купить Апекслокатор ЭндоЭст-Апекс 02

Джон Карпентер (John Carpenter)

Джон Ховард Карпентер родился 16 января 1948 года в Карфагене (Картадже) в штате Йью-Йорк. Так как его отец получил место декана музыкального факультета Западного Кентукского Университета, вся семья переехала в Боулинг Грин, Кентуки. Сам Джон также поступил в этот Кентукский Университет, после которого он учился в "киношколе" в Лос-Анджелесе, которая является одним из многочисленных подразделений Южнокалифорнийского университета. В 1962 он начал снимать короткие фильмы. В 1970 он снял короткий вестерн "Воскрешение Бронко Билли", где был режиссером, композитором и монтажером фильма (к жанру вестерна он вернется лишь дважды - оба раза в начале 90-х, написав сценарий для телевизионных вещей). За него же он получил награду Академии Кино (т.е. Оскара) в категории "Малые вещи". Получить такую награду будучи студентом, это хорошее начало карьеры, не так ли?

Так же, пока учился, он начал работу над фантастической комедией "Темная звезда" (Dark Star), которая из короткометражки выросла в полноценный фильм и вышла в кинотеатрах в 1974 году (всего на его производство было затрачено 60 тысяч долларов). В середине 70-х он основывает группу "The Coupe de Villes", в которой кроме него играют режиссеры Tommy Lee Wallace и Nick Castle. Его следующим (1976) фильмом стал "Нападение на 13-ый участок", боевик, про который многие говорят, что уже в нем проявился талант Карпентера (я его не видел, поэтому утверждать этого не могу). А еще через два года он совершил прорыв не только в личной карьере, но во всем жанре ужасов - сняв "Хэллоуин" он не только создал самые успешный независимый фильм своего времени, но обессмертил свое имя и положил основы мощному течению в фильмах ужасов - "слэшеру" (по нашему потрошилкам). Дело Майкла Маерса живет и по ныне! О нем я еще обязательно буду писать, так что на этом и ограничимся. В 1979 году Карпентер женился на актрисе Эдриэнне Барбё. Следующим его фильмом стал "Туман", о котором вы можете прочитать ниже. В обоих своих первых фильмах ужасов он является не только режиссером, но сценаристом и композитором.

Следующий фильм - "Побег из Нью-Йорка" (1981), наверное, знаком многим. Это фантастический боевик про то, как грабитель Змея Плисскен освобождает президента США из ставшего тюрьмой Нью-Йорка. На съемках этого (уже с солидным бюджетом) фильма Карпентер знакомится с Куртом Расселом, который не только еще будет сниматься в фильмах Карпентера, но и станет его личным другом. Этот фильм доказал, что Карпентер является коммерчески успешным режиссером, которому можно доверить и более солидный бюджет (6 миллионов "Побега" принесли в одних Штатах более 25 миллионов). Далее последовали фильмы ужасов "Это" (The Thing, 1982) и "Кристина" (Christine, 1983 по роману Кинга), о которых я также как-нибудь расскажу. "Это" (The Thing) считается одним из лучших фильмов Карпентера, а "Кристина" стала очень хорошей экранизацией кинговского романа (мне фильм понравился даже больше чем книга).

В 1984 Карпентер снимает романтическую историю "Звездный человек" (Starman) о том, как инопланетянин, приняв облик мужа молодой вдовы, просит перевезти ее из одного штата в другой. Конечно силы зла, в лице правительства США, пытаются этому помешать. Начиная с "Этого" Карпентер перестает писать сценарии для своих фильмов. Также в "Этом" и в "Звездном человеке" не он создает музыку для фильма, а в "Кристине" он впервые появляется на экране. Крупные кинокомпании предъявляют крупные требования и не дают делать то, что взбредет в голову. В том же 1984 он разводится со своей первой женой - Эдриэнной Барбё.

Его новый фильм "Большие разборки в Маленьком Китае" (Big Trouble in Little China, 1986) становится одним из наиболее успешных фильмов режиссера. В этом фантастическом боевике вновь снялся Курт Рассел (который явно стал главным исполнителем подобных ролей в фильмах Карпентера). Но кроме успеха этот фильм (для которого Карпентер также создавал и музыку) принес и перемены - раздраженный постоянным давлением со стороны крупных киностудий и их постоянным вмешательством в творческий процесс, режиссер рвет с ними и уходит на вольные хлеба, вновь принимаясь за фильмы с более скромным бюджетом. Еще в 1981 году он открывает и новую для себя профессию - продюсера. Он продюсирует продолжение своего шедевра "Хэллоуин 2", а в 1982 и третью часть "Хэллоуина". В 1984 продюсирует приключенческий фильм "Эксперимент Филадельфия". В 1986 году он вновь берется за продюсерство - фильм "Восход черной луны", для которого он также написал сценарий.

Его первым фильмом второго периода "независимости" стал "Князь Тьмы" (Prince of Darkness, 1987), даже по названию ясно, что это фильм ужасов. Далее следуют "Они живут!" (They Live!, 1988) и "Воспоминания невидимки" (Memoirs of an Invisible Man, 1991) - фантастика со слабым налетом ужасов. В первых двух он исполнял свою классическую тройную роль - режиссер, сценарист, композитор. В "Невидимке" он ограничился только ролью режиссера. Все три фильма далеки от успеха - видимо мастеру не просто дался переход с крупных бюджетов на малые, ни один из этих трех фильмов не стал бесспорным хитом (хотя "Князь Тьмы" оставил след и был прибыльным). После 1991 наступил кризис творчества - Карпентер несколько лет не выпускает ни одного фильма. Он уходит на телевидение, где в 1993 году создает телесериал "Трупы" ("Body Bags"). Еще в 1990 он женился на Сэнди Кинг, которая и по ныне является его супругой.

Зато в 1995 году он поражает дублем - это "Деревня проклятых" и "В пасти безумия". В обоих он был режиссером и композитором. В перовом из этих фильмов уже чувствуется возрождающаяся мощь его таланта, а в "В пасти безумия" он достигает своего апогея. Но публика этого не оценила, оба фильма провалились в прокате. И это его сломило. Карпентер вернулся во власть Больших Студий с опущенной головой.

В 1996 году он снимает свой первый (и пока единственный) сиквел - "Побег из Лос-Анджелеса" (Escape from L.A.), в котором вновь появляется Курт Рассел в роли Змеи Плисскена. Фильм неплохой, но в нем чувствуется усталость режиссера, и ему не хватает какой-то легкости первой части. Через два года он снимает "Вампиров", в которых остается очень мало от ужасов, это скорее фантастический боевик. И главное - в нем не чувствуется руки мастера, этот фильм мог снять практически любой из солидных Голливудских режиссеров. Он сделан без отступлений от канонов киноиндустрии. Поэтому я смею утверждать, что Карпентер умер - от него осталась лишь тень. И я не ожидаю ничего хорошего от выходящего в этом году нового фильма Карпентера - "Призраков Марса".

Карпентер снял следующие фильмы ужасов:

"Хэллоуин" (Halloween) (1978)

"Туман" (The Fog) (1980)

"Это" (The Thing) (1982)

"Кристина" (Christine) (1983)

"Князь тьмы" (Prince of Darkness) (1987)

"Деревня проклятых" (Village of the Damned) (1995)

"В пасти безумия" (In the Mouth of Madness) (1995)

"Вампиры" (Vampires) (1998)

"Призраки Марса" (Ghosts of Mars) (2001)



© Сергей Могилевский subfocus.ru

© Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов