Лучио Фульчи (Lucio Fulci)

Лучио родился в Риме 7 июня 1927 года. Зародилась его кинокарьера в начале 50-ых годов, начинал он сценаристом дешевых комедий и помощником режиссера (правда в этой роли он побывал лишь трижды, и то только на заре карьеры). С 1952 по 1959 он продал семь киносценариев по которым были поставлены фильмы, С 1962 года он начинает не только писать сценарии, но и довольно часто уже ему самому доверяли воплощать их в фильмы. Причем в первом же режиссерском дебюте (в 1959) Фульчи открыл молодой талант - Андриано Челинтано. Как признавался сам Фульчи сменить профессию сценариста на режиссера его заставила женитьба на "мисс Мне нужны деньги" (ведь режиссерам платят больше, чем сценаристам). Однако, вскоре, этот брак не просто разочаровал его, а внутренне выжег на долгие годы, до самых последних дней оставляя ему любить из целого мира лишь двух собак и дочерей.

В 1966 году Фульчи уходит из жанра комедии и создает свой первый спагетти-вестерн "Время резьни" (Tempo di massacro), в которой снялся молодой Франко Неро. Уже в нем четко прослеживалась его мысль относительно того, что "жестокость - это итальянское искусство!". "Представь себе молодого Франко Неро в главной роли, много крови, стрельбы и наконец, великолепный финальный поединок двух основных героев, на полуразрушенном мосту, над внутренним двориком, заканчивающийся снова кровью, падающим вниз телом негодяя и садиста в белоснежном костюме и туча потревоженных им, таких же белых голубей" (Андрей Исканов).

В 1969 году снимает, самую дорогую его сердцу картину - "Беатрис Ченчи", основанную на реальном факте из итальянской истории. Жесткая история преступления и наказания во времена Инквизиции, но чем-то смахивающую на сериал об Анжелике. Причём, в этом, его первом (хотя и с очень большой натяжкой) фильме ужасов, специальный грим ещё полностью отсутствует, а режиссер, еще пытается показать не только боль и кровь, но и сказать своё слово о любви. К хоррору ее относят скорее условно, из-за присутствующей в фильме некоторой жестокости (по сравнению с позднейшими фильмами Фульчи ее там нет напрочь). В этом же году создан фильм "Один на другом" (Una sull'altra, англ. One on Top of the Other), который иногда называют его первым джиалло, хотя хоррор-элементов в нем практически нет. Это скорее помесь детектива с драмой.

В 1972 году по инициативе американцев, заинтересовавшихся молодым итальянским режиссером, Фульчи снимает свой единственный американский фильм - "Белый клык", с Франко Неро в главной роли. Экранизация Джека Лондона оказалась настолько успешной, что Фульчи дали денег на его продолжение. И тут, Фульчи разочаровал своих заокеанских партнёров - крови было явно несколько больше, чем нужно для семейного просмотра. И хотя "Возвращение Белого клыка" (1974) состоялось, дорога Фульчи в большой кинематограф, навсегда была ему закрыта. Да и с Франко Неро, он больше никогда не встречался на съемочной площадке...

Но нас больше интересует предыдущий - 1971 год. Именно тогда состоялось появление Лучио Фульчи на хоррор-арене. Он выпустил джиалло под названием "Ящерица под женской кожей" (Una Lucertola con la pelle di donna, англ. A Lizard in a Woman's Skin), которым сразу заслужил и уважение поклонников жанра, и скандальную известность. Фильм был довольно неплохим, с очень мощным ощущением бреда. В фильме была сцена в которой демонстрировались, агонизирующие искалеченные собаки, созданные специально для фильма будущим отцом Чужого, Кинг-Конга, Инопланетянина и др. Карло Рамбальди. Но в то время Фульчи пришлось доказывать на суде, что собаки были искусственными. Ему грозило два года тюрьмы, не смотря на то, что в действительности он очень любил собак. На его счастье, в суд явился сам Рамбальди, захватив с собой одну из тех искусственных собак, и прим помощи встроенных в нее воздушных камер и воздуховодов, убедительно доказал, как именно этот муляж дышал перед камерой. И хотя, Фульчи был оправдан, больше он никогда не показывал в своих фильмах насилие над животными. Пускай даже и искуственными.

Его следующий джиалло - "Не пытай утенка" (Non si sevizia un paperino, англ. Don't Torture the Duckling) стал его первым шедевром. Это один из самых лучших фильмов Фульчи, который понравится даже тем поклонникам ужасов, которые не в восторге от позднего Фульчи. Но не смотря на это "Не пытай утенка" остается одной из самых малоизвестных его работ, только самые преданные фаны помнят об этом фильме (странный парадокс). В отличии от его более поздних фильмов, в этом содержится всего лишь одна сцена шокирующего насилия. Но эта кульминационная сцена гораздо больше, чем насилие ради насилия, в ней полно чувств и эмоций, проявляются характеры героев. Но в целом фильм оказался на очень высоком уровне (хотя и не без изъянов).

В 1975 он выпускает два фильма, один из них - комедия ужасов (скорее просто комедия на тему ужасов) "Дракула в провинции" (Cav. Costante Nicosia demoniaco ovvero Dracula in brianza, англ. Dracula in the Provinces), и еще один вестерн "Четверо для апокалипсиса" (Quattro dell'apocalisse). В следующем году он делает свою последнюю комедию, и затем завязывает с этим жанром (последний вестерн - Sella d'argento он снимает в 1978) и практически полностью переключается на "фантастическое кино" (именно к этому жанру Фульчи причислял большинство своих фильмов, хотя мы, конечно, знаем, что от традиционной фантастики он был весьма далек).

1977 - год создания третьего, и последнего джиалло - "Семь нот в черном" (7 note in nero), но он получился слабее, чем его предыдущие работы в этом жанре и после него Фульчи находит свою нишу в кровавых фильмах о зомби, где он становится одним из идолов. Позже он вернется к стилистике джиалло в нескольких "фантастических джиалло", но традиционных представителей этого жанра он будет избегать.

Следующий фильм Фульчи стал поворотным в его судьбе, поэтому стоит рассказать о нем немного подробнее. С конца 1978 по 1979 год он снимает свой самый знаменитый фильм "Зомби" (очень много где указывается, что годом его выпуска был 1980, хотя на самом деле это произошло годом раньше - в 1979). Его бюджет был совсем маленький, составленный из денег, данных тремя независимыми кинопроизводителями, неплохой актерский состав (сестру известной американской актрисы Мии Фэрроу Тису, прекрасного характерного актёра европейского кино 70-ых Ричарда Джонсона и "почти" звезду итальянского кино Ольгу Карлатос), а также молодого Джианетто де Росси, который создавал все специальные эффекты фильма. Сценарий фильма был вдохновлен более классическими зомби-фильмами, а не творениями Джорджа Ромеро, как это принято считать. Но к тому моменту, как фильм уже собрались выпускать на экраны, Дарио Ардженто выпустил в Италии немного переделанный фильм Ромеро "Рассвет мертвецов", и именно под названием "Зомби". Так что, Фульчи, которого и без того бесило вечное зависание в тени молодого маэстро, ничего не оставалось делать, как выпустить в Италии свой шедевр под названием "Зомби 2", что послужило в своё время источником невероятной путаницы в кругах фанатов, сравнимой разве что с подсчетом несуществующих серий "Звездных войн", у нас в конце 80-ых. Вот только у нас со "Звездными войнами" все же разобрались, а фанаты фильмов про зомби на первых порах до сих пор не могут разобраться во всей этой мешанине. Ведь "Зомби 2" был выпущен в США под своим оригинальным названием - "Зомби", а его сиквел - "Зомби 3" под названием "Зомби 2". Наличие американских версий фильмов вносит еще больших разлад и усиливает неразбериху. При этом фильм Фульчи оказался настолько близок по духу и стилю фильмам Ромеро, что его зомби-дилогия органично воспринимается как часть эпопеи "живых мертвецов". Многие фанаты зомби-жанра считают, что "Зомби" фульчи лучше рассматривать как предысторию "Рассвета мертвецов" Д. Ромеро, а вовсе не как продолжение. Стоит отметить, что как всегда у Фульчи, "Зомби" делались в жутко нервозной обстановке, ибо маэстро имел привычку крыть крутым итальянским матом, тех кто не понимал его с первого раза. Тем не менее, как только съемки были окончены, Фульчи объявил своей команде, что они только что сделали классику фильмов ужаса и что фильм не может быть успешным, если он не сделан в атмосфере сильной нервной напряжённости. И он оказался прав - фильм стал классикой жанра зомби. Это определило его судьбу - теперь он неразрывно связан с зомби и ужасами.

В 1980 году вышло два фильма Фульчи - "Город живых мертвецов" (о котором я буду рассказывать подробнее) и "Черный кот" (Gatto nero), а в следующем выпустил 2 и 3 части своей специфической зомби-трилогии "Извне" ( L'aldila) и "Дом за кладбищем" (Quella villa accanto al cimitero), которые кроме общих интонаций объединяет и актриса Катриона МакКолл (что дает дополнительные причины объединять эти фильмы в трилогию). "Извне", который у нас также известен под названием "Седьмые врата ада" (или просто "Врата ада") считается шедевром Фульчи, квинтэссенцией его творчества.

Затем Фульчи на время отвернулся от зомби, которые его прославили и вернулся к созданию джиалло. В 1982 вышли "Нью-йокрский потрошитель" (Squartatore di New York) и "Одержимые" (Manhattan Baby), после чего несколько лет вообще не делал фильмов ужасов, а в 1987 выпустил "Энигму" (Aenigma). Все три фильма во всю используют стилистику и типажи джиалло, но выходят за его рамки из-за сильной примеси мистики и т.п. В этом Фульчи похож на Ардженто - он тоже перешел от классических джиалло к созданию сверхъестественных джиалло.

За то время, что Лучио отдыхал от ужасов, он создал несколько фильмов в других жанрах. В 1983 прямо на видео был выпущен его фильм "Воины 2072 года" (Guerrieri dell'anno 2072), классический пост-апокалиптический фильм, затем в том же году фэнтезийное приключение "Завоевание" (La Conquista), в 1984 и 1986 детективы "Мэрдеррок - танцующая смерть" (Murderock - uccide a passo di danza) и "Одержимость дьяволом" (Miele del diavolo) соответственно (названия фильмов прекрасно подошли бы и ужаснякам). В 1988 Фульчи наконец возвращается к зомби (чем несказанно обрадовал фанов жанра) и снимает продолжение своего фильма под названием "Зомби 3" (в США вышел как "Зомби 2"). Затем появилось еще пару фильмов ужасов. В 1989 Фульчи активно сотрудничает с телевидением и снимает два сериала - "Милый дом ужасов" (Dolce casa degli orrori) и "Дом часов" (Casa del tempo). В начале 90-ых он выпустил еще пять фильмов (последний в 1991), на чем его карьера закончилась. Последние годы своей жизни он провел в бездействии и забвении. Через пять лет, 13 мая 1996 года он скончался из-за диабета (вернее какой-то связанной с ним болезни). Не задолго до своей смерти он принял участие в написании сценария к фильму "Восковая маска", который он и должен был режиссировать, но он умер еще до начала съемок.

Это далеко не все фильмы, что снял Фульчи. В этом обзоре его творчества я практически не упоминаю о комедиях, документалистике и прочих фильмах, которые не относятся к жанру ужасов. И в его фильмографии я привожу только фильмы ужасов, которые Фульчи режиссировал, оставляя за кадром те многие вещи, для которых он написал сценарии или каким-то другим образом приложил руку к их созданию.

Лучио Фульчи довольно необычная личность, его влияние на традицию ужасов во всем мире весьма велико, однако его имя совершенно не известно большинству людей. Однако в относительно узком кругу ярых поклонников ужасов его имя является культовым. Фульчи выработал свой собственный, уникальный стиль фильмов, который сложно с чем-то спутать, и сильно повлиял на стилистику итальянской школы ужасов. Однако при всем этом его фильмы ужасов всегда были малобюджетными, и он сам оставался на задворках большого кинобизнеса.

"-Будучи Католиком, разве Вы не верите в Добро и Зло?

-Это может казаться странным, но я более счастлив чем кто-то, подобный Луису Бунюелю, кто говорит, что он ищет Бога. Я нашел Его в страданиях других, и мое мучение большее чем у Бунюеля. Поскольку я понял, что наш Бог -это Бог страдания. Я завидую атеистам; они не имеют всех этих проблем.

Истинно, что все мои фильмы являются ужасно пессимистическими. Но юмор и трагедия всегда присоединяются, так или иначе, к пессимизму. Если они подчеркивают трагическую сторону вещей, это может иметь смешной эффект. Суммируя, всё выше сказанное, срежиссировав так много комедий, когда я начал мою кинокарьеру, оказывается, очень полезным для моего истинного кино. Кино Фантастического."

(отдельное спасибо Андрею Исканову за предоставленную информацию).

Фильмы ужасов Лучио Фульчи:

  • 1) "Ящерица под женской кожей" (Una Lucertola con la pelle di donna, англ. A Lizard in a Woman's Skin) (1971)
  • 2) "Не пытай утенка" (Non si sevizia un paperino, англ. Don't Torture the Duckling) (1972)
  • 3) "Семь нот в черном" (7 note in nero, англ. Seven Notes in Black) (1977)
  • 4) "Зомби 2" (Zombi 2) (1979)
  • 5) "Город живых мертвецов" (Paura nella citta dei morti viventi, англ. City of the Living Dead) (1980)
  • 6) "Черный кот" (Gatto nero, англ. Black Cat) (1980)
  • 7) "Извне" (E tu vivrai nel terrore - L'aldila, англ. Beyond) (1981)
  • 8) "Дом за кладбищем" (Quella villa accanto al cimitero, англ. House by the Cemetery) (1981)
  • 9) "Нью-йоркский потрошитель" (Squartatore di New York, англ. New York Ripper) (1982)
  • 10) "Одержимые" (Manhattan Baby) (1982)
  • 11) "Энигма" (Aenigma) (1987)
  • 12) "Зомби 3" (Zombi 3) (1988)
  • 13) "Когда Алиса разбила зеркало" (Quando Alice ruppe lo specchio, англ. When Alice Broke the Mirror) (1988)
  • 14) "Призраки Содома" (Fantasma di Sodoma, англ. Ghosts of Sodom) (1988)
  • 15) "Голоса извне" (Voci dal profondo, англ. Voices from Beyond) (1990)
  • 16) "Ганс и Гретель" (Hansel e Gretel) (1990)
  • 17) "Кот в мозгу" (Gatto nel cervello, англ. Cat In the Brain) (1990)
  • 18) "Демония" (Demonia, англ. Liza) (1990)
  • 

    © Сергей Могилевский subfocus.ru

    © Copyright subfocus.ru. Разрешается публикация материалов сайта с обязательным указанием ссылки на сайт каталог фильмов ужасов