты или комбинированные сьёмки. Например, в прологе четвёртого "Фантазма" мы на полторы секунды видим огромный рой цифровых сфер-убийц, на самом деле представляющий собой многократно "клонированный" один и тот же шар, с неровной траекторией полёта. Во всех остальных случаях, ВСЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРОИЗВОДЯТСЯ ВРУЧНУЮ, что на самом деле, вопреки устоявшемуся мнению, способствует высокому качеству и реализму зрелища, а не наоборот!

От себя добавлю, что я делал подобные шары эксперимента ради ещё в 1990 году, а сегодня, при необходимости, я, пожалуй, мог бы создать шар способный двигаться в кадре без проволоки и лески. Мой друг, коллега и творческий консультант, профессиональный инженер-электронщик Виктор Силкин утверждает, что технически это вполне решаемая задача. Иными словами, для профессионального создателя специальных эффектов нет ничего невозможного, ибо в нашем арсенале есть сотни способов воплотить свои фантазии в реальность, а зритель на то он и зритель, что бы пассивно наблюдать и удивлятся!

Вот и ещё один, на сей раз менее замысловатый, вопрос с форума СМЕРТи. Вопрос MADNESSa:

"Я хотел бы узнать такую простую вещь, как Фредди в первой части "Кошмар на улице Вязов" удалось нести на весу такие огромные ручища и ещё к тому же скрести когтями об металлический забор?"

Мой ответ: технический принцип крепления бутафорских рук Фредди (естественно, сделанных очень легкими - вы ведь всё равно видите в этой сцене лишь его силуэт) примерно такой же, как и в случае с шаром из "Фантазма". Тоесть, тонкая проволока или леска. Крупный план ярко искрящихся по металлу лезвий его перчатки снят отдельно. Через лезвия перчатки и металлическую поверхность забора пропускается слабое напряжение - отсюда и искры. Важно запомнить: в исскустве специальных эффектов нет абсолютно ничего сложного! Ваши возможности всегда ограничиваются лишь вашей собственной фантазией, а не наоборот. Действует старый принцип циркового фокуса: обмани чужие глаза подручными средствами!



© Сергей Могилевский subfocus.ru

© Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов